Практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО

ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ 38.03.02 «Менеджмент»

Санкт-Петербург

Общие положения

Методические указания разработаны по Программе практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональнойдеятельности студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», составленной в соответствии с Законом РФ «Об образовании», ФГОС ВПО по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», приказом министерства образования РФ от 25 марта 2003 г. №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования», Положением о практиках студентов СПбГИКиТ.

Являясь обязательной частью подготовки бакалавров обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент», практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельностипредназначена для закрепления и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами компетенций практической работы по присваиваемой квалификации и избранному направлению подготовки, а также сбора необходимого материала для выпускной квалификационной работы.

Целями практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются:

- систематизация и углубление полученных за время обучения теоретических и практических знаний;

- развитие общекультурных, профессиональных и специальных компетенций студентов, сформированных за время обучения для решения конкретных задач будущей профессиональной деятельности;

- подготовка студента к выполнению в условиях реального производственного и управленческого процессов ключевых видов профессиональной деятельности бакалавра менеджера;

- развитие и накопление практических умений и навыков по анализу и совершенствованию производственных и экономических процессов организации, систем управления в организации;

- сбор, систематизация, обработка фактического материала по теме исследования.

Задачами практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются:

- развитие способностей студента к самостоятельной деятельности по присваиваемой квалификации и избранному направлению подготовки: организаторских, аналитических, коммуникативных, исследовательских, самоорганизации и самоконтроля;

- формирование представлений, связанных со спецификой работы кадровых, экономических, финансовых, маркетинговых и аналитических служб организаций различных отраслей и форм собственности, деятельностью органов государственной и муниципальной власти.

- изучение учредительных документов, финансовой и управленческой отчетности, внутренних положений организации и участие в разработке организационно-методических и нормативно-технических документов для решения отдельных задач организации по месту прохождения практики;

- формирование и развитие у студентов профессионально значимых качеств, устойчивого интереса к профессиональной деятельности, потребности в самообразовании;

- сбор необходимых материалов и документов для составления Отчета о деятельности на практике, выполнения выпускной квалификационной работы в соответствии с выбранной темой.

Место прохождения практики.

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проходит в 2 этапа:

1. Концентрированная практика проходит в самостоятельно выбранной студентом организации, либо организации, предоставляемой студенту от института из имеющейся базы практики, по его собственному желанию, а также в структурных подразделениях института.

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, организуемая на базе сторонних организаций, осуществляется на основе договоров между Институтом и соответствующими предприятиями, организациями и учреждениями.

В качестве баз практики выступают:

- предприятия и организации социально-культурной сферы, состоящих с кафедрой в договорных отношениях;

- непроизводственные организации социально-культурной сферы;

2. Рассредоточенная практика проходит в рамках образовательного процесса в институте в виде выполнения ряда заданий, связанных с аналитической работой.

В качестве разделов рассредоточенной практики выделяют следующие:

Аналитический обзор организации.

В рамках данного раздела студентом подготавливается аналитический обзор организации состоящий из характеристики организации, финансовой деятельности и анализа системы управления персоналом

Задание на период практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

В соответствии с целями, задачами и содержанием практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности на кафедре разрабатывается задание на практику студенту, которое он обязан выполнять.

Задание на практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельностиможет быть разработано руководителем выпускной квалификационной работы студента в зависимости от темы выбранного исследования, места и условий прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

2. Структура и содержание практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности

Основными этапами концентрированной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельностиявляются:

1. Подготовительный этап, включающий организационное собрание.

2. Прохождение практики на предприятии, сбор, обработка и анализ полученной информации.

3. Подготовка отчета по результатам практики.

4. Защита результатов практики на кафедре.

В рамках 2 этапа практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельностипредполагается:

- ознакомиться с деятельностью организации, со структурой, технологией, основными функциями производственных и управленческих подразделений, учредительными документами организации; составить краткую технико-экономическую характеристику организации;

- изучить особенности организации, планирования и управления финансовыми ресурсами предприятия, организацию учета и контроля на предприятии, научную организации труда, технику безопасности и охрану труда

- изучить конкретные виды работ и основные направления деятельности подразделения (отдела и т.п.) в котором студент проходит практику, должностные обязанности работников, связь подразделения с другими производственными и учетными отделами;

-ознакомиться с отчетной документацией, определить и систематизировать финансовые показатели деятельности организации;

- изучить содержание, организацию и методы аналитического обоснования управленческих решений в организации, а также необходимые для анализа источники экономической информации.

Основными этапами рассредоточенной практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются:

Характеристика организации

Для оценки экономического состояния и возможностей дальнейшего развития изучаемого предприятия необходимо проанализировать экономические показатели и особенности деятельности:

1. Краткое описание предприятия.

2. Организационная структура предприятия.

3. Штатное расписание и фонд оплаты труда по месяцам за квартал.

4. Выручка от реализации товаров и услуг по месяцам и за квартал.

5. Отчет о доходах и расходах предприятия за квартал.

6. Распределение прибыли по фондам и рекомендации по совершенствованию деятельности предприятия.

7. Вывод

В таблице 1 представлена рекомендуемая форма штатного расписания.

Таблица 1

Штатное расписание сотрудников предприятия

Должность Кол-во сотрудн. Основная з/п сотрудника в мес. З\п всех сотрудников в месяц по данной группе З/п сотрудников за квартал
Директор
Продавец
Итого:   -    

Заработную плату сотрудников за квартал можно рассчитать на основе представленных трех таблиц по месяцам. В таком случае начисленная з/пл будет более достоверной. В таблице 2 представлена выручка от реализации товаров, услуг.

Таблица 2

Выручка от реализации товаров, услуг за месяц

Наименование товаров, услуг Фактическое кол-во в месяц Цена за единицу товаров, услуг Выручка за месяц
Фен
Набор для душа
Итого по группе:      
Итого:      

Выручка от реализации товаров, услуг может быть представлена за день с дальнейшим расчетом за месяц. В работе по выручке формируется три таблицы: выручка от реализации за каждый месяц квартала.

С учетом особенностей налогообложения и специфики затрат предприятия формируется итоговая таблица – «Отчет о доходах и расходах предприятия за квартал», что представлено в таблице 3.

Таблица 3

Отчет о доходах и расходах предприятия

Наименование показателя Сумма
Выручка от реализации товаров и услуг за квартал  
Затраты: - затраты на покупку продукции, - расчеты по з/п, - аренда помещений, - расходы на рекламную компанию, - оплата жилищно-коммунальных услуг, и т.д.  
Валовая прибыль  
Налоги (в зависимости от специфики предприятия): - НДС, налог с з/пл, - налог на имущество, - налог на прибыль и т.д.  
Чистая прибыль  

Чистая прибыль предприятия может быть распределена в соответствии с учетной политикой на три фонда: фонд развития предприятия, фонд социального развития, резервный фонд. По итогу выполненного расчета следует написать вывод о возможностях развития предприятия.

Анализ возрастной структуры

Заметное нарушение в возрастной пирамиде-структуре персонала может изменить психосоциальное равновесие внутри предприятия и создать серьезные проблемы найма рабочей силы. Массовый наем на работу немолодых людей тормозит выпуск продукции, если не прибегать к увольнениям, порождающим проблемы. Обзор возрастной структуры работающих на предприятии всегда представляет значительный интерес.

Требования к отчетной документации

По окончании практики студенты представляют следующие документы:

1. ОТЧЕТ О ПРОХОЖДЕНИИ ПРАКТИКИ - письменный отчет, о результатах прохождения практики, где обобщаются результаты выполнения заданий (от 20 стр.).

2. Рабочий график (план) проведения практики.

3. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

4. ДНЕВНИК ПРАКТИКИ

Текст отчета по практике набирается в MicrosoftWord и печатается на одной стороне стандартного листа бумаги формата А-4, шрифт TimesNewRoman – обычный, размер 14 пт; междустрочный интервал – полуторный; левое, верхнее и нижнее – 2,0 см; правое – 1,0 см; абзац – 1,25 см (отчеты, выполненные в рукописном виде, не принимаются).

Структурные элементы отчета по практике:

Титульный лист является первой страницей отчета (Приложение 3).

Содержаниевключает все структурные элементы отчета с указанием номера страницы, с которой все эти элементы начинаются.

Основная часть отчета(заполняется в соответствии с полученным заданием)

Заключениедолжно содержать краткие выводы по результатам практики, оценку полноты решения индивидуальных заданий и оценку практической работы по будущей специальности.

Библиографический списокдолжен содержать сведения об источниках, использованных при написании отчета.

Приложения:

-дневник прохождения практики (Приложение 2),

-задание на практику (Приложение 1),

- образцы документов, с которыми студент работал.

Аттестация по практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельностипроводится на основании защиты итогов практики студентом, материалов отчета, оформленных в соответствии с установленными требованиями, Форма, примерное содержание и структура дневников и отчетов представлена в Приложении данных методических указаний.

Промежуточная аттестация по практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельностипроводится в форме дифференцированного зачёта. Оценка за практику заносится в зачетную книжку студента за подписью ответственного за проведение практики на кафедре.

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ

КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО

ПРАКТИКЕ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВСЕХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ

Наши рекомендации