Ответственность за вред, причиненный незаконными действиями органов дознания, следствия, прокуратуры и суда
Вред, причиненный гражданину и юридическому лицу возмещается за счет казны РФ, ее субъекта или казны МО в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
1) Вред, причиненный гражданинув результате:
а) незаконного осуждения;
б) незаконного привлечения к уголовной ответственности;
в) незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде;
г) незаконного привлечения к административной ответственности в виде административного ареста (п. 1 ст. 1070 ГК).
2) Вред, причиненный юридическому лицув результате: незаконного привлечения его к административной ответственности в виде административного приостановления его деятельности
Если вред причинен названными органами государства в случаях, не подпадающих под указанный выше перечень, например в результате незаконного задержания гражданина в качестве подозреваемого или в результате незаконного применения к нему принудительных мер медицинского характера, он возмещается по общим правилам возмещения вреда, причиненного актами или действиями публичной власти.
Должностные лица названных государственных органов в указанных выше ситуациях обычно действуют от имени РФ на основании федеральных законов. Поэтому имущественную ответственность за результаты их незаконных действий также принимает на себя Российская Федерация за счет своей казны. В случаях, когда должностные лица правоохранительных или судебных органов в соответствии с законом действуют от имени субъекта РФ или муниципального образования, имущественную ответственность за их незаконные действия несет соответствующее публично-правовое образование за счет своей казны.
Субъекты.
Непосредственными причинителямивреда являются должностные лица органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда.
Ответчикамипо искам о возмещении вреда, причиненного гражданам перечисленными выше незаконными действиями правоохранительных и судебных от имени казны по общему правилу выступают финансовые органы.
Следовательно, причинитель вреда и субъект ответственности не совпадают. РФ или иное ППО имеют право регрессак соответствующему должностному лицу, но лишь при условии, что его вина установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Потерпевшие- граждане (ФЛ) или ЮЛ, в отношении которых совершено то или иное действие. В случае смерти потерпевшего право на компенсацию причиненного вреда переходит к его наследникам.
Условие наступления ответственности:
1. подтвержденная незаконность(противоправность) действий должностных лиц: оправданием потерпевшего; прекращением уголовного дела по реабилитирующим основаниям; прекращением уголовного преследования вследствие непричастности подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления; отменой вступившего в законную силу обвинительного приговора или постановления суда о применении принудительной меры медицинского характера; прекращением производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события правонарушения либо состава правонарушения.
2. Вред, причиненный в указанных выше случаях правоохранительными или судебными органами, подлежит возмещению независимо от виныих должностных лиц
Не является основанием для возмещения вреда прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям (амнистия; недостижение возраста; примирение обвиняемого с потерпевшим; отсутствие заявления потерпевшего; смерть обвиняемого; истечение срока давности и др.), а также снижение меры наказания на менее тяжкую, изменение квалификации правонарушения.
Вред возмещается в полном объеме, включая и необходимость возмещения гражданам морального вреда.
Порядок такого возмещения должен быть установлен специальным законом, в отсутствие которого в отношении вреда, причиненного гражданам, применяются правила п. 1 ст. 135 УПК, а также ранее принятые нормативные акты (в части, не противоречащей нормам ГК, УПК и других российских законов). Они предусматривают:
1) компенсацию потерпевшему утраченного заработка или иных доходов, а также пенсий и пособий;
2) возврат конфискованного, изъятого или арестованного имущества;
3) компенсацию выплаченных потерпевшим штрафов и судебных издержек, в том числе сумм за оказание юридической помощи;
4) возмещение иного ущерба, понесенного потерпевшим (в виде, например, утраченного им имущества, неполученных доходов и т.д.).
В отношении возмещения вреда, причиненного юридическим лицам, действуют общие правила, т.е. возмещение вреда возможно 2 способами:
- возмещение вреда в натуре (предоставление вещи того же рода и качества, исправление повреждений вещи и т.п.)
- возмещение причиненных убытков.
Компенсация морального вреда гражданам:
1. принесение реабилитированному официального извинения от имени государства за причиненный вред;
2. помещение в СМИ сообщения о реабилитации, если сведения о применении мер уголовного преследования в отношении реабилитированного лица были распространены по радио, телевидению или в иных СМИ;
3. направление по требованию реабилитированного письменных сообщений о принятых решениях, оправдывающих гражданина, по месту его работы, учебы или жительства.
Реабилитированный вправе в течение 3 лет со дня получения извещения обратиться с требованием о возмещении имущественного вреда в орган, постановивший приговор и (или) вынесший определение, постановление о прекращении уголовного дела, об отмене или изменении незаконных или необоснованных решений.
Не позднее 1 месяца со дня поступления требования о возмещении вреда судья, прокурор, следователь или дознаватель определяет его размер и выносит постановление о производстве выплат в возмещение этого вреда. Указанные выплаты производятся с учетом уровня инфляции. Если реабилитированный не согласен с размером возмещения вреда, он вправе обжаловать данное постановление.
Все эти правила не распространяются на возмещение вреда жертвам политических репрессий, в данном случае действуют нормы специального Закона РСФСР - «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г.
Билет 7
1. Право государственной и муниципальной собственности (субъекты, объекты, содержание). Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления.
Право государственной собственности в объективном смысле - совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу соответствующих территорий в лице РФ и субъектов РФ и устанавливающих порядок владения, пользования и распоряжения государственным (общенародным) имуществом.
В субъективном смысле право государственной собственности - принадлежность государству, субъектам РФ правомочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, которые собственники осуществляют по своему усмотрению с учетом общенародных интересов. В отличие от физических и юридических лиц они должны использовать государственную собственность по целевому назначению.