Глава о том, как судимы бывают люди за тайное и явное в отношении Аллаха.
Сказал Аллах Всевышний: Если они обратились и выполняли молитву и давали очищение, то освободите им дорогу (9:5).
390 - Ибн ‘Умар (Р) передал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Мне было приказано, чтобы я боролся с людьми, пока не засвидетельствуют они, что нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммад - Посланник Аллаха, пока не будут они совершать молитву и подавать милостыню. И если они делают это, то (этим) защищают они от меня жизни свои и имущество свое, кроме [тех случаев, .что установлены] правом ислама, и Аллах Всевышний сочтется с ними,
391 - Абу ‘Абдаллах Тарик бин Ушайм (Р) слышал, как Посланник Аллаха (С) говорил: Кто сказал "Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммед - Посланник Аллаха" и не верит в то, чему поклоняются помимо Аллаха, запретны имущество его и кровь его, и Аллах Всевышний сочтется с ним. Это поведал Муслим.
392 - Абу Ма’бад ал-Микдад бин ал-Асвад (Р) рассказал, что спросил он Посланника Аллаха (С): Скажи, если я повстречал какого-то неверного, и мы сразились, и он ударил меня по руке мечем, и отрубил ее, а потом укрылся от меня на дереве и сказал: "Я принял веру Аллаха, должен ли я, о посланник Аллаха, убить его после того, что он сказал это? " И то ответил: Не убивай его. Абу Ма'бад спросил: О, Посланник Аллаха, он отрубил мою руку, и сказал это после того, как отрубил ее? И он сказал: Не убивай его. Если ты убьешь его, то он [окажется] в том положении, которое ты [занимал] прежде чем убить его, а ты [займешь] его положение: (то, которое он занимал) прежде чем произнести слова, которые он сказал. Значение "Он [окажется] в твоем положении" - кровь его запретна, он защищен тем, что принял ислам. Значение ты [займешь] его положение - т.е. [положение] того, кровь наследников которого дозволена для возмездия, ибо он [пребывает] в своем положении – в неверии, и Аллах лучше знает.
Глава о страхе.
Сказал Аллах Всевышний: Меня страшитесь (2:38/40). Сказал Всевышний: Поистине, мощь твоего Господа сильна! (85:12). Сказал Всевышний: Такова хватка твоего Господа, когда Он схватил селения, которые были неправедны. Поистине, хватка Его, мучительна, сильная. Поистине, в этом - знамение для тех, кто опасался наказания будущей жизни. Это - день, для которого собраны будут люди и это - день, который увидят! И Мы отсрочим его только на отчисленный срок. В тот день, когда он наступит, душа будет говорить только с Его разрешения; из них будут и несчастный и счастливый. А те, которые несчастны, - для них там - вопли и рев (11:104-108/102-106). Сказал Всевышний: Аллах предостерегает вас от самого Себя (3:27/28) .Сказал Всевышний: в тот день, как убежит муж от брата, и матери, и отца, и подруги, и сыновей. У каждого мужа из них тогда - дело ему достаточное (80:34-37). Сказал Всевышний: О люди, бойтесь Господа вашего! Ведь сотрясение последнего часа - вещь великая. В тот день, как вы его увидите, каждая кормящая забудет того, кого кормила, а каждая обладательница ноши сложит свою ношу. Я увидишь ты людей пьяными, но они не пьяны. Но наказание Аллаха - сильно (22:1-2). Сказал Всевышний: А тому, кто боится сына Господа своего, - два сада (55:46). Сказал Всевышний: И приступили одни к другим, расспрашивая. Говорили они: "Мы ведь раньше беспокоились о нашей семье, и оказал нам милость Аллах и избавил нас от мучения самума. Ведь мы раньше взывали к Нему; поистине, Он - благостный, милостивый!" (52:25:28) В этой главе очень много айатов, и они известны. Целью было указать на некоторые из них, и она была достигнута.
Что же касается хадисов, то их очень много, и мы упомянем только часть из них, и удача [приходит] благодаря Аллаху.
396 - Ибн Мас’уд (Р) передавал, что Посланник Аллаха (С) рассказывал, и он - правдивый, искренний: Сотворение каждого из вас происходит в животе матери вашей в течении сорока дней - в виде капли, а затем - в виде сгустка таким же образом, затем - в виде зародыша подобным образом, затем посылается ангел, чтобы вдохнуть в него дух. И приказываются ему четыре слова: запись его доли, срока его [жизни], его работы, счастливым [быть ему] ли несчастным. И клянусь Тем, кроме которого нет бога, если кто-то из вас делает то, что делают обитатели рая, пока не будет между ним и ими [расстояние в] локоть, то раньше его была запись (о его уделе). А тот, кто делает то, что делают обитатели огня, попадет туда. И если кто-то из вас делает то, что делают обитатели огня, пока не станет между ним и ими (расстояние) в локоть, то раньше его была запись [о его судьбе]. И кто делает то, что делают обитатели рая, попадет туда.
405 - ‘Али бин Хатим (Р) сообщал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Нет среди вас ни одного, с кем не будет говорить Аллах, и не будет между Ним и им посредника. Он посмотрит на самого верующего и увидит только то, что тот представит. Он посмотрит на самого злополучного, и увидит только то, что тот предъявит. И посмотрит тот перед собой, и не увидит перед собой ничего, кроме огня. Бойтесь же огня, жертвуя хотя бы половину финика.
407 - Абу Барза (с "ра’", потом "зайн") Надла бин ‘Убайд ал-Аслами (Р) рассказывал, что Посланник Аллаха (С) сказал; Следы раба [божьего] не исчезнут, пока не спросят его о жизни его - на что он потратил ее, и о знаниях его - на что он употребил их, о об имуществе его - откуда приобрел он его, и на что израсходовал его, и о теле его - для чего он использовал его. Это поведал ат-Тирмизи и сказал: Хороший, верный хадис.
410 – Абу Хурайра (Р) сообщал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Кто убоялся - выступил в путь ночью. А кто выступил в путь ночью - достиг жилища. Разве не дорого то, что предлагает Аллах? Разве не предлагает он рай? Это поведал ат-Тирмизи, сказавший: Хороший хадис.
"Адладжа" с сукуном над "дал". Это значит - идти в начале ночи. Смысл этого: приступать к повиновению, и Аллах лучше знает.
Глава о надежде
Сказал Аллах Всевышний: Скажи: О рабы Мои, которые преступили против самих себя, не отчаивайтесь в милости Аллаха! Поистине, Аллах прощает грехи полностью: ведь Он - прощающий, милостивый! (39:54/53) Сказал Всевышний: Разве Мы воздаем кому-нибудь, кроме неверных ? (34:16/17). Сказал Всевышний: Нам ведь уже открыто, что наказание - для тех, кто считал ложью и отвратился (20:50/48).Сказал Всевышний: а милость Моя объемлет всякую вещь (7: 155/156).
412 - ‘Убада бин ас-Самит (Р) поведал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Кто засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, Его одного, у которого нет сотоварищей, и что Мухаммад - раб Его и Посланник Его, и что ‘Иса - раб Аллаха и Посланник Его, и слово Его, с которым он обратился к Марйам, и дух Его, и что рай и огонь – истины, того Аллах поместит в рай за то, что [он] сделал.
В рассказе Муслима: Для того, кто засвидетельствовал, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха, сделал Аллах запретным огонь.
413 - Абу Зарр (Р) рассказывал, что Пророк (С) сказал: Аллах Великий, Всемогущий, сказал: Кто пришел с добром, тому - десять раз столько, (сколько сделал он добра), или более. А кто пришел со злом, тому довольно и зла, зла, подобного [его злу] или же он будет прощен. Кто приблизился ко мне на пядь, к тому я приблизился на локоть, а кто приблизился ко мне на локоть, к тому я приблизился на сажень, И кто пришел ко мне шагом, к тому я пришел бегом. Кто придет ко Мне, и почти вся земля (будет полна) грехами [его], но он не придает Мне ничего в сотоварищи, того Я встречу, и почти вся она [полна] прощением. Муслим.
Значение этого хадиса: "кто приблизился" ко мне со смирением, к тому "я приблизился" со своей милостью, и если он еще [приблизится] , еще приближусь и я. "И кто пришел ко мне шагом" и поспешил повиноваться мне, "к тому я пришел бегом", т.е. я распространил на него милость и определил его этом. И я не вменял ему пройти много, чтобы достичь желаемого. "Кураб лрад" с даммой над "каф". Можно произносить и с касрой, но с даммой правильнее и более распространено. Это значит: то, что почти заполняет ее, и Аллах лучше знает.
414 - Джабира (Р) сообщая, что к Пророку (С) пришел какой-то бедуин и спросил: О, Посланник Аллаха, каковы те две причины, (по которым человек попадает в рай либо в ад)? И тот сказал: Кто умер, не придавая Аллаху ничего в сотоварищи, попал в рай. А кто умер, придавая Ему что-нибудь в сотоварищи, попал в огонь. Это поведал Муслим.
415 - Анас (Р) передавал, что Пророк (С) - а Му’аз (сидел) в седле позади него – сказал: О, Му’аз! Тот отозвался: Вот я перед тобой, о Посланник Аллаха! Он позвал: О Му’аз! Он ответил: Вот я пред тобой, о Посланник Аллаха! Он позвал: О Му’аз! И он в третий
раз ответил: Вот я перед тобой, о Посланник Аллаха! И тот сказал: Для каждого раба, который свидетельствует, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад раб его и Посланник Его, (который делает это) правдиво, от сердца, Аллах сделал запретным огонь. Он спросил: О Посланник Аллаха, не рассказать ли мне об этом людям, чтобы они возрадовались? И тот ответил: Тогда они будут безразличны. Му’аз рассказал об этом перед смертью, раскаиваясь. "Раскаиваясь" – т.е., опасаясь греха сокрытия этого знания.
419 - Абу Хурайра (Р) рассказал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Когда Аллах создал тварей (божьих), он сделал запись, и она (помещается) у него над троном: Поистине, милость Моя выше гнева Моего.
В одном из рассказов: "превысила гнев Мой". А в одном из рассказов: "прежде гнева Моего".
420 - Абу Хурайра (Р) передавал: Я слышал, как Посланник Аллаха (С) говорил: Аллах сделал милость (состоящей) из ста частей. И девяносто девять частей Он держит при себе, а одну часть ниспослал на землю. И из этой части твари (божьи) черпают милосердие друг к другу, так что даже верховое животное возвышает голос свой за детеныша своего из страха, что его поразит [несчастье].
В одном из рассказов: У Аллаха Всевышнего - сто милостей, и одну из них он ниспослал джиннам и людям, животным и насекомым. Благодаря ей они сочувствуют друг другу, благодаря ей они проявляют милосердие друг к другу, благодаря ей хищник любит чадо свое. А девяносто девять милостей Аллах Всевышний задержал (при себе), и ими он одарит рабов Своих в судный день.
Этот (хадис) передавал также Муслим со слов Салмана ал-Фариси (Р): Посланник Аллаха (С) сказал: У Аллаха Всевышнего – сто милостей. Среди них - одна милость, благодаря которой твари (божьи) проявляют милосердие друг к другу. А девяносто девять - для судного дня.
В одном из рассказов: В тот день, когда Аллах Всевышний сотворил небо н землю. Он создал сто милостей, и для каждой милости - соответствующее место между небом и землей. И одну милость Он поместил на земле, и благодаря ей мать любит дитя свое, и звери, и птицы (любят) друг друга. И когда будет судный день, Он дополнит ее этими милостями.
421 - По его же словам. Пророк (С) говорил о Господе своем Всевышнем, Всеблагом: Раб (божий) совершил грех, и говорит: О Господи, прости мне грех мой! И Аллах Всевышний, Всеблагий ответил: Раб Мой согрешил, и он знал, что есть у него Господь, который простит этот грех и примет этот грех. Затем он вновь согрешил и сказал: О Господи, прости мне грех мой! И сказал Всевышний, Всеблагий: Мой раб совершил грех, и он знал, что у него есть Господь, который простит этот грех и примет этот грех. Затем он вновь согрешил и сказал: О Господи, прости мне грех мой! И сказал Всевышний, Всеблагий: Мой раб совершил грех, и он знал, что у него есть Господь, который простит этот грех и примет этот грех. Я уже простил рабу моему, пусть делает, что пожелает.
Слова Всевышнего "пусть делает, что пожелает" - т.е. пока он делает таким образом, грешит и раскаивается, [Аллах] прощает ему, Поистине, раскаяние уничтожает то, что было до него.
422 - По его же словам, Посланник Аллаха (С) сказал: Клянусь Тем, в чьих руках моя душа, если бы вы не грешили, Аллах не пришел бы к вам. И если он пришел к людям, которые грешат, Он простит им. Это поведал Муслим.
425 - ‘Абдаллах бин ‘Амр бин ал-’Ас (Р) передавал, что Пророк (С) прочел слова Аллаха Великого, Всемогущего об Ибрахиме (С): Господи! Ведь они сбили с пути многих людей, а кто последует за мной, тот - от меня (14:39/36), и слова ‘Исы (С): Если Ты их накажешь, то ведь они - Твои рабы, а если Ты простишь им, то ведь Ты - великий, мудрый! (5:118). И он поднял руки и сказал: О Господи, мать моя, мать моя! И он заплакал. И сказал Аллах Великий, Всемогущий: О Джибраил, отправляйся к Мухаммаду, и Господь твой знает лучше, и спроси его, что заставляет его плакать? И Джибраил пришел к нему, и Посланник Аллаха (С) поведал ему [о своем деле], говоря: Он лучше знает. И Аллах Всевышний сказал: О Джибраил, пойди к Мухаммаду и скажи: Мы угодим тебе в отношении матери твоей и не забудем тебя. Это поведал Муслим.
426 - Му’аз бин Джабал (Р) рассказывал: Я сидел позади Пророка (С) на осле, и он сказал: О, Му’аз, знаешь ли ты, в чем право Аллаха на рабов его и в чем право рабов на Аллаха? Я сказал: Аллах и посланник его лучше знают. Он сказал: Право Аллаха на рабов (его)- чтобы они поклонились Ему и не придавали Ему ничего в сотоварищи, а право рабов на Аллаха - что не будет мучения тому, кто не придавал Ему ничего в сотоварищи. И я сказал: О Посланник Аллаха, не рассказать ли мне об этом людям? Он сказал: Не говори им, а то станут они равнодушными.
427 - Ал-Бара’ бин ‘Азиб (Р) передавал, что Пророк (С) сказал: Мусульманин - тот, которого в могиле спросят (о его вере), и он будет свидетельствовать, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха. И вот слава Всевышнего: Аллах утверждает тех, которые уверовали, словом твердым в жизни ближней н в жизни дальней (14:32/27).
428 - Анас (Р) сообщал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Поистине, неверный - это если сделал доброе дело, то за это накормлен пищей ближней жизни. Что же касается правоверного, то Аллах Всевышний припасет для него блага Свои в последней жизни и даст ему пропитание в ближней жизни за повиновение его.
В одном из рассказов: Поистине, Аллах не обидит правоверного таким благом, которое дается (только) в ближней жизни, он будет вознагражден им в последней жизни. Что же касается неверного, то он будет вскормлен теми благами, которые Аллах Всевышний сделал для ближней жизни, и даже если он придет к последней жизни, не будет для него блага, которым бы он был вознагражден.
430 - Ибн ‘Аббас (Р) рассказывал: Я слышал, как Посланник Аллаха (С) говорил: Нет такого мужа-мусульманина, который умрет и на похоронах которого будет сорок мужей, которые ничего не придают Аллаху в сотоварищи, чтобы Аллах не попросил их о нем. Это поведал Муслим.
437 - Абу Муса (Р) поведал, что Пророк (С) сказал: Поистине, Аллах Всевышний простирает руку свою над ночью, чтобы покаялся совершивший злодеяние днем, и простирает руку свою над днем, чтобы покаялся совершивший злодеяние ночью - прежде, чем взойдет солнце. Это поведал Муслим.
Глава о достоинстве надежды
Сказал Аллах Всевышний, говоря о рабе праведном ‘: "Я передаю свое дело Аллаху; поистине, Аллах видит рабов!" И охранил его Аллах от зла того, что они устроили с хитростью (40:47-48/44-45).
440 - Абу Хурайра (Р) рассказывал, что Посланник Аллаха (С) сказал: Сказал Аллах Великий, Всемогущий: Я - рядом с помыслами раба моего обо Мне, и я с ним, когда он поминает Меня. Клянусь Аллахом, Аллах рад раскаянию раба своего более, чем кто-либо из нас
(радуется), отыскав свою цель в пустыне. И кто приблизился ко Мне на пядь, к тому Я приблизился на сажень. И кто пришел ко Мне шагом, к тому Я пришел бегом. Так в одном из рассказов Муслима.
Объяснение его уже было в предыдущей главе. А в обеих "Ас-сахих" говорится: "ана ма’ахухина йазкуруни" с "нун". В этом же рассказе "хайсу" с са’", и оба [случая] верны.
441 - Джабир бнн ‘Абдаллах (Р) рассказывал, что он слышал, как Пророк (С) за три дня до своей смерти говорил: Да не умрет никто из вас без того, чтобы хороши были помыслы его об Аллахе Великом, Всемогущем. Это поведал Муслим.
442 - Анас (Р) передавал, что слышал, как Посланник Аллаха (С) говорил; Сказал Аллах Всевышний: О, сын Адама! Если ты позвал Меня и обратился ко Мне с просьбой, я прощу тебе то, что было (совершено) тобой и не обращу внимания [на это]. О, сын Адама! Если грехи твои достигли облаков на небе, но ты попросил Меня о прощении, Я простил тебя. О, сын Адама! Если ты пришел ко мне, и почти вся земля [заполнена] грехами [твоими], и предстал предо мной, не придавая Мне ничего в сотоварищи, то Я приду к тебе, и почти вся она будет [заполнена] прошением, Это поведал ат-Тирмизи и сказал: Хороший хадис.
"‘Алан ас-сама’" с фатхой над " ‘айн", Говорят: это то, что закрывает его от тебя, т.е. - оно появилось, если ты поднял голову. Говорят; это - облако, "Кураб ал-ард" с даммой над "каф", произносят и с касрой, и с даммой - правильнее и более распространено. Это значит: то, что почти заполняет ее, и Аллах лучше знает.