Туристская индустрия: характеристика уровней управления в туризме.

1. Национальный уровень - НТА (Ростуризм)

2. Региональный уровень - РТА (Отделы, управления, службы при региональных и городских администрациях)

3. Локальный уровень – предприятия, организации.

4. Негосударственное управление – корпоративный уровень (ассоциации, союзы, объединения)

При проектировании туристского предприятия учитывают следующие составляющие:

· Численность персонала

· Характер и направления деятельности

· Стратегия и тактика деятельности

· Организационная структура управления

· Экономический потенциал

· Производственные мощности

· Основные организационно-экономические и финансовые показатели

· Уровень менеджмента

· Стиль руководства

В систему туристской индустрии включаются хозяйствующие субъекты:

1. Фирмы-производители услуг (туристское производство – гостиницы, пансионаты, базы отдыха, санатории и пр.)

2. Фирмы-туроператоры – разработчики туров и их оптовые продавцы.

3. Фирмы-турагенты – розничные продавцы туров.

4. Специализированные фирмы (транспорт, общественное питание, торговля, отдых и пр.).

Туристское предприятие – это самостоятельный хозяйствующий субъект, его главной задачей является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли и обеспечение потребностей по удовлетворению потребностей населения в отдыхе.

Виды деятельности: организация туристского обслуживания (организация досуга, отдыха и рекреации)

Функции туристского предприятия:

Сбыт (продажи), маркетинг, производство, закупки, организация, управление, финансовая деятельность.

Туристская фирма – это основное предприятие турбизнеса, типичная турфирма – небольшое предприятие численностью до 15 человек, не требующая серьезных инвестиций при организации бизнеса, но требующая финансовых гарантий деятельности. Основные средства минимальны, значительная часть средств находится в текущем обороте, предприятие имеет достаточно быструю оборачиваемость и вполне приличную рентабельность, несмотря на не высокую норму прибыли в отрасли (5-20%). Прибыльность турфирм достигается увеличением продаж и высокой оборачиваемостью капитала.

Задачи турфирмы:

- обеспечение туристского широкого предложения

- обеспечение конкурентоспособности предприятия

-обеспечение качества обслуживания клиентов

- формирование постоянных клиентурных групп

- обеспечение финансовой устойчивости компании

- определение перспективных направлений развития

Классификация турфирм

По направлениям путешествий

По туристской специализации

По содержанию туристской деятельности

По полноте обслуживания

Для организации полноценной деятельности, выполнения функций и задач на предприятии формируется соответствующая организационная структура управления деловыми процессами. Характер и содержание бизнес-процессов туристского предприятия в значительной степени зависит от его туристской специализации, основой которой выступает специализация компании в рамках определенного географического направления деятельности. Рассмотрим специализацию крупнейших туроператоров, работающих на российском рынке туристских услуг.

Форматы туристских предприятий

В последние годы термин формат бизнеса прочно вошел в речевой оборот менеджеров и специалистов компаний разных сфер бизнеса, не стал исключением и турбизнес. Формат (происходит от нем. и фр. Format– вид, наружность, характеристика размеров).

Термин «формат» часто определяют как структуру или стандартную характеристику информационного объекта.

Применительно к туристским предприятиям термин «формат» используется, когда требуется дать краткую, но емкую характеристику турфирмы как информационного объекта с учетом основных количественных и качественных параметров.

Формат малая гостиница

Форма собственности: предпочтительночастная, прочие формы (включая смешанные)

Организационно-правовая форма: ООО (Общество с ограниченной ответственностью) или ИЧП (индивидуальное частное предприятие)

Номерного фонд: до 30-35 номеров

Рентабельность: от 0 до 50%

Сроки окупаемости: около 10 лет («с нуля», «под ключ» несколько дольше)

Каналы сбыта: сотрудничество с туристскими агентствами, продажи через Интернет, участие в выставках, вирусный маркетинг («сарафанное радио»)

Персонал и заработная плата:

Сменный администратор (2чел.), ФОТ – 30 000 руб. в месяц;

Горничные, уборщицы (5чел.), ФОТ – 50 000 руб. в месяц;

Бармен, официант, обслуживающий персонал кухни-буфета, ФОТ – до 70 000 руб. (социальная зарплата + процент от выручки).

Комплектация стандартного номера (расходы):

Комплект мебели – 60 000 руб.

Холодильник – 5 000 руб.

Телевизор – 8 000 руб.

Кондиционер – 10 000 руб.

Душевая кабина, сантехника, фен – 35 000 руб.

Постельное белье, шторы, текстиль, репродукции картин, посуда и пр.

- до 12 000 руб.

Итого: 130 000 руб.

Формат турфирма (турагент)

Форма собственности: предпочтительночастная, прочие формы (включая смешанные)

Организационно-правовая форма: ООО (Общество с ограниченной ответственностью)

Рынок: внутренний туризм (экскурсионный, школьный, пляжный, семейный и пр.)

Туроборот: до 4 млн. руб.

Количество обслуживаемых клиентов в год (среднее значение): 2000 человек.

Комиссионные: 10-15%;

Средняя цена тура: 10 000 руб.

Рентабельность: от 0 до 18 - 20%

Дополнительные и сопутствующие услуги: консультации,услуги по аренде транспортных средств

Каналы сбыта: сотрудничество с турфирмами, продажи через Интернет, участие в выставках, вирусный маркетинг («сарафанное радио»), прямые продажи и пр.

Персонал и заработная плата:

Директор (1)

Менеджеры (2)

Бухгалтер-кассир (1)

Курьер (1)

Итого персонала – 5 человек; ФОТ в месяц – 126 т.р.

Офис (расходы на содержание)

Аренда

Услуги связи и Интернет

Канцелярские товары

Итого: 22500 т.р.

Наши рекомендации