Вопрос №88. Сущность и виды товарооборота предприятий торговли

Товарооборот является важнейшим оценочным показателем тор­гового предприятия, измерителем эффективности деятельности. Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем объеме продаж и степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и ста­бильных результатов. Оценка конкурентоспособности торгового пред­приятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тща­тельном анализе товарооборота и позволяет определить потенциальные возможности предприятия на рынке. Результаты исследования берут­ся за основу при разработке стратегии предприятия, его ассортимент­ной политики, принятии решений о включении в ассортимент или сня­тии различных товаров с продажи, выработке оптимальных пропорций товарооборота.

Показатели товарооборота дают возможность выявить фактиче­скую потребность в товарах, уровень покупательной способности на­селения, требования покупателей к товарам, факторы предпочтения при выборе товаров потребителями, а также перспективы изменения потребностей, выраженные не только темпами изменения товарообо­рота, но и характеристикой жизненного цикла товара.

Потребности и требования потребителей к товару постоянно меня­ются, поэтому успех на рынке имеет то торговое предприятие, которое сумело наилучшим образом приспособиться к оптимальному удовлетво­рению спроса. Зная объем и структуру товарооборота, предприятие мо­жет предугадывать смену фаз цикла спроса и жизненного цикла товара и пересматривать стратегию в соответствии с меняющимися условиями конкуренции на рынке. Эти тенденции отражаются в динамике и струк­туре товарооборота торгового субъекта.

Товарооборот является показателем размера предприятия, пока­зателем денежной выручки за проданные товары, основой для опреде­ления потребности в материальных, трудовых и финансовых ресур­сах. В нем отражаются различные стороны хозяйственной деятельности предприятия и отдельных его звеньев.

Товарооборот торгового предприятия осуществляется в различ­ных видах и формах. Прежде всего, он отражает два уровня продажи товаров: розничный и оптовый товарооборот.

Вопрос №88. Сущность и виды товарооборота предприятий торговли - student2.ru

1. Розничный товарооборот характеризует объем продажи товаров населению для личного, семейного, домашнего использования; он оз­начает завершение процесса обращения товаров на потребительском рынке и переход товаров в личное или коллективное пользование. Его величина учитывается в розничных ценах, т.е. в ценах фактической реализации, включая все налоги, входящие в состав розничной цены.

Экономическая сущность розничного товарооборота проявляет­ся в обмене денежных доходов потребителей на товары и услуги в про­цессе купли-продажи и в экономических отношениях, связанных с этим обменом.

В розничный товарооборот, наряду со стоимостью товаров, про­данных населению за наличный и безналичный расчет, также включа­ется стоимость:

• проданных товаров по почте;

товаров, проданных в кредит;

товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи);

проданных по образцам товаров длительного пользования;

проданных по подписке печатных изданий;

упаковки, не входящей в цену товара;

проданной порожней тары.

По своей сущности розничный товарооборот — показатель син­тетический, поскольку он складывается из отдельных актов купли-продажи, продаж отдельных товаров, товарооборота всех фирм или всех регионов. Товарооборот является валовым показателем реализации стоимости товаров, он зависит от общего количества проданных това­ров и цены единицы товаров. Общий объем розничного товарооборо­та равен произведению реализованного количества товаров каждого наименования на цену за единицу товара.

Как экономический показатель розничный товарооборот имеет ряд недостатков, его рост не всегда означает действительное удовлетворение спроса. Это связано с тем, что величина объема товарооборота может зна­чительно меняться под влиянием ценовых и структурных изменений. Например, при росте объема реализации в стоимостных показателях мо­жет наблюдаться его снижение в натуральном выражении.

2. Оптовый товарооборот характеризует объем продажи товаров производителями или торговыми посредниками покупателям для даль­нейшего использования в коммерческом обороте. Основным критери­ем отнесения товарооборота к оптовому является коммерческий ха­рактер использования приобретаемых товаров. Оптовый товарооборот представляет собой промежуточную стадию реализации товаров, в ре­зультате которой товары закупаются и продаются крупными парти­ями для последующей перепродажи или предпринимательских целей в производстве и не выходят за пределы сферы обращения.

Оптовая реализация товаров может осуществляться со склада предприятия или, минуя склад, непосредственно покупателям. В за­висимости от форм товародвижения различают складской и транзит­ный оптовый товарооборот.

Складской оптовый товарооборот формируется при складской форме товародвижения, за счет оптовой реализации товаров со скла­дов оптовых субъектов. Объем складского товарооборота определяет­ся широтой и глубиной товарного ассортимента и необходимостью их подсортировки и другими условиями. Б оптовом товарообороте тор­говых предприятий преобладает складской товарооборот. Транзитный оборот характеризует посредническую роль оптового предприятия в отношениях между поставщиком товара и его покупателем.

Транзитный оборот может осуществляться с участием в расчетах, когда оптовое предприятие выступает как собственник, оплативший стоимость товаров. Если предприятие выступает как посредник и по­лучает вознаграждение за организацию продвижения товаров, то име­ет место организуемый транзитный оборот без участия в расчетах.

Сумма складского и транзитного оборота составляет валовой оп­товый товарооборот.

Оптовая и розничная реализация товаров на предприятиях тор­говли характеризуется тремя основными показателями, которые яв­ляются важнейшими при разработке товарной стратегии, выработке оптимальных пропорций товарооборота, при анализе и планировании товарооборота. Эти показатели характеризуют процессы обмена това­ров на деньги, переход товарной массы в сферу потребления, форми­рование доходов. К этим показателям относятся:

1) общий объем товарооборота. Он характеризует объем прода­жи товаров в стоимостном выражении за определенный период вре­мени. В соответствии с этим выделяют общий объем розничного това­рооборота и общий объем оптового товарооборота;

2) состав товарооборота. Этот показатель характеризует соотно­шение отдельных видов и форм товарооборота в общем его объеме. Например, в составе общего объема розничного товарооборота рассмат­ривают объем продажи товаров населению и объем мелкооптовой про­дажи, продажу товаров за наличный и безналичный расчет и т.п. В со­ставе товарооборота изучают реализацию товаров по структурным подразделениям (филиалам), отделам, секциям и по другим наиболее характерным признакам, отражающим специфику работы фирмы;

3) товарная структура товарооборота. Это качественный показа­тель товарооборота, который характеризует соотношение отдельных товаров и товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах. Структуру товарооборота изучают в целом по предприя­тию, филиалам, отделам, секциям, временным периодам. Структура товарооборота позволяет охарактеризовать процесс удовлетворения покупательского спроса, установить тенденции его изменения, отра жает распределение затрат покупателей на приобретение различных

товаров.

На объем и структуру товарооборота оказывают влияние различ­ные факторы:

1) экономические, воздействующие на ве­личину спроса:

- различные показатели инфляции на мно­гообразные типы товаров;

- процентная ставка по ссудам: во-первых, ее изменение значительно влияет на стоимость ссуд для торговли; во-вторых, значительное увеличение процентной ставки может оказать тормозящее воздействие на спрос, особенно для торговых фирм, специализирующихся на товарах длительного пользования.

- тенденции развития экономики, в первую очередь региональ­ной, — стабилизация, рост или спад — будут иметь определяющее воз­действие на рынок, на котором работает предприятие.

2) Политические факторы - особенно важны для торговых предприятий налоги, ограничения в ценообразовании, перспективы жилищного строительства, коммерческие, дорожно-транспортные и другие проекты местных властей.

3) социально-демографические факторы - чтобы быстро адаптироваться к рынку, необходимо изучать возрастную структуру населения и тенденции ее изменения, экономическую деятельность, географическое распределение населения и ряд других демографиче­ских показателей, которые могут существенно повлиять на товарообо­рот.

4) Научно-технический прогресс ведет к возникновению новых рын­ков (пример тому — рынок персональных компьютеров).

5) Ряд факторов не оказывает однозначного воздействия на товаро­оборот, но тем не менее они могут отразиться на его развитии: природные, климатические, культурные, религиозные и т.п.

Прежде всего следует изучать те факторы, которые наиболее за­метно влияют на потребительский спрос, принимая во внимание то, что для различных торговых предприятий изменения, происходящие во внешней среде, могут быть неоднозначными. Например, то, что одно предприятие воспринимает как экономическую угрозу, другое воспри­нимает как благоприятную возможность.

На товарооборот влияют и многие другие условия: местораспо­ложение предприятия, интенсивность покупательских потоков, орга­низация товароснабжения, качество товаров, широта и глубина ассор­тимента, реклама, квалификация персонала, культура обслуживания, внедрение новых технологий.

Наши рекомендации