Единоличные хозяйства, партнёрства, корпорации
Предприятие (фирма) – это обособленный субъект рынка, обладающий производственной и финансовой самостоятельностью, зарегистрированный как юридическое лицо, имеющее устав, бухгалтерию, счёт в банке, право на заключение договоров и другие нормативно закреплённые атрибуты.
Другое определение гласит: фирма – юридически оформленная единица предпринимательской деятельности; хозяйственное звено, реализующее собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путём планомерного комбинирования факторов производства.
Предприятие – это хозяйственное звено, в рамках которого осуществляется соединение факторов производства для создания товаров и услуг. Если предприятие имеет собственные интересы и является юридическим лицом, оно – фирма. Если нет, значит, оно – часть фирмы.
Сельскохозяйственные фермы, заводы, фабрики, парикмахерские, универмаги, банки, страховые общества – всё это фирмы (или предприятия), осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Создавая фирму, важно прежде всего определить, кто будет нести риск и материальную ответственность, т. е. кто финансирует предпринимательскую деятельность, является юридическим собственником фирмы.
По формам собственности (организационно-правовым формам) фирмы разделяются на частные, частно-государственные и государственные.
Частные фирмы подразделяются на единоличные, товарищества и акционерные общества в зависимости от того, один, несколько или много человек являются собственниками и разделяют риск и ответственность за результаты деятельности фирмы.
Единоличные (индивидуальные) фирмы – это фирмы, где все предпринимательские функции выполняет один человек (или семья).
Товарищества – объединения нескольких лиц, имеющих общую собственность, состоящую из паевых взносов его участников; деятельность осуществляется по общей договорённости и в соответствии с уставом товарищества. Различают товарищества простые (с неограниченной или ограниченной ответственностью), полные и смешанные.
Акционерное общество (корпорация) – тип фирмы, объединяющей мелкие капиталы, где доля каждого подтверждена ценной бумагой – акцией, дающей право участвовать в управлении фирмой и получать часть её прибыли в виде дивиденда. Акционерные общества бывают открытого и закрытого типа.
В индивидуальной фирме собственник и управляющий – это одно лицо, тогда как в акционерных обществах формальными собственниками являются акционеры, управление осуществляется наёмными менеджерами, а экономические решения принимаются, как правило, владельцами значительного пакета акций.
В зависимости от размеров фирмы делятся на малые, средние и крупные.
Малые фирмы – это предприятия, где количество работающих не превышает 99 человек.
Средние фирмы – это фирмы, где количество работающих составляет от 100 до 499 человек.
Крупные фирмы – это предприятия, где количество работающих составляет 500 человек и более.
Также иногда выделяют мельчайшие фирмы, где численность работников не более 20 человек, и особо крупные фирмы – те фирмы, количество работников которых превышает 1000 человек.
Конечно, это деление весьма условно. Например, в производстве бытовых услуг фирма с количеством работающих 100 человек уже не может считаться малой. Это крупная фирма (или средняя). Вообще дело не в количественной характеристике фирм, а в их значении в экономике.
Мелкие и средние фирмы в развитых странах составляют более 90% численности всех фирм, однако производят менее 50% продукции и услуг. Почему же малый бизнес так привлекателен, несмотря на большой риск и неустойчивость? Во-первых, организация малой фирмы не требует значительных первоначальных затрат. Во-вторых, небольшой фирме не нужен сложный управленческий аппарат. В-третьих (по счёту, но не по значению), малый бизнес даёт самостоятельность и относительную независимость, чувство хозяина своего дела, да и своей судьбы, чувство собственного достоинства. Этот последний мотив зачастую пересиливает мотив прибыли и богатства: в развитых странах чистый доход мелкого предпринимателя не превышает заработной платы работников крупных компаний и окладов государственных служащих.
Что касается средних фирм, то они занимают как бы промежуточное положение: это либо растущая и удачливая мелкая фирма, либо узкоспециализированное предприятие, господствующее на рынке. В последнем случае средняя фирма стремится стать крупной путём поглощений или слияний, а с другой стороны, она сама становится привлекательным объектом для конкурентного поглощения.
Крупные фирмы имеют ряд преимуществ перед мелкими. Во-первых, они гораздо устойчивее и меньше подвержены банкротствам благодаря своей экономической мощи. Во-вторых, крупные фирмы имеют значительный годовой доход, что позволяет им не только обеспечивать сотрудников, менеджеров и собственников, но и направлять большие средства на дальнейшее развитие. В-третьих, успех в крупном бизнесе приносит экономическую власть (господство на рынках), а зачастую и политическое влияние.
Вместе с тем организация и управление крупной фирмой – сложный процесс, требующий огромных вложений, больших издержек на содержание управленческого аппарата и его координацию. Японцы говорят, что крупная фирма подобна дракону, голова которого узнаёт об отрубленном хвосте лишь через несколько лет после этого события. Каждая крупная фирма имеет свой предел роста, за которым она начинает терпеть убытки.