Реализация товаров, работ, услуг в целях обеспечения государственных нужд

Отношения, возникающие в связи с обеспечением государственных нужд, регулируются Законам о продукции для госнужд, Федеральным законом от 27 декабря 1995 г. «О государственном оборонном заказе», Федеральным законом от 29 декабря 1994 г.«О государственном материальном резерве» и другими актами.

В целях создания механизма государственных закупок товаров для государственных нужд создана федеральная контрактная система, куда входят Федеральная контрактная корпорация АО «Росконтракт» и Федеральная контрактная корпорация АО «Росхлебпродукт». Акционерное общество «Росконтракт» участвует в осуществлении государственных закупок товаров общепромышленного применения и народного потребления, а Акционерное общество «Росхлебпродукт» - государственных закупок зерна, хлебопродуктов и продуктов зернопереработки. Государственные нужды - это потребности Российской Федерации, субъектов РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных, региональных и межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация и ее субъекты. Целевые программы представляют собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение задач в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития РФ. Порядок их разработки и реализации утвержден Постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона «О поставках продукции для федеральных государственных нужд»; этим же Постановлением утверждена примерная форма государственного контракта на выполнение заказа на закупку и поставку продукции для федеральных государственных нужд. Целевые программы утверждаются Правительством РФ. Перечень федеральных и межгосударственных целевых программ, подлежащих финансированию из федерального бюджета, представляется на утверждение в Федеральное Собрание в составе федерального бюджета на очередной финансовый год.

Инициаторами предложений о программной разработке могут выступать любые физические и юридические лица, которые направляют свои предложения в Министерство экономического развития и торговли РФ. На основе представленных предложений Правительство РФ принимает решение о подготовке соответствующей целевой программы, определяет государственного заказчика. Государственным заказчиком может являться федеральный орган исполнительной власти, иное государственное учреждение или федеральное казенное предприятие. Государственные заказчики утверждаются Правительством РФ. Государственный заказчик целевой программы осуществляет предконтрактный отбор на конкурсной основе поставщиков продукции, исполнителей работ, услуг; согласовывает с основными заинтересованными участниками программы возможные сроки выполнения мероприятий, объемы и источники финансирования; организует проведение специализированной экспертизы проекта программы; заключает после утверждения программы государственные контракты с исполнителями.

Государственный контракт - договор поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд, заключаемый между государственным заказчиком и поставщиком (исполнителем) товаров (работ, услуг) в соответствии с законодательством РФ.

В государственном контракте определяются предмет контракта, т.е. наименование продукции, ее ассортимент, количество, качество; результаты работ; виды оказываемых услуг; цена контракта; сроки исполнения; права, обязанности сторон; ответственность сторон; финансовые условия контракта, которые представляют собой смету, регламентирующую состав и объем прямых и косвенных расходов, общие издержки производства, механизм финансирования; критерии оценки выполнения условий контракта и эффективности работы исполнителя; принципы пересмотра цены и переоценки конечной прибыли по контракту; условия и формы организации приемки и технического контроля; право заказчика на расторжение контракта по его инициативе в порядке, установленном законодательством.

Государственный заказчик размещает заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд путем проведения конкурсов, если иное не предусмотрено законодательством. Конкурс представляет собой способ выявления поставщика (исполнителя) товаров (работ, услуг) для государственных нужд, обеспечивающего лучшие условия исполнения государственного контракта. Организаторов конкурса является государственный заказчик, а также юридическое лицо, которому государственный заказчик на условиях договора передал часть своих функций по проведению конкурса. Участниками конкурса могут быть поставщики (исполнители), осуществляющие предпринимательскую деятельность по производству товаров (работ, услуг) и подавшие заявку на участие в конкурсе. Участники конкурса должны иметь производственные мощности, оборудование и трудовые ресурсы, необходимые для производства товаров (работ, услуг). Отношения, возникающие между организатором и участниками конкурса в процессе его проведения, регулируются Федеральным законом от 6 мая 1999 г. № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Закон предусматривает, возможность проведения открытых и закрытых конкурсов. Наиболее предпочтительным видом является открытый конкурс.

Закрытые конкурсы проводятся в случаях, если:

- предметом государственного контракта являются поставки товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности государства в части, составляющей государственную тайну;

- технически сложные товары производятся ограниченным числом поставщиков (исполнителей).

По согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти организатор вправе проводить двухэтапные конкурсы. Решение об их проведении принимается, если организатору конкурса необходимо провести переговоры с поставщиками (исполнителями) в целях определения их возможности обеспечить государственные нужды или если организатор намерен заключить государственный контракт на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Победителем конкурса признается участник, в заявке которого предложены лучшие условия поставок товаров (работ, услуг) для государственных нужд. С победителем конкурса заключается государственный контракт.

Для некоторых хозяйствующих субъектов законодательством предусмотрена обязанность принимать для исполнения заказы на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд. В частности, в силу п. 2 ст. 20 Закона об унитарных предприятиях, собственник имущества казённого предприятия вправе доводить до казенного предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Наши рекомендации