Эти основополагающие факторы будут являться залогом высокой конкурентоспособности магазина «Интерия»
2.3. Оценка рынков сбыта
Фирма ''Интерия'' будет действовать на растущем рынке специализированных консалтинговых фирм сферы бытового обслуживания, а также организаций, где оказание подобных консультаций является дополнительной услугой.
Сфера услуг является одной из самых перспективных, быстро развивающихся отраслей экономики. В нашей стране сфера услуг обгоняет производственную сферу по темпам роста и по появлению новых видов услуг, по ее приспособлению к потребностям рынка и потребителей.
Так, в последние годы в России наблюдается стремительное развитие рынка консультационных услуг. К началу 2000 г. в нашей стране работало более тысячи консультационных фирм, объединяющих около 10 000 специалистов. Иностранное слово "консалтинг" уже стало общепринятым.
По сути, консалтинг – это помощь, оказываемая внешними консультантами, в решении той или иной задачи.
Само понятие консалтинг довольно широкое, и ввиду этого оно мало что объясняет, ибо любая помощь клиенту при решении проблем имеет право называться консалтингом. Поскольку круг подобных проблем весьма широк, деятельность консультантов с трудом поддается какой-либо классификации. Существование огромного количества компаний, предоставляющих консалтинговые услуги как в каком-либо одном направлении, так и охватывающих полный спектр услуг данной отрасли, нисколько не облегчает эту задачу.
Основными тенденциями рассматриваемого рынка является рост фирм, оказывающих консалтинговые услуги, кроме того, все чаще действующие фирмы расширяют свою деятельность в направлении предоставления консультационных услуг.
Изучая размеры рынка, в первую очередь следует проанализировать географическое расположение, т.к. оно оказывает существенное влияние на конечные результаты в любой сфере деятельности. Фирма ''Интерия'' будет располагаться в Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, корп. 2,
3-й этаж, секция 327. ТЦ «Купеческий Двор» (м. Пионерская).
Потенциальными клиентами фирмы можно считать людей самого разного возраста города Санкт-Петербурга.
Для определения целевого рынка сбыта услуг, предоставляемых фирмой ''Интерия'', проведем сегментацию рынка методом группировок.
Потенциальный объем продаж услуг фирмы ''Интерия'' определяется суммой потенциального объема продаж по каждому виду услуг.
Спрос на услуги, предлагаемые фирмой, определяется качеством рекламы, увеличением доходов и размеров зарплат населения. Потребительский спрос на уже существующую услугу изучается посредством наблюдения за конкурентами, а спрос на новую услугу создаваемой фирмы определяется методом опроса.
2.4. Конкуренция на рынках сбыта
Область деятельности фирмы ''Интерия'' является довольно не новой, но быстро развивающейся. Хотя некоторые магазины, предлагающие пледы, в частности , основными конкурентами фирмы являются ( Текстильная компания «SoftlineCotton», "Монолит-Ленинград" ООО , "Северная Столица" ООО , "Текстиль Северо-Запад" ООО , "Белые ночи", ООО ).
ТЦ «Купеческий Двор» (м. Пионерская), в здании которой будет располагаться фирма ''Интерия'' является достаточно престижным и посещаемым местом в городе, следовательно, можно рассчитывать на более частую посещаемость, нежели посещаемость у конкурентов.
Многие потенциальные клиенты фирмы являются людьми работающим и режим работы фирмы ''Интерия'' для них будет более удобен, чем режим работы конкурентов.
Многим клиентам бывает очень сложно сразу определиться, какой плед выбрать и поэтому создание нескольких альтернативных моделей избавит их от необходимости немедленного выбора, даст возможность спокойно обдумать и сделать выбор.
Анализ сравнительных преимуществ конкурентов свидетельствует о том, что основным конкурентом фирмы является магазины фирмы "SoftlineCotton", однако разрыв в количестве балов довольно несущественен. Лидерство фирмы "SoftlineCotton" обуславливается тем, что фирма находится в том же торговом центре что и "Интерия".
Оценка сильных и слабых сторон фирмы в конкурентной борьбе свидетельствует о том, что фирма ''Интерия'' занимает в основном средние и выше среднего позиции, т.е. является конкурентоспособной. Однако доля рынка и престиж торговой марки фирмы оставляет желать лучшего (позиция ниже среднего уровня), однако ситуацию можно существенно изменить во – первых, проводя правильную маркетинговую политику, во – вторых, обеспечив максимально эффективное сервисное обслуживание.
Таблица 8 – Оценка сильных и слабых сторон фирмы в конкурентной борьбе
Наименование показателя | Оценка позиций | ||||
Явный лидер на рынке | Выше среднего уровня | Средний уровень | Ниже среднего уровня | Аутсайдер | |
I. Финансы | |||||
Отношение основного и оборотного капитала | * | ||||
Отношение объема продаж к стоимости активов | * | ||||
II. Производство | |||||
Численность работников | * | ||||
Производительность труда | * | ||||
III. Маркетинг | |||||
Доля рынка | * | ||||
Репутация товаров на рынке | * | ||||
Престиж торговой марки | * | ||||
Число потребителей | * | ||||
Цены на товары | * |
2.5. Маркетинг
Главное в маркетинге – целевая ориентация и комплексность, т.е. соединение предпринимательской, хозяйственной, производственной и сбытовой деятельности.
2.5.1. Цели и стратегии маркетинга
Целями и задачами фирмы являются:
- выход на рынок фирм г. Санкт-Петербурга, предоставляющих консалтинговые услуги;
- создание новой ''ниши'' на существующем сегменте рынка;
Целью маркетинга является обеспечение наличия нужного количества услуг для нужной аудитории, в нужном количестве, в нужное время, по подходящей цене, при осуществлении необходимой коммуникации и мер по стимулированию сбыта.
Основной целью деятельности фирмы является утверждение на рынке и получение достаточно стабильной прибыли.
Достижение указанных целей планируется посредством действия согласно следующей стратегии маркетинга.
Открытие фирмы ''Интерия'' планируется в Сентябре текущего года. Осень это период, когда многие представители готовятся к предстоящей зиме и запасаясь теплыми вещами не забудут приобрести и плед. Таким образом, можно рассчитывать на значительный спрос на услуги фирмы уже с первого месяца открытия. Особенно большой спрос будет наблюдаться в зимние месяцы.
Открытие фирмы в таком часто посещаемом, популярном месте как ТЦ «Купеческий Двор» будет способствовать скорейшему осведомлению потребителей о существовании фирмы, и предоставляемых ее услугах. Кроме того, информация о фирме будет распространяться посредством рекламы в печатных средствах (''Центр плюс Санкт-Петербург'', ''4room:/форум профессионалов", 'Metro Петербург'' "Бизнес-Центр") через радиовещание и Интернет.
2.5.2. Ценообразование
Неосязаемый характер услуг затрудняет процесс ценообразования. Кроме того, для многих видов услуг не существует каких – либо узаконенных правил ценообразования. Поэтому каждой фирме приходится устанавливать свои собственные цены, что является не простой задачей.
Действительные расценки на услуги не являются результатом простых бухгалтерских операций, как правило, они устанавливаются с учетом ряда факторов:
– уникальность услуги;
– какую цены покупатели готовы заплатить за услугу;
– сопоставимы ли цены с ценами конкурентов. /регистр/
Цены на услуги фирмы следует установить средние, т.к. удельный вес людей, имеющих низкий и средний доход в месяц выше, чем процент, людей уровень дохода которых значительно выше среднего. Однако на новый вид услуги цена может быть несколько выше.
Указанная политика ценообразования нацелена на обеспечение стабильности и создание имиджа престижной консультационной фирмы.
Выбор цены зависит от размера издержек.. Расчет себестоимости был проведен в соответствии с Постановлением ''О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли'' от 5 августа 1992 г. N 552. /
Расчет арендной платы производился согласно формуле
Ар=S*P
где Ар – арендная плата;
S – необходимая площадь;
P – стоимость 1м2;
Размер годовых амортизационных отчислений основных производственных фондов на полное восстановление был определен в соответствии с Положением ''О порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в натуральных хозяйствах'' от 29 декабря 1990 года № ВГ – 21 – Д.
Расчет расхода бензина АИ 92 был произведен по формуле Рб=Пд*Д*Нр*Ц
где Рб – средне – месячный расход бензина;
Пд – средне – дневной пробег автомобиля;
Д – количество дней эксплуатации;
Нр – норма расхода бензина на 1 километр пути, составляет 0,15 л;
Ц – цена одного литра бензина АИ 92.
При этом средне – дневной пробег автомобиля определялся с учетом следующих положений:
1.обслуживая одного клиента, автомобиль совершает путь равный 3 километрам,
2. прогнозируемый поток клиентов следующий:
- в течение месяца перед праздником – 4 клиента в день;
- в период двух недель до праздника – 10 клиентов в день;
- в остальные дни – 1 клиент в день.
Стоимость одного литра бензина АИ 92 составляет 29,36рубля.
2.5.3. Продвижение товаров
Система продвижения услуг – это искусство создавать условия, при которых покупатель сам себя убеждает сделать покупку или заказ на обслуживание.
Продвижение консультационных услуг порой затруднено, т.к. фирма не может показать ''образец своей услуги'', в частности это относится к услуге оказания консультаций по подбору ткани, фурнитуры.
Поэтому основной стратегией фирмы при продвижении услуг на рынок является эффективные отношения с клиентами. Здесь фирма будет придерживаться простой, но очень эффективной формулы :
Постоянная + здравый +профессиональная = эффективные отношения
учтивость смысл гордость с клиентами
Эффективные отношения с клиентами будут способствовать увеличению числа клиентов фирмы, формированию имиджа, престижа торговой марки, это обуславливается спецификой клиентуры фирмы – женщинам наиболее характерна, так называемая, реклама из ''уст в уста''.
Кроме того, для продвижения услуг фирма будет вести активную рекламную компанию, особенно в первые месяцы функционирования. Основная задача рекламной компании – обеспечить посещаемость с первых дней работы фирмы, занять преуспевающую позицию на рынке.
В перспективе на ближайшее будущее (предположительно через 3 года с начала существования) фирма планирует применение дополнительных методов продвижения услуг, в частности предполагается выделение части свободных средств на спонсирование различных акций и мероприятий, проводимых в городе Санкт-Петербурге.
2.6. Менеджмент
Фирма ''Модельер'' будет зарегистрирована индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица Кирилловой Юлии Вячеславовне.
Владелец ЧП ''Интерия'' Кириллова Ю.В., имеет диплом об окончании Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОН) на факультете Высшая школа экономики и менеджмента по специальности Мировая экономика является первоклассным специалистом и имеет достаточный опыт работы в рассматриваемой области деятельности.
Т.к. в сфере услуг предметом наиболее жесткой конкуренции является качество обслуживания, индивидуальный предприниматель Кириллова Ю.В. предъявляет жесткие требования не только к профессионализму, но и к личным качествам потенциального сотрудника.
Отбор потенциальной сотрудницы будет проводиться согласно следующим критериям:
- женщина и мужчина в возрасте от 22 лет;
- образование высшее или средне – специальное;
- коммуникабельность;
- владение правилами хорошего тона;
- творческий потенциал;
- знание своего дела;
- наличие водительских прав с разрешением категории ''В'' (легковые автомобили).
Правовые вопросы, связанные с трудовой деятельностью наемного сотрудника будут регламентироваться трудовым договором, заключаемым с фирмой при приеме на работу.
Режим работы фирмы соответствует режиму работы ТЦ «Купеческий Двор» (понедельник – пятница с 900 до 1800, суббота – с 1000 до 1700, воскресенье – с 1000 до 1600) и является преимуществом фирмы в конкурентной борьбе.
2.7. Правовое обеспечение
Правовая форма организуемого дела – индивидуальное частное предпринимательство. ЧП ''Интерия'' будет зарегистрирована в соответствии с законом о Закон РСФСР от 7 декабря 1991 г. N 2000 – I "О регистрационном сборе с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и порядке их регистрации", на имя Кирилловой Юлии Вячеславовны в отделе управления финансами Санкт-Петербурга. Открытие новой фирмы сопровождается рядом процедур.
Для государственной регистрации будут предоставлены следующие документы:
- заявление по уставной форме;
- документы об уплате регистрационного сбора;
В результате регистрации будет получено свидетельство о государственной регистрации.
Далее в Госкомстате будут присвоены классификационные коды и классификационные признаки.
В течение 15 дней с момента регистрации предприниматель Кириллова встанет на учет в налоговом органе. Постановка на учет будет проведена в соответствии с Приказом государственной налоговой службы РФ от 27 ноября 1998 года № ГБ – 3 – 12/309 ''Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц''.
Завершающим этапом юридических аспектов образования фирмы ''Интерия'' станет открытие расчетного счета в Сберегательном банке.
Кроме того, предпринимателю необходима печать для придания юридической силы документам, возникающим в процессе предпринимательской деятельности.
Согласно Федеральному Закону ''О лицензировании отдельных видов деятельности'' деятельность ЧП ''Интерия'' лицензированию не подлежит.
Юридический адрес ЧП ''Интерия'' –.ТЦ «Купеческий Двор» (м. Пионерская) Санкт-Петербург, Коломяжский пр., д. 15, корп. 2,
3-й этаж, секция 327 непосредственная деятельность осуществляется по адресу ул. Полевая, строение №43.
В своей деятельности ЧП ''Интерия'' руководствуются местными, региональными и федеральными правовыми актами.
В соответствии с действующим налоговым законодательством, налоговая нагрузка на индивидуального предпринимателя Кириллову Ю.В. сводится к уплате единого налога на вмененный доход. Уплата налогового взноса регламентируется Федеральным Законом РФ ''О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности'' от 31 июля 1998г. № 148 и Законом Ленинградской области ''О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности на территории Ленинградской области'' от 28 апреля 1999г. № 150 – ОЗ
Финансовые аспекты деятельности, в частности состав затрат, включаемых в себестоимость услуг, регламентируется Постановлением ''О составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли'' от 5 августа 1992 г. N 552.
2.8. Оценка риска
При всех положительных моментах разработанного проекта следует оценить опасность не достижения поставленных целей, прогнозных значений.
Деятельности ЧП ''Интерия'' может быть подвергнута следующим рискам:
- изменение отношения властей;
- рост налогов;
- снижение платежеспособности населения;
- активизация старых конкурентов, появление новых;
- отказ в аренде помещения;
- выход из строя автомобиля;
- возможность автомобильной катастрофы;
- неудачный выход на рынок.
Оценим риски согласно одной из методик, используя следующую шкалу:
0 – несущественный риск;
0.25 – риск, скорее всего не реализуется;
0.50 – о наступлении события ничего определенно сказать нельзя;
0.75 – риск, скорее всего, проявится;
1 – риск реализуется.
Оценив рассматриваемые риски по данной шкале, получим следующее:
- изменение отношения властей (0.75);
- рост налогов и инфляция (0.75);
- снижение платежеспособности населения (1);
- появление конкурентов на новый вид услуг (0.75);
- отказ в аренде помещения (0.75);
- выход из строя автомобиля (1);
- возможность автомобильной катастрофы (1);
- неудачный выход на рынок (0,75);
Таким образом, наиболее вероятно наступление риска снижения платежеспособности населения, и риска автомобильной катастрофы. Вероятность наступления остальных видов риска одинакова.
Возможные мероприятия по предотвращению рисков и уменьшению отрицательных последствий представлены в таблице 11.
Таблица 11 – Возможные мероприятия по предотвращению рисков и
уменьшению отрицательных последствий.
Наименование риска | Возможные мероприятия |
Изменение отношения властей | – |
Рост налогов и инфляция | – |
Снижение платежеспособности населения | Снижение цен |
Активизация старых конкурентов, появление новых | Корректировка методов продвижения, проведение маркетинговых исследований, концентрация усилий, увеличение рекламы. |
Выход из строя автомобиля | Периодическая проверка и своевременный ремонт автомобиля. |
Отказ в аренде помещения | Своевременный анализ возможности продления сроков аренды. Владение оперативной информацией о рынке недвижимости, предоставляемой в аренду. |
Возможность автомобильной катастрофы | Соблюдение правил дорожного движения, периодическая проверка и своевременный ремонт автомобиля. |
Неудачный выход на рынок | Проведение активной рекламной кампании в первые месяцы функционирования на рынке, выбор эффективной маркетинговой стратегии |
2.9. Финансовый план
Данный раздел бизнес-плана рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования имеющихся денежных средств на основе оценки текущей финансовой информации и прогнозов реализации услуги в последующие периоды.
В этом разделе необходимо подготовить сразу несколько документов:
- прогноз объемов реализации;
- баланс денежных расходов и поступлений;
- таблицу доходов и затрат.
Прогнозные значения начального периода деятельности определяются числом клиентов в день. Основываясь на наблюдениях за деятельностью конкурентов, было установлено, что количество клиентов напрямую зависит времени года. Так, покупательная активность клиентов перед холодами повышается приблизительно в 2 раза, а за две недели – в 4 раза.
Анализ проведенного прогноза объемов продаж свидетельствует о значительной подверженности объема продаж сезонным колебаниям. Так, увеличение выручки наблюдается в холодные месяцы (первая половина сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь, январь, февраль, март, вторая половина апреля, май, июнь, август).
Рост реализации услуг в сентябре – октябрь обусловлен сменой сезона, которая характеризуется похолоданием. В мае будет наблюдаться значительный спад объемов продаж услуг и соответственно превышение расходов над доходами. В июнь - август снова произойдет увеличение объемов продаж. Это обуславливается сменой сезона.
Увеличение прибыли происходит только за счет увеличения числа клиентов, т.к. в течение трех анализируемых лет цены останутся постоянными.
Из баланса расходов и доходов можно определить соотношение постоянных и переменных затрат в общей их структуре (см. табл. 12).
Таблица 12 – Структура затрат ЧП ''Интерия''
Вид затрат | 1 год | 2 год | 3 год |
Постоянные | 0,86 | 0,77 | 0,84 |
Переменные | 0,14 | 0,16 | 0,23 |
Итого | 100,00 | 100,00 | 100,00 |
Данные таблицы показывают, что значительную долю в общей структуре затрат составляют постоянные затраты. Их доля снижается на второй год деятельности фирмы в основном за счет того, что из статей затрат выбывает строка затрат на выплаты кредита. На третий год, в связи с увеличение количества клиентов увеличивается и доля переменных затрат.
На основе полученных прогнозных значений финансовых результатов деятельности фирмы ''Интерия'' рассчитаем некоторые финансовые коэффициенты, характеризующие ее деятельность.
Рентабельность реализации определяется как отношение валовой прибыли от реализации к полной себестоимости продукции.
Рентабельность предлагаемых услуг в течение трех прогнозируемых лет постепенно возрастает, так, в первый год функционирования на рынке составляет 0.68, в последующие два года уже достигает 0.9. Данный коэффициент показывает способность фирмы контролировать себестоимость услуг. Увеличение коэффициента в динамике подтверждает правильность выбора стратегии маркетинга и ценовой кампании фирмы.
Так как, для реализации представленного бизнес – плана предполагается привлечение заемных средств, то начиная со второго месяца в будут произведены отчисления от остатка денежных средств на конец месяца. Проценты за кредит начисляются ежемесячно и включены в себестоимость.
Основываясь на данных, полученных при проведении вышеописанных вычислений, определим точку безубыточности (нулевую точку), т.е. такой объем производства, при котором предприятие не будет иметь ни прибыли, ни убытков, и построим график достижения безубыточности.
Точку безубыточности определим согласно методике системы ''Директ – костинг''. Согласно выбранной методике необходимо перегруппировать затраты, включаемые в себестоимость на постоянные и переменные. Значение точки безубыточности можно определить визуально (по графику) и посредством математического аппарата. Тб = ,
где Тб – точка безубыточности;
Ц – цена единицы услуги;
С – постоянные затраты;
Vед – переменные затраты на единицу услуги.
Значение точки безубыточности, определенное по графику подтверждается аналитическим расчетом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате работы по созданию бизнес – плана был проведен анализ рынков консалтинговых услуг города Санкт - Петербурга, проанализированы основные конкуренты создаваемой фирмы, проведен анализ спроса и предложения на услуги создаваемой фирмы, определена точка безубыточности деятельности фирмы, финансовое планирование ее деятельности и др.
Исследование рынка показало, что основными клиентами фирмы будут являться клиенты разных возрастов.
Основными целями своей деятельности фирма ставит выход и закрепление на рынке консалтинговых услуг г.Санкт - Петербурга, получение стабильной прибыли, от продажи пледов.
Срок окупаемости первоначальных инвестиций составляет 2 года 3 месяц.
В течение прогнозируемого периода развития фирмы предполагается постепенное ежегодное увеличение количества клиентов, а соответственно и увеличение прибыли.
На основе прогнозного количества клиентов были получены основные экономические показатели, характеризующие деятельность фирмы.
Рассчитанный коэффициент рентабельность реализации показывает способность фирмы контролировать себестоимость услуг. Увеличение коэффициента в динамике подтверждает правильность выбора стратегии маркетинга и ценовой политики кампании фирмы. В течении трех лет происходит увеличение уровня прибыльности фирмы, что свидетельствует о том, что фирма постепенно утверждается на рынке.
Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что проект создания консалтинговой фирмы достаточно выгоден и перспективен.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бусыгин А. В. Предпринимательство, учебник для вузов, М.: ИНФРА-М, 1997 г. - 608 с.