Подрядное (субподрядное) производство.
Под подрядным (субподрядным) производством понимается форма взаимоотношений предпринимателей, при которой одна сторона (подрядчик) обязуется под свою ответственность выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу с использованием собственных ресурсов или ресурсов заказчика за определенную плату в определенный срок. Соглашение о выполнении подрядных работ фиксируется в договоре. Как правило, в соответствии с договором подрядчик доставляет предмет договора заказчику, который оплачивает готовый результат. Подрядчик может привлекать к выполнению заказа другие предприятия, которые становятся субподрядчиками, а подрядчик становится генеральным подрядчиком-исполнителем.
Заключение бартерных сделок.
Бартер – организация товарообмена определенного количества одного товара или нескольких товаров на эквивалентное по стоимости количество другого товара или товаров по договоренности между предприятиями без использования денежной формы расчетов. При этом подписывается договор, в котором оговаривается условия сделки, то есть какие конкретно товары будут обмениваться, пропорции обмена одного товара на другой, сроки поставок товаров.
Бартерные сделки пользуются высокой популярностью в периоды, когда имеют место высокие темпы инфляции, в период же более стабильного развития экономики предприятия чаще пользуются денежной формой расчетов.
Бартерная сделка является одной из разновидностей товарообменных операций. В случае, если бартерная операция осуществляется на условиях, когда в договоре определяется только вид товара, поставляемый одной стороне другой, обратная же поставка в данном договоре не оговаривается, а оговаривается в другом договоре – такая форма товарообменных операций называется встречными поставками. В такого рода соглашениях могут участвовать не только две, но и более сторон – тем не менее, такого рода соглашения по своей сути подобны бартерным сделкам.
Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства.(билет №23)
Малое предпринимательство—это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях (показателях), констатирующих сущность этого понятия [Лапуста].
По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к субъектам малого бизнеса, превышает 50 однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие:
- средняя численность занятых на предприятии работников;
- ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год;
- величина активов.
Практически во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. В Европейском сообществе с I января 1995 г. к малым предприятиям относятся предприятия при следующих показателях:
- количество занятых работников до 50 человек;
- годовой оборот менее 4 млн. экю;
- сумма баланса менее 2 млн. экю.
К средним предприятиям в ЕС относятся предприятия, не превышающие в результате своей деятельности следующие уровни показателей:
- количество занятых работников от 50 до 250 человек;
- годовой оборот менее 16 млн. экю;
- сумма баланса менее 8 млн. экю.
При определении мер поддержки к субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели при отнесении предприятий к малым. Например, Комиссия ЕС (КЕС) выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10 человек и мелкие фирмы, численность занятых работников на которых колеблется от 10 до 99 человек.
Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек — как «малые», от 100 до 499 человек — как «средние» и свыше 500 — как «крупные».
В российской практике малое предпринимательство было разрешено в 1988 г. По началу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек (в промышленности — 200 человек, в науке и научном обслуживании — 100, в других отраслях производственной сферы — 50, в отраслях непроизводственной сферы 25, в розничной торговле — 15 человек). Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, количественное значение которого предоставлялось союзным республикам. Однако эта величина практически так и не была установлена.
В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-43 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, удовлетворяющие следующим условиям (таблица 2.).
Таблица 2.