Миф о высшем образовании от Брайана Франклина
В нашей системе существует миф о карьере и деньгах, в который мы поверили. Причина того, что этот миф так глубоко укоренился в нашем сознании, – в том, что его внедрила маркетинговая машина высшего образования. Суть этого мифа заключается в том, что чем лучше вы владеете своей профессией, тем выше вероятность вашего успеха. Так, если вы врач и станете лучшим врачом, чем другие (обучаясь в подходящих учебных заведениях, упорно изучая нужные предметы), это позволит вам стать более успешным врачом. Если вы механик и станете лучшим механиком, вы добьетесь больших успехов на этом поприще. Если вы программист и станете лучшим программистом, то будете более успешным в этой сфере.
Это миф. Почему машина высшего образования хочет, чтобы мы в него верили? Давайте подумаем, что система высшего образования продает нам во всех своих университетских программах и программах профессиональной подготовки? Эта система продает следующее: «Станьте лучшим в своей профессии. Для этого достаточно поступить в нашу магистратуру!»
Однако на примере лучших в мире специалистов любой сфере (например, в медицине, юриспруденции, писательстве, музыке, корпоративном менеджменте, актерской игре или в чем угодно другом) можно увидеть, что все они добились разного уровня успеха. Некоторые из них стали невероятно успешными, у других нет ни гроша за душой. Возьмем, к примеру, лучших в мире актеров (с профессиональной точки зрения). Некоторые из них стали суперзвездами. А некоторые спрашивают вас в ресторане, не желаете ли вы посмотреть меню десертных блюд.
Более того, если проанализировать группу самых лучших специалистов в любой профессии, то окажется, что у них совершенно разный уровень квалификации. Некоторые из этих людей владеют своей профессией в совершенстве, некоторые – до смешного плохо. Иногда даже непонятно, как они добились высокого положения, учитывая крайне низкий уровень квалификации. Так бывает не только в актерской профессии, но и в любой другой.
Подобное происходит потому, что успех – это своего рода мастерство . Есть профессиональные навыки. А еще есть навыки достижения успеха, которым тоже необходимо учиться. По своему опыту могу сказать, что освоение навыков успеха требует столько же времени и сил, сколько и освоение самой профессии. Могут понадобиться годы на изучение всего того, что позволит вам стать выдающимся инженером, или юристом, или музыкантом, или менеджером.
Знаете, а ведь на то, чтобы полностью освоить навыки достижения успеха в вашей профессии, тоже могут понадобиться годы. К счастью, вы можете осваивать их параллельно с обучением своей профессии. Но не обманывайте себя: одно только мастерское владение профессией не принесет вам материального благополучия. Эту ложь и пытается внушить нам система высшего образования.
Разумеется, я не предлагаю вам быть плохими специалистами в своей сфере. То, что для достижения успеха в каком-то деле вовсе не обязательно уметь очень хорошо делать это дело, – это действительно правда (ведь успех – это тоже своего рода мастерство). Однако быть успешным в какой-то профессии, не владея самой профессией, – неправильно, да и не очень интересно. Я рекомендую вам в совершенстве овладеть не только своей профессией, но и навыками достижения успеха. И не поддавайтесь иллюзии, будто это одно и тоже, потому что на самом деле это совершенно разные вещи.
Итак, навыки успеха. Что же это такое?
По своему опыту могу предположить, что навыки успеха делятся на три группы: навыки маркетинга, навыки продаж и лидерские навыки.
Первая группа навыков успеха – это навыки маркетинга. Забудьте обо всем, что, по вашему мнению, представляет собой маркетинг, поскольку тот маркетинг, который вам хорошо знаком и вызывает у вас тошноту, – это никуда не годный маркетинг, не дающий никаких результатов. К счастью, вам нет необходимости изучать его.
Вам же нужно только освоить навыки эффективного маркетинга, а эффективный маркетинг очень прост. Это способность сделать так, чтобы о вас узнали люди, которые вас еще не знают. Вот и все. Если вам удается добиться того, чтобы эти люди узнали о вас, о вашем продукте или о компании – значит, вы добились успеха в маркетинге. Люди не знали о вас, затем произошло какое-то событие, и они о вас узнали – это и есть успешный маркетинг. [Примечание автора для читателя: прямой маркетинг, о котором шла речь в предыдущей главе, представляет собой сочетание маркетинга в том виде, в каком здесь его определяет Брайан, и продаж в том виде, в каком он их определяет ниже.]
Вторая группа навыков успеха – это навыки продаж. Для одних людей продажи – еще хуже, чем маркетинг, для других маркетинг хуже продаж. В любом случае имеет место существующая в нашей культуре убежденность в том, что и то, и другое отвратительно. Отвращение и к маркетингу, и к продажам и есть одно из проявлений, подкрепляющих ложь, будто если вы овладеете своей профессией, у вас будет все прекрасно и вы сможете просто заниматься своей работой, не заботясь о маркетинге и продаже результатов своего труда, ведь маркетинг и продажи – это отвратительные занятия, не соответствующие вашим высоким стандартам порядочности.
На самом деле все обстоит совсем по-другому. Вы должны освоить маркетинг и продажи, для того чтобы добиться успеха. Если вы считаете продажи сомнительным, манипулятивным, отвратительным занятием, то только потому, что знакомы только с организацией продаж самого низкого уровня. Каждый раз, когда мы сталкиваемся с людьми, совершенно некомпетентными в своей работе, это вызывает у нас отвращение. Если кто-то пытается вам что-то «всучить», не наладив с вами контакта, не имея представления о том, чего вы хотите или в чем нуждаетесь, а просто рассказывает какую-то чепуху о своем продукте, значит, этот человек не знает о продажах самого главного, и именно его некомпетентность вызывает у вас неприязнь.
Правильная продажа сводится к простой процедуре выяснения информации во время разговора с потенциальным покупателем. Такой разговор проходит, как правило, по следующей схеме: «Что вам действительно нужно? Что имеет для вас значение? Я могу вам это предоставить. Как вы думаете, вам это подходит?» Вот так, все просто. Искусство продаж заключается в том, чтобы, встретив того, кто уже вас знает, но еще не отдавал вам свои деньги, превратить этого человека в того, кто уже вас знает и готов отдать вам свои деньги, если вы предлагаете ему то, что ему нужно. Вот и все.
Как вы думаете, какая самая высокооплачиваемая должность в компаниях, входящих в список Fortune 1000? Вам кажется, что это должность СЕО?
Нет.
На первом месте – менеджер по продажам, обеспечивающий самый высокий уровень продаж.
Вторая самая высокооплачиваемая должность?
Менеджер по продажам, обеспечивающий второй по величине объем продаж.
Третья самая высокооплачиваемая должность?
Вице-президент по продажам.
Четвертая?
СЕО.
Человек, который получает в компании самую большую зарплату, находится на два-три уровня ниже CEO в служебной иерархии. Почему? Потому что без менеджера по продажам, обеспечивающего самые высокие результаты, компания лишилась бы 20, 30, 40, 50 или 60 процентов своего бизнеса. Почему этому человеку удается оказывать такое большое влияние на бизнес компании? Потому что он понимает, в чем состоит искусство продаж.
Лидерские навыки – это третья группа навыков успеха. Лидерство сводится к способности оказывать влияние на умы и сердца людей. Это не способность контролировать людей; то, что лидер может держать людей под контролем, – миф. Лидерские качества целиком и полностью определяются вашей способностью определять будущее, над которым вы не властны. Лидер не контролирует действия подчиненных, он должен оказывать влияние на них – тогда они будут делать то, что он считает нужным. Чем лучше вы понимаете, что у вас нет никакого контроля над окружающими и что вы имеете дело с тем, кто обладает свободой воли и в любом случае сделает все по-своему, тем скорее вы осознаете, что вопрос лидерства – на самом деле вопрос влияния. Если вы берете на себя роль лидера, помните: люди не станут делать то, что вы им говорите, только потому, что вы им приказываете. Они сделают это только в случае, если вы внушите им, что это необходимо. А значит, вам нужно изучить все материалы по теме «Что оказывает влияние на людей?»
[Примечание автора: Сет Годин в своей книге «Лидер есть в каждом»[79](которую вы непременно должны прочитать, если вас интересует тема данной и предыдущей главы) пытается донести до читателя такую мысль: «Лидерство – это маркетинг нового поколения». Я бы прибавил к этому, что лидерство – это еще и продажи нового поколения. Хорошие продажи – действительно одна из форм лидерства. Хороший маркетинг – тоже одна из форм лидерства. Если все эти три элемента опираются на высокие стандарты порядочности, они прекрасно дополняют друг друга. Все это разные аспекты одного и того же феномена. Что это за феномен? Брайан называет это «способностью повести других в будущее, которое в противном случае не наступило бы».]
Если вы можете сделать так, чтобы о вас узнали люди, которые о вас ничего не знают (маркетинг), и если сможете сделать их своими клиентами (продажи), а когда они станут вашими клиентами – провести их из пункта А в пункт Б, значит, вы способны достичь в этом мире всего, чего пожелаете.
Если ваше профессиональное мастерство будет подкреплено всеми этими навыками, вы сможете добиться невероятных успехов в любой сфере. В создании цветного стекла. В профессии юриста. В управлении компанией. В инвестициях в недвижимость. Для того чтобы добиться успеха во всех этих видах деятельности (на самом деле в любой сфере), вам необходимо освоить все эти фундаментальные навыки достижения успеха.
Если вы хотите поднять свои навыки на более высокий уровень, сделать это достаточно легко. Просто нажмите кнопку «пауза» в обучении своей профессии. Примите тот факт, что вы уже владеете своей профессией достаточно хорошо. (Вы всегда сможете повысить свою квалификацию позже.) И нажмите кнопку «воспроизведение/запись» в обучении маркетингу, продажам и лидерству. Если вы уделите особое внимание освоению навыков маркетинга, продаж и лидерства, только небеса будут пределом вашего успеха.
В мире уже накоплено достаточно знаний в сфере маркетинга, продаж и лидерства. Они могут показаться вам таинством, но в целом здесь нет никакого таинства. Любому под силу освоить необходимые навыки. А для маркетологов, продавцов и лидеров планка настолько низкая (просто до смешного), что во всех этих сферах достаточно получить нечто вроде удовлетворительной оценки, чтобы добиться выдающихся успехов. Это самый легкий предмет, который вы когда-либо изучали.