Система расчетов на предприятии

Расчеты между предприятиями проводят коммерческие банки, которые хранят денежные средства предприятий на счетах, зачисляют на эти счета поступающие суммы, выполняют распоряжения предприятий об их перечислении и выдаче средств со счетов и другие банковские операции.

Формы безналичных расчетов следующие.

Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со своего счета. Оно действительно в течение 10 дней со дня выписки. Платежи поручениями могут быть срочными, долгосрочными и отсроченными. Срочный платеж предусматривает несколько вариантов:

- авансовый платеж (до отгрузки товара);

- платеж после отгрузки товара, т.е. путем прямого акцепта товара (согласие на оплату товара);

- частичные платежи, применяемые при крупных сделках.

Платежное требование-поручение представляет собой требование через банк поставщика к покупателю оплатить (на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов) стоимость поставленной по договору продукции (выполненных работ, оказанных услуг).

Чек – распоряжение чекодателя банку произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чеки предпочтительнее использовать при разовых сделках при условии хорошего знания поставщиком чекодателя или других доказательств наличия у чекодателя средств, необходимых для платежа.

Аккредитив представляет собой денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору. Срок действия и порядок расчетов по аккредитиву устанавливается в договоре между плательщиком и поставщиком.

При недостатке финансовых ресурсов у предприятия расчеты между предприятиями могут осуществляться с помощью векселей. Вексель – ценная бумага, удостоверяющая обязательство векселедателя (должника) уплатить до наступления установленного срока определенную сумму денег владельцу векселя (векселедержателю) или, по его указанию, другим лицам. Вексель может быть простым и переводным. Переводной вексель (тратта) – вид кредитного документа, который подписывается векселедателем (кредитором, именуемым трассантом) и содержит приказ должнику (трассату) уплатить в указанный срок обозначенную в векселе сумму третьему лицу.

Индоссамент – передаточная надпись на векселе, удостоверяющая, что право по векселю переходит к другому лицу. Индоссант – лицо, делающее передаточную надпись. Он также несет ответственность по векселю вместе с иными, обязанными по векселю лицами. Процесс передачи права на оплату векселя называется индоссацией.

Вексель принимается в качестве платежного средства при наличии достаточного доверия к векселедателю. Он используется для отсрочки или рассрочки платежа и представляет собой коммерческий кредит, предоставляемый поставщиком покупателю.

9. Финансовое планирование на предприятии

Основными стратегическими целями фирмы являются:

- максимизация прибыли;

- оптимизация структуры капитала и обеспечение финансовой устойчивости предприятия;

- обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия;

- улучшение конкурентных позиций предприятия на рынке.

В процессе планирования финансов решаются следующие задачи:

- анализ финансово-экономического состояния предприятия;

- анализ существующей и прогнозируемой цены капитала предприятия;

- анализ ассортимента выпускаемой продукции с целью определения наиболее выгодных видов продукции;

- разработка ценовой политики;

- разработка учетной и налоговой политики;

- разработка кредитной политики предприятия;

- управление оборотными средствами, кредиторской и дебиторской задолженностью;

- управление издержками, включая выбор амортизационной политики;

- выбор дивидендной политики.

Система финансового планирования на предприятии включает:

1) систему бюджетного планирования деятельности структурных подразделений;

2) систему сводного (комплексного) бюджетного планирования деятельности предприятия.

В системе текущего планирования на предприятии разрабатывается баланс денежных поступлений и расходов, позволяющий оценить синхронность поступления и расходования денежных средств и их взаимоувязку. Он имеет доходную и расходную части. Доходная часть включает источники поступления средств, расходная – объединяет направления использования средств.

Финансовое планирование является завершающим этапом планирования на предприятии.

Наши рекомендации