Оценка стоимости обязательств компании.

Оценка стоимость производится в рамках затратного подхода для нахождения стоимости чистых активов. Оценка обязательств включает в себя определение стоимости следующих видов пассивов:

· Долгосрочные обязательства по займам и кредитам и прочие долгосрочные обязательства;

· Краткосрочные обязательства по займам и кредитам;

· Кредиторская задолженность;

· Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов;

· Резервы предстоящих расходов;

· Прочие краткосрочные обязательства.

Оценка происходит по балансовой стоимости, в чем заключается основной недостаток данной оценки.

22. Оценочная деятельность: содержание, необходимость и сферы использования в современных условиях.

Оценочная деятельность – профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой и иной стоимости.

Развитие рыночной экономики в России привело к многообразию форм собственности, возрождению собственника, к увеличению количества объектов собственности в хозяйственном обороте. Одним из основных является вопрос о стоимости объектов собственности. Необходимость его решения возникает у предприятий, фирм, акционерных обществ, финансовых институтов и проч. Акционирование предприятий, развитие кредитования, фондового рынка, системы страхования также формируют потребность в новой услуге – оценке стоимости объектов и прав собственности.

Оценочная деятельность представляет собой важнейшую составляющую при создании развитой инфраструктуры, которая необходима для дальнейших экономическим преобразований в стране.

Основная цель функционирования любого бизнеса – повышение собственной стоимости. Для того, чтобы оценить стоимость необходимо использование определенного инструментария.

Среди сфер применения оценочной деятельности можно выделить:

· Операции с государственным имуществом, имуществом субъектов, муниципальной собственностью;

· В сделках купли-продажи;

· При реструктуризации бизнеса, капитала;

· Кредитование;

· Страхование;

· Осуществление взносов в УК, дополнительная эмиссия, IPO, выкуп акций;

· Налогообложение;

· Составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в т.ч. по МСФО;

· Банкротство и ликвидация бизнеса;

· Управление на базе стоимости;

· При заключении брачных контрактов и расторжении брака.

23. Подходы к оценке стоимости предприятия (бизнеса).

Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией.

Метод оценки – последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке.

Согласно законодательству, выделяют три подхода к оценке: Доходный, Сравнительный, Затратный.

Доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки.

Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами-аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах. Объектом-аналогом объекта оценки для целей оценки признается объект, сходный объекту оценки по основным экономическим, материальным, техническим и других характеристикам, определяющим его стоимость.

Затратный подход – совокупность методом оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта оценки материалов и технологий. Затратами на замещение объекта оценки являются затраты, необходимые для создания аналогического объекта с использованием материалов и технологий, применяющихся на дату оценки.

24. Построение мультипликаторов при применении сравнительного подхода к оценке стоимости предприятия (бизнеса).

Мультипликаторы бывают:

1) Интервальные и моментные (доходные и балансовые);

2) Финансовые и натуральные.

Основное правило, которая необходимо соблюдать при построении мультипликаторов – соблюдение соответствия между числителем и знаменателем мультипликатора.

В числителе может быть либо показатель собственного капитала, либо показатель инвестированного капитала, учитывающий средства, привлеченные компанией. Знаменатель мультипликатора необходимо выбирать таким образом, чтобы он относился к тому капиталу, который характеризуется показателем числителя. Например, если в числителе P, то нельзя в знаменатель ставить FCF, поскольку данный денежный поток идет не только акционерам, но и кредиторам. Необходимо взять ECF, чтобы все было корректно.

Таблица из лекций:

Числитель Собственный капитал Инвестиционный капитал
Показатели числителя 1. Капитализация (МС) 2. Рыночная стоимость собственного капитала (MVE) 1. Рыночная стоимость инвестированного капитала (MVIC) 2. Рыночная стоимость действующего предприятия (EV).
Знаменатель Показатель, относимый к СК Показатель, относимый ко всему ИК (всей компании).
Показатели знаменателя Балансовая стоимость СК, чистая прибыль, прибыль до налогообложения, денежный поток на СК EBIT, EBITDA, Объем запасов, прибыль до налогообложения, денежный поток на ИК, балансовая стоимость ИК, объем производства в натуральном выражении, численность работников, торговая площадь, выручка, цена на выручку (P/S), посевная площадь, количество абонентов

Наши рекомендации