Развитие туристско-рекреационного комплекса

В последние годы, благодаря проведению активной политики развития туризма и пристального внимания к отрасли со стороны всех уровней власти, организации крупных международных спортивных и культурных мероприятий в стране, уровень туристской инфраструктуры претерпел значительные изменения в лучшую сторону. Появились новые объекты туристского показа, предприятия размещения, изменилось лицо туристских центров, улучшены дороги, построены транспортные узлы. Однако сегодня все еще остаются нерешенными многие задачи по совершенствованию туристской инфраструктуры.

Так, требуют серьезного внимания вопросы формированиякомфортнойинформационной туристской среды. Для этого необходимо:

разработать единый подход к информационной работе с туристами, включающий правила формирования, размещения, предоставления, периодичность обновления, состав и перечень сведений минимального информационного сопровождения туристской услуги;

разработать, внедрить и развивать единую унифицированную систему туристской навигации на улицах, внутри зданий и сооружений, являющихся объектами туристского показа, на средствах транспорта, транспортных узлах, автомобильных дорогах;

провести работу по сбору, анализу и оценке, организации централизованного хранения и использования уже имеющихся информационных материалов о туристских ресурсах регионов Российской Федерации, выполненных в виде текстовых, мультимедийных, фото, видео, аудиоматериалов и программных продуктов;

провести работу по созданию недостающих информационных материалов о туристских ресурсах регионов Российской Федерации на русском и иностранных языках;

Также не менее актуальными остаются вопросы содействия развитию транспортной инфраструктуры, обустройству дорог и дорожной инфраструктуры, решение вопросов организации движения туристических автобусов в условиях высокой загрузки автодорог, обустройства стоянок в зонах повышенного туристского интереса.

Современное состояние гостиничной базы заметно улучшилось за последние пять лет, появились новые предприятия размещения, в том числе разного класса обслуживания..

14. Программный туризм– предоставление туристам нормативно заданного объема услуг, оптимально соответствующего типу потребителя и цели путешествия, гарантирующего содержательную деятельность в соответствии с рекреационными потребностями.

Любая программа обслуживания должна быть сориентирована на конкретного потребителя и соответствовать его целевым мотивам.

Целевые программы – это программы, построенные исходя из цели пу-тешествия туристов. Цель путешествия – важный аспект ориентации содер-жания программы и обслуживания. На рынке представлено огромное множе-ство целевых программ путешествий, равно как и туристских целей. Однако при всевозрастающей их дифференциации существуют наиболее распространенные целевые программы обслуживания, такие, например, как курортно-оздоровительные, познавательные, деловые, спортивные.

15. Программа обслуживания это набор услуг, предоставляемых туристам в соответствии с их потребностями и тематикой тура, заранее оплаченный и распределенный по времени проведения тура.

При заключении договора между туроператором и турагентом сначала составляется, согласовывается и утверждается предварительная программа обслуживания туристов в виде набора услуг, без распределения по конкретным дням обслуживания.

При проведении переговоров между принимающей и отправляющей фирмами обсуждаются маршрут тура, его программа, пакет услуг, которые должны быть предоставлены туристам во время путешествия, а именно:

● даты прибытия и отъезда;

● перечень городов, длительность и последовательность их посещения;

● вид и класс размещения туристов в каждом городе;

● питание;

● вид транспорта при перемещении между городами;

● перечень экскурсий и прочих зрелищно-развлекательных мероприятий.

Эта предварительная программа прикладывается к договору между фирмами-партнерами или оформляется в виде заказа (листа бронирования) в случае индивидуальной продажи тура.

16. Под нагрузкой понимается посещение определенным количеством ту­ристов единицы площади природного комплекса в единицу времени.

Нагрузка бывает:

· Критическая – когда в природных комплексах могут произойти не­обратимые изменения;

· Допустимая – близкая к критической, но не вызывающая необра­тимых изменений;

· Недопустимая – когда в природных комплексах уже произошли необратимые изменения.

Наиболее приемлемой для ландшафтных комплексов является допустимая нагрузка.

Допустимая нагрузка – максимальная нагрузка, которую может выдержать туристская территория без серьезного ущерба для местных ресурсов, без негативного впечатления от поездки и без возникновения социально-экономических проблем у населения.

Допустимую рекреационную нагрузку можно подразделить на три основных вида:

1. Экологическая допустимая нагрузка – это уровень посещаемости туристской территории, превышение которого приводит к негативным экологическим последствиям.

2. Рекреационная социальная допустимая нагрузка – уровень по­сещаемости туристского объекта, превышение которого влечет за собой ухудшение впечатлений от поездки.

3. Местная социальная допустимая нагрузка – уровень посещаемо­сти территории, превышение которого приводит к негативным послед­ствиям для местной культуры и ухудшению взаимоотношений местного населения с туристами.

17.Районная планировка - это комплекс экономических, инженерных, санитарно-гигиенических и архитектурно-планировочных мероприятий, определяющих наиболее целесообразное расселение и взаимоувязанное размещение на отдельных районах страны всех видов строительства и отраслей народного хозяйства.

Проблемы, которые решаются в проектах районной планировки:

социально-демографические, производственно-экономические, инженерно-технические, географические и организационно-градостроительные.

Экономическая эффективность

- налоговый режим в туристическо-рекреационной сфере, установленный в данной стране

- сравнение нормы прибыли от рекреации и деятельности в сфере материального производства (следует учитывать, что, вопреки расхожим мифам, высокой нормы прибыли в рекреации, даже в сегменте т.наз. элитного туризма ожидать не приходится, большинство видов промышленной деятельности более прибыльны, нежели рекреация, поэтому ни одна более-менее крупная страна мира не разбогатела за счет туризма).

- политические факторы (политическая стабильность рекреационного региона и прилегающих к нему территорий, желание и готовность государства развивать рекреационную сферу).

20. Маршрут– установленный, при необходимости и оборудованный путь следования между начальным и конечным пунктами.

Наши рекомендации