Основные термины и понятия. €

• Экономическая теория

• Макроэкономика

• Микроэкономика

• Цели экономической науки

• Экономический закон (принцип, обобщение)

• Дедукция

• Индукция

• Допущение "при прочих равных условиях"

• Экономическая политика

• Позитивные экономические взгляды

• Нормативные экономические взгляды

• Меркантилизм

• Физиократия

• Классическая политическая экономия

• Неоклассицизм

• Марксизм

• Кейнсианство

Основные термины и понятия. € - student2.ru Основные термины и понятия. € - student2.ru Г л а в а

Основные термины и понятия. € - student2.ru

ПОТРЕБНОСТИ, РЕСУРСЫ,

ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Л

юбой человек, решивший создать свое дело, должен найти ответы

на многие вопросы: где взять стартовый капитал, как найти необходимое помещение, с кем вступить в партнерские отношения, в каком банке открыть счет и др. Но первый вопрос, на который необходимо ответить, — что производить, в какой сфере приложить свои усилия? Это ключевой вопрос любой экономической деятельности. Его приходится решать не только отдельному человеку, но и обществу в целом.

Современная экономика, со множеством косвенных, промежуточных, скрытых связей, вуалирует очевидность ответа на вопрос "что производить". Если бы этот вопрос задали Робинзону или даже современному дачнику, он конечно ответил бы: "То, в чем есть потребность".

Потребности многообразны, разносторонни и постоянно развивающиеся. Вместе с тем производственные решения всегда приходится осуществлять с учетом имеющихся ограниченных ресурсов. Стремление удовлетворить на каждый данный момент возрастающие потребности наталкивается на относительную ограниченность ресурсов. Этому главному противоречию экономической деятельности посвящена вторая глава, где мы проанализируем две стороны названного противоречия (безграничные потребности и ограниченные ресурсы) и механизм его разрешения через наращивание производственных возможностей.

2.1

ПОТРЕБНОСТИ КАК ДВИЖУЩИЙ МОТИВ

ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сущность потребностей

Понятие "потребности" очень широко используется в современной экономической теории и некоторых других науках.

Теория управления (менеджмент), изучая мотивацию поведения человека, обнаруживает, что побудительным мотивом тех или иных действий с его стороны выступают потребности. Философия маркетинга,

Глава 2. Потребности, ресурсы, производственные возможности 25

Основные термины и понятия. € - student2.ru которую исповедуют очень многие современные предприниматели, гласит, что успех фирмы определяется умением наилучшим образом распознавать и удовлетворять потребности покупателей. И этот перечень можно продолжить. Так что же такое потребности?

Потребности — это внутренние побудительные мотивы деятельности человека. Иными словами — это состояние неудовлетворенности, которое человек желает изменить, или удовлетворенности, которое он желает продлить.

Человек, как правило, осознает свои потребности. Он понимает, что ему необходимо есть, пить, спать, одеваться и т. п. Однако существует множество потребностей, которые не прошли через сознание человека. На какое-то время они затаились в глубине его, и тот или иной толчок может выплеснуть эти потребности наружу.

Древний охотник гоняется за дичью, чтобы утолить голод, студент читает книгу для удовлетворения потребности в знаниях, семья идет в театр, чтобы отдохнуть, пообщаться с друзьями... Эти примеры наводят на мысль, что те или иные действия человека обусловлены существованием потребности. Но тогда возникает вопрос: откуда же появляются сами потребности? Можно ли говорить, что потребность — это полет человеческой фантазии, вымысел, который зарождается в человеческом сознании. В какой-то мере такое утверждение справедливо. Но, как правило, потребности возникают не на пустом месте, а выступают сами как следствие экономической деятельности. Поэтому, с одной стороны, должна существовать определенная потребность для того, чтобы человек занялся какой-либо экономической деятельностью, а с другой — именно эта деятельность порождает новую потребность.

Наши рекомендации