Типология социальных организаций

Существует множество типологий социальных организаций, в которых они объединены в отдельные типы на основе различных признаков. Здесь можно перечислить некоторые основные типологии, широко используемые на уровне отдельных социальных образований, поскольку этот уровень традиционно рассматривается в теории организаций:

· по отношению к правительству: правительственные, то есть учреждённые и финансируемые правительством, и неправительственные, то есть все остальные;

· по степени формализации: формальные, то есть оформленные и зарегистрированные в соответствии с действующим законодательством, и неформальные, то есть существующие исключительно на основе договорённостей их членов;

· по отношению к бюджету: бюджетные, то есть учреждённые государственными или муниципальными органами власти и финансируемые из бюджетов соответствующих уровней; финансируемые из бюджета, то есть учреждённые произвольными учредителями, но финансируемые из бюджета какого-либо уровня на основании договоров, заключённых, как правило, по итогам каких-либо конкурсов; небюджетные, то есть никакого отношения к бюджетам не имеющие;

· по целевым установкам (целеполаганию): прибыльные, если главной целью является получение прибыли, и бесприбыльные, если главной целью является выполнение каких-либо функций.

Можно привести примеры и других типологий социальных организаций на этом уровне, например, по численности членов, по сфере деятельности, по степени финансовой или иной самостоятельности, по имеющимся ограничениям и т.п.

Как показала практика, наиболее востребованной и продуктивной является типология по целевым установкам, которая ниже рассмотрена более подробно:

· социально-экономическая организация (предприятия, заводы, магазины, строительные и транспортные организации и т.п.); их главная цель – получение максимальной прибыли в интересах владельцев и учредителей; все остальные цели (образовательный уровень и здоровье персонала, использование инноваций, состояние окружающей среды и т.п.) являются второстепенными;

· социально-образовательные организации (школьные и дошкольные образовательные учреждения, вузы и колледжи, различные училища, курсовые и учебные комбинаты и т.п.); их главная цель – удовлетворение потребностей физических и юридических лиц в знаниях, умениях и навыках в каких-либо сферах деятельности, а также – в получении необходимой информации; получение прибыли здесь главной целью не является, но и не отвергается;

· социально-оздоровительные организации (больницы, госпитали, санатории, профилактории, бани, сауны, парикмахерские, массажные и маникюрные кабинеты, СПА-салоны, различные клубы любителей бега и здорового образа жизни и т.п.); их главная цель – улучшение физического здоровья, общего состояния людей, продление периода их высокой работоспособности и качественной жизни; прибыль в финансовом выражении может фигурировать в качестве цели второго плана (больницы, санатории и т.п.), а может и нет (клуб любителей бега);

· социально-культурные организации (театры, кинотеатры, киноконцертные учреждения, всевозможные продюсерские центры, дворцы и дома культуры, центры национальной культуры, кружки хорового пения, национальных танцев и т.п.); их главная цель – реализация эстетических установок населения; прибыль может фигурировать как в качестве одной из важнейших целей, так и второстепенной цели, так и вообще в качестве цели отсутствовать.

В основном социальные организации являются формальными, то есть юридическими лицами, прошедшими государственную регистрацию в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Вместе с тем достаточно большое количество их успешно функционирует без формализации. Как правило, это бесприбыльные (некоммерческие) организации, не выходящие на рынок со своей продукцией. Создаются они, как было сказано выше, на основе договорённостей их членов и производят специфическую продукцию, которая потребляется своими же членами или другими людьми на некоммерческой основе. Например, такими являются организации клубного типа: клуб любителей бега, любителей фольклорных песен и танцев, любителей кошек и цветов и т.п., вся продукция которых, какой бы не была она экзотической, реализуется среди своих же членов или их ближайшего окружения. При выходе подобных организаций на свободный рынок они обязаны формализоваться.

Типологии на других уровнях здесь не рассматриваются, так как традиционно относятся не к сфере теории организаций, а к сферам других наук. Так типологиями организаций на уровне конкретно-исторических сообществ традиционно занимается история и частично политология, типологиями на внутриобщественном уровне и уровне первичных социальных организаций также традиционно занимается социология.

ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Наши рекомендации