Классификация информации, используемой в оценке

Классификационный признак Вид информации в рамках классификационного признака
По источникам возникновения Внешняя и внутренняя
По сферам деятельности Экономическая, социальная, техническая, управленческая
По функциям оценки Движимое, недвижимое, все остальное (прочее: НМА и т.п.)
По роли в процессе управления Нормативная, прогнозная, научно-техническая, аналитическая, отчетно-статистическая, справочная
По содержанию Количественная, качественная, смешанная
По качеству Абсолютно достоверная и вероятностно-достоверная
По возможности продуктивного использования Полезная, достаточная и необходимая
По времени поступления Постоянно действующая и периодическая
По степени обновления Постоянная, переменная
По степени преобразования Первичная, производная, обобщенная
По форме представления Устная, письменная (документарная), графическая, табличная, в виде карт\схем\диаграмм
По виду носителя Печатная, электронная, микро и кинофильмы
   
   
   

27. Метод рынка капитала. Определение показателя Р/Е и аналогичных. Источники информации.

Метод рынка капитала состоит в определении стоимости акций оцениваемого предприятия по рыночным данным о сделках с миноритарным пакетом акций аналогичных открытых предприятий сходных с оцениваемым, т.е. на уровне неконтрольного пакета. Для реализации метода рынка капитала необходимо достоверная и детальная финансовая рыночная информация по группе сопоставимых предприятий-аналогов.

В рамках данного подхода рассчитываются различные мультипликаторы: цена – балансовая стоимость, цена – чистая прибыль, цена – текущий денежный доход, цена – валовая выручка, цена – дивиденды, цена – балансовая прибыль, цена –т чистая стоимость активов.

Ценовой мультипликатор – это коэффициент, показывающий соотношение методов между рыночной ценой акции компании и выбранной финансовой базы.

Финансовая база оценочного мультипликатора является измерителем, отражающим финансовые результаты деятельности компании, к которым можно отнести не только различные уровни прибыли компании, но и денежный поток, дивидендные выплаты, выручку от реализации и др.

Основная проблема, которая ставится перед оценщиками в сравнительном подходе - это выбор предприятия-аналога и мультипликаторов, соответствующих особенностям конкретных оценок.

Источниками информации о ценах сделок с аналогичными объектами являются:

1. данные, о ценах продаж пакетах акций или иных ценных бумаг, совершаемых на открытых фондовых рынках (на биржах и системах открытой электронной биржевой торговли)

2. данные о сделках с акциями и др. ценными бумагами, долями (вкладами) в УК закрытых компаний

3. данные о ценах сделок на рынке слияний и поглощений или о ценах продажи компаний (бизнеса целиком)

В зависимости от наличия информации и доступности, характеристики объекта оценки, предмета и условий предполагаемой сделки в рамках сравнительного подхода применяются следующие методы:

28. Метод сделок. Критерии сопоставимости при выборе предприятий-аналогов. Используемые мультипликаторы и их определение. Источники информации.

Один из методов оценки стоимости предприятия (бизнеса) при сравнительном подходе. М.с. предполагает использование в качестве информац. базы реальных рыночных цен купли-продажи контрольных пакетов либо 100%-ного пакета акций пр-тий (компаний), сходных с оцениваемым. Метод позволяет определить стоимость оцениваемой доли акц. капитала с учетом премии за контроль. М.с. целесообразнее использовать в том случае, если объектом оценки является весь бизнес или контрольный пакет.

Оценка бизнеса методом компании-аналога основана на исполь­зовании двух типов информации.

1. Рыночная (ценовая) информация.

2. Финансовая информация.

Рыночная информациявключает данные о фактических ценах куп­ли-продажи акций компании, сходной с оцениваемой фирмой, а также информацию о количестве акций в обращении. Число акций, на которое поделен собственный капитал компании, оказывает пря­мое влияние на стоимость одной акции. Две компании, имеющие одинаковую ценность собственного капитала, могут иметь различ­ную стоимость одной акции, если их число в сравниваемых компа­ниях различно.

Качество и доступность ценовой информации зависит от уровня развития фондового рынка. Формирование отечественного фондо­вого рынка не завершено, однако целый ряд агентств, например, «Финмаркет», «AK&M», «Росбизнесконсалтинг» публикуют пери­одические бюллетени о состоянии финансовых рынков, предложе­ниях на покупку/продажу ценных бумаг некоторых фирм, исследо­вания активности рынков акций крупнейших предприятий по отрас­лям. Кроме того, необходимую информацию можно найти на соответствующих сайтах Интернет. В связи с тем, что российский фондовый рынок характеризуется слабой активностью, информаци­онной закрытостью, отсутствием достоверных сведений о фактиче­ской цене сделки практикующие оценщики достаточно часто ис­пользуют цены спроса и предложения на акции аналогичных пред­приятий.

Финансовая информацияпрежде всего представлена официальной бухгалтерской и финансовой отчетностью, а также дополнительными сведениями, перечень которых определяется непосредственно оценщиком в зависимости от конкретных условий оценки. Допол­нительная информация позволит определить степень сходства ана­логов с оцениваемой компанией. На ее основе оценщик может про­вести необходимые корректировки, устраняющие различия в финан­совых и производственных параметрах, методах ведения учета и составления отчетности, выявить излишек или недостаток собствен­ного оборотного капитала, наличие нефункционирующих активов, внести поправки на экстраординарные события и т. д. Финансовая информация должна быть представлена отчетностью за текущий год и предшествующий период. Ретроинформация соби­рается обычно за 5 лет. Однако этот период может быть другим, если условия деятельности предприятия будут существенно отличаться от тех, в которых оно работает на момент оценки. Следует подчеркнуть, что финансовая информация должна быть собрана не только по оце­ниваемой компании, но и по аналогам. Корректировке подлежит вся отчетность по полному списку предприятий, отобранных оценщи­ком, поэтому сравнительный подход является чрезвычайно трудоем­ким и дорогостоящим. Кроме того, как показывает практика, тща­тельный анализ информации может дать отрицательный результат. Оценщик приходит к заключению об отсутствии необходимого сход­ства и невозможности применения данного метода, хотя время и деньги потрачены.

Финансовая информация, публикуемая одновременно с ценовой, обычно содержит минимальные сведения о компании. Поэтому бо­лее подробные данные могут быть получены оценщиком на основа­нии письменного запроса либо непосредственно на предприятии в ходе собеседования. Состав необходимой финансовой информации зависит от конкретного объекта оценки, стратегии и методологии оценщика, а также стадии отбора аналогов.

Процесс отбора сопоставимых компанийосуществляется в три этапа. На первом этапе определяется так называемый круг «подозревае­мых». В него входит максимально возможное число предприятий, сходных с оцениваемой фирмой. Поиск таких компаний начинается с определения основных конкурентов, просмотра списка слившихся и приобретенных компаний за последний год. Возможно использо­вание электронных баз, однако такая информация нуждается в до­полнительных сведениях, т.к. не бывает достаточно полной. Крите­рии сопоставимости на этом этапе достаточно условны и обычно ог­раничиваются сходством отрасли.

На втором этапе составляется список «кандидатов». Поскольку аналитику требуется дополнительная информация сверх официаль­ной отчетности, он должен собрать ее непосредственно на предприя­тиях-аналогах. Поэтому первоначальный список может сократиться из-за отказа некоторых фирм в представлении необходимых сведе­ний, а также из-за плохого качества, недостоверности представлен­ной информации. Критерии отбора должны соответствовать важ­нейшим характеристикам фирм. Если аналог отвечает всем критери­ям, то он может использоваться на последующих этапах оценки. Окончательное решение о степени сопоставимости предприятий принимает оценщик.

На третьем этапе составляется окончательный список аналогов, который позволит аналитику определить стоимость оцениваемой фирмы. Включение предприятий в этот список основано на тща­тельном анализе дополнительно полученной информации. На этом этапе аналитик ужесточает критерии сопоставимости и оценивает такие факторы, как уровень диверсификации производства, положе­ние на рынке, характер конкуренции и т. д.

Состав критериев сопоставимости определяется условиями оцен­ки, наличием необходимой информации, приемами и методами, на­работанными оценщиком. На практике невозможно проанализиро­вать все факторы, по которым осуществляется окончательный отбор, однако критерий отраслевого сходства является обязательным. Рассмотрим некоторые критерии отбора.

Отраслевое сходство.Список потенциально сопоставимых ком­паний всегда принадлежит одной отрасли, однако не все предприя­тия, входящие в отрасль или предлагающие свои товары на одном рынке, сопоставимы. Оценщик должен учитывать следующие до­полнительные факторы:

Уровень диверсификации производства. Если какое-либо пред­приятие выпускает один вид продукта или какой-то товар сущест­венно доминирует в производстве и обеспечивает 85% общей прибы­ли, а сравнимая компания ориентирована на широкий круг товаров и услуг, либо рассматриваемый продукт дает не более 20% от общей массы прибыли, то такие компании не являются для оценщика со­поставимыми.

Возможность перепрофилирования производства и заменимость производимых продуктов. Так технологическое оборудование одного из предприятий может обеспечивать производство только конкрет­ного продукта. В случае изменения ситуации на рынке, такое предприятие будет нуждаться в серьезном техническом перевооружении. Аналог выпускает сходный продукт на оборудовании, которое мож­но легко переналадить для производства новых товаров. Следова­тельно, предприятия не одинаково прореагируют на изменение ситу­ации на рынке.

Зависимость результатов деятельности от одних и тех же экономических факторов. Стоимость капитала строительных компаний, работающих в районах массового строительства и в отдаленных эко­номических районах, будет существенно отличаться при достаточ­ном сходстве других критериев, таких как численность работающих, состав парка строительных машин и механизмов. Необходимо отме­тить, что аналитик, выявив различия, может либо вычеркнуть пред­приятие из списка аналогов, либо рассчитать величину корректи­ровки цены аналога для определения стоимости оцениваемой ком­пании.

Стадия экономического развития оцениваемой компании и аналогов. Опытная компания, проработавшая не один год, имеет неоспоримые преимущества и дополнительную прибыль за счет стабильного функционирования, хорошей клиентуры и поставщиков сырья и т. д.

Размерявляется важнейшим критерием, оцениваемым аналити­ком при составлении окончательного списка аналогов. Оценка раз­мера компании определяется по таким параметрам, как степень ка­питализации, численность персонала, объем реализованной продук­ции и услуг, объем прибыли, число филиалов и так далее. Однако принятие решения о включении компании в список только на осно­ве размера может привести оценщика к неправильным выводам, так как объективно закрытые компании, наиболее часто нуждающиеся в оценке, обычно меньше, чем открытые. Кроме того, оценщик дол­жен учитывать, что более крупная компания не будет автоматически иметь большую прибыль только за счет своего размера. Поэтому оценщик должен в первую очередь учитывать факторы, обеспечи­вающие величину прибыли:

Географическая диверсификация — крупные компании обычно имеют более разветвленную сеть потребителей своей продукции, тем самым уменьшается риск нестабильности объемов продаж. Количественные скидки — крупные компании закупают сырье в большем объеме, чем небольшие фирмы, и получают при этом зна­чительные скидки. Кроме того, аналитик должен иметь в виду, что коэффициент использования оборудования в крупных компаниях лучше. Поэтому мультипликатор, рассчитанный для открытой компании, должен быть скорректирован и понижен для оценки закры­той компании.

Ценовые различия по сходным товарам — крупные компании зачас­тую имеют возможность устанавливать более высокие цены, так как потребитель предпочитает приобретать товар у хорошо зарекомендо­вавших себя фирм, оплачивая, по сути, товарный знак, гарантирую­щий качество. В конечном счете данный фактор оказывает влияние на уровень выручки от реализации и величину ценового мультипли­катора.

Перспективы роста.Оценщик должен определить фазу экономи­ческого развития предприятия, поскольку она оказывает влияние на соотношение доли дивидендных выплат и доли чистой прибыли, на­правляемой на развитие предприятия. Оценивая перспективы роста компании, аналитик должен учитывать влияние трех основных фак­торов:

• Общий уровень инфляции.

• Перспективы роста, отрасли в целом и индивидуальные воз­можности развития конкретной фирмы в рамках отрасли.

• Динамика доли предприятия на рынке.

Эксперт должен внимательно изучить конкурентные преимущест­ва и недостатки оцениваемой компании по сравнению с аналогами. Финансовый риск.Уровень финансового риска оценивается на ос­новании следующих критериев:

• Структура капитала или соотношение собственных и заемных средств.

• Уровень ликвидности или возможности оплачивать текущие обязательства текущими активами.

• Кредитоспособность фирмы или ее способность привлекать заемные средства на выгодных условиях.

Метод сделок применим для случая, когда инвестор намеревается закрыть предприятие или существенно сократить объём выпуска продукции. Кроме того, его используют при сделках по слиянию и поглощению компаний. В отличие от метода рынка капитала здесь уже учтена премия за контроль, а в случае необходимости оценки неконтрольного пакета акций скидка может составлять примерно 40 %.

Как и в методе рынка капитала, при использовании данного метода необходимо вносить поправки к стоимости компании, полученной с помощью мультипликаторов, на неоперационные активы, на избыток (недостаток) собственных средств и страновой риск [15].

Основным фактором, сдерживающим применение в российской практике метода компании-аналога и метода сделок, является отсутствие достаточной и достоверной ценовой и финансовой информации по отечественным компаниям-аналогам. Однако появление в последние годы фирм, специализирующихся на сборе и анализе подобной информации, а также различных электронных источников – существенный прорыв в данном направлении. Таким образом, дальнейшее развитие оценочной инфраструктуры будет способствовать расширению сферы использования сравнительного подхода.

29. Метод отраслевых коэффициентов применяют для ориентировочных оценок стоимости небольших предприятий (малого бизнеса) по показателям, сложившимся на стабильных рынках по специализированным и активным отраслям, выведенным на основе отраслевой статистики, и связывающим цену продажи предприятия и, чаще всего, его годовую выручку.

В результате обобщения результатов таких исследований были разработаны простые формулы определения стоимости оцениваемой компании:

· Предприятия розничной торговли [(-0,75) ; 1,5] от чистого годового дохода + оборудование и запасы

· Машиностроительные предприятия [1,5;2,5] * (чистый доход +запасы)

В рамках данного метода используется известное «золотое правило», выведенное для отраслей некоторых экономики: покупатель не заплатит за предприятие более четырехкратной величины среднегодовой прибыли до налогообложения.

один из методов оценки стоимости предприятия (бизнеса) при сравнительном подходе. Согласно М.о.к. пр-тие оценивают на базе собств. материального капитала и премии за гудвилл, к-рая равна величине месячной премии до налогооб ложения (как правило, с учетом оклада владельца). Метод базируется на использовании определ. соотношений между ценой продажи фирмы и соответств. финанс. показателями. Отраслевые коэффициенты рассчитывают на основе статистич. наблюдений за ценой продажи фирм и важнейшими их производственно-финанс. характеристиками.

М.о.к. используется для оценки стоимости малых пр-тий, управляемых своими владельцами (англ. proprietorship ), преимущественно в таких отраслях как обществ, питание, розничная торговля, гостиничный бизнес. В результате оценки получают величину ры ночной стоимости при 100%-ном контроле над пртием. Осн. достоинством М.о.к. является его простота. Однако применение метода может привести к искажению стоимости бизнеса, если при определении стоимости гудвилла не учитывать норму прибыли. Типичное значение и тип мультипликатора, используемого в данной отрасли, измеряет гудвилл для усред. инвестиций, но реальные цены редко совпадают со средними значениями.

ных объектов. В рамках метода: анализируют рыночную ситуацию для аналогичных объектов и по ним собирают достоверную информацию; определяют соотв. единицы сравнения объекта и проводят сравнит, ана лиз по каждой единице; выделяют необходимые эле менты сравнения; сопоставляют оцениваемый объект и выбр. объекты сравнения с целью корректировки их продажных цен или исключения из списка сравнивае мых; ряд скорректир. показателей стоимости сравниваемых объектов приводят к одному значению или к диапазону рыночной стоимости объекта оценки. Метод целесообразен при наличии большого объема достоверной информации и нередко совмещается с ме тодами статистической оценки. Наиболее достоверные результаты М.с.а.п. дает при оценке стоимости некоммерч. недвижимости (многоквартирных и индивиду альных жилых домов, коттеджей, садовых и дачных участков) и при оценке стоимости машин и оборудо вания. Осн. его достоинство - возможность получения результата, максимально точно отражающего отноше ние рынка к объекту оценки. Трудности при оценке стоимости объекта М.с.а.п. обусловлены тем, что не существует даже двух абсолютно подобных объектов. Кроме того, необходимо принимать в расчет сделки, соответствующие определению рыночной стоимости, т.е. те, на к-рыс не повлияли нерыночные факторы. При продажах высокодоходных объектов информация об их экономич. характеристиках и условиях продаж часто недоступна или неполна, поэтому в таких случаях может лишь «очерчиваться» диапазон, в к-ром наиболее вероятно будет находиться величина рыноч ной стоимости.

2. 30 Основные методы Доходного подхода, условия их применения. Определение дохода предприятия. Типы денежных потоков. Выбор модели денежного потока (для собственного капитала или для инвестированного капитала), различия в их структуре.

Методы доходного подхода

Доходный подход основывается на определении текущей стоимости всех будущих доходов предприятия с учетом их качества, причем доход рассматривается как основной фактор для определения величины стоимости компании. Данный подход имеет свои ограничения в российских условиях, обусловленные слабой информационной прозрачностью, необходимостью учета большого количества параметров при расчете ставки дисконтирования.

Доходный подход включает следующие методы:

4. Метод прямой капитализации

5. Метод дисконтирования будущих доходов

6. Метод капитализации избыточной прибыли

Для оценки стоимости бизнеса методами доходного подхода требуется информация:

6. Информация о макроэкономической ситуации в экономике и тенденции ее развития

7. О котировках акций и изменчивости курса акций оцениваемой компании, предприятий отрасли, к которой принадлежит оцениваемая компания, фондового рынка в целом.

8. Об экономической ситуации и тенденциях развития региона, в котором расположена оцениваемая компания

9. Об экономической ситуации и тенденциях развития отрасли, к которой относится оцениваемая компания

10. Информацию о рисках, связанную с предприятием. Источники внутренней информации: бухгалтерская отчетность, аудиторское заключение, данные бухгалтерского учета (дивидендные выплаты, информация о реализуемых и инвестиционных проектах, информация о производственных показателях компании ха прошедший период); бизнес-планы, а также другие документы по планированию и прогнозированию финансовых и производственных показателей; результаты анкетирования и проведения интервью с руководством, администрацией компании, ответы компании на запросы оценщика.

Метод капитализации доходов определяет рыночную стоимость бизнеса по формуле:

V=I/R, I – инвестиции, R – коэффициент капитализации

Данный метод применяется, когда будущие чистые доходы или денежные потоки будут приблизительно равны текущим или темпы их роста будут умеренными и предсказуемыми, т.е. в тех случаях, когда доход предприятия стабилен.

Метод капитализации может базироваться как на капитализации чистой будущей прибыли, так и на капитализации будущего денежного дохода, характеризующего доход предприятия. Коэффициент капитализации должен соответствовать выбранному уровню дохода.

Метод капитализации чистого дохода измеряет эффективность использования всех активов с точки зрения их способности производить доход. Он непосредственно отражает рыночную конъюнктуру, риски компании.

Метод дисконтирования денежных потоков основан на прогнозировании будущих денежных потоков от оцениваемого бизнеса за каждый будущий год всего прогнозного периода, а также в остаточный период, который затем дисконтируется по соответствующей ставке дисконта. МДДП применяется в случаях, когда предполагается, что будущий доход предприятия будет отличаться от доходов в период предыстории (прошлый период) и нестабильный по годам прогнозного периода, а также в ситуациях, связанных с необходимостью дополнительных инвестиций в течение прогнозного периода.

1. 31 Метод капитализации прибыли/денежного потока. Соответствие модели дохода виду коэффициента капитализации.

Метод капитализации избыточной прибыли.

Под избыточной прибылью понимается прибыль, полученная компанией в типичной средней отраслевой средах, при этом предполагается, что возможность получения сверхприбыли обеспечивается за счет существования неотраженных в балансе НМА. В качестве последней, как правило, выступает стоимость деловой репутации (гудвил). Данный метод позволяет также установить стоимость отдельно взятого НМА.

Методом доходного подхода к оценке предприятий пользуются, когда можно обоснованно определить тот или иной вид будущих доходов, оцениваемого предприятия и ставки капитализации доходности соответствующих инвестиций.

Концепция Суть подхода, выражающего данную концепцию Метод
Концепция затрат Оценка стоимости накопленного имущества (перебор и ревизия оценка стоимости и обязательств) 1. Корректированной балансовой стоимости 2. Чистых активов 3. Ликвидационной стоимости 4. Метод стоимости замещения (восстановления)
Концепция рынка Применение стоимостных мультипликаторов с использованием данных по сопоставимым компаниям или по сделкам с сопоставимыми компаниями, или на основе данных по отрасли 1. Метод рынка капитала 2. Метод сделок 3. Метод отраслевых коэффициентов
Концепция дохода 1).Капитализация доходов и 2).дисконтирование величины доходов 1.1. Капитализация прибыли 1.2. Капитализация чистого денежного потока 1.3. Капитализация валового денежного потока 1.4. Капитализация избыточной прибыли 2.1. Дисконтирование чистых денежных потоков 2.2. Дисконтирование будущей прибыли
     
     
     
     

При наличии соответствующей информации внимание следует уделить следующим моментам:

1. Воздействие на отрасль макроэкономических факторов

2. Темпы ее роста и перспективы развития

3. Уровень конкуренции на дату оценки и прогноз ее динамики

4. Наличие проблем с вхождением в отрасль

5. Уровень финансового риска среди компаний в отрасли

6. Среднеотраслевая рентабельность в прошлом и ожидаемая (валовой доход и структура затрат)

7. Продолжительность цикла развития отрасли и его этап на дату оценки

8. Проблемы с прогнозированием будущих доходов

32. Определение стоимости бизнеса методом ДДП основано на предположении

о том, что потенциальный инвестор не заплатит за данный бизнес

сумму, бблыиую, чем текущая стоимость будущих доходов от этого бизнеса.

Собственник не продаст свой бизнес по цене ниже текущей стоимости прогнозируемых

будущих доходов. В результате взаимодействия стороны придут

к соглашению о рыночной цене, равной текущей стоимости будущих

доходов.

Данный метод оценки считается наиболее приемлемым с точки зрения

инвестиционных мотивов

Основные этапы оценки предприятия методом

дисконтированных денежных потоков (ДП)

1. Выбор модели денежного потока.

2. Определение длительности прогнозного периода.

3. Ретроспективный анализ и прогноз валовой выручки от реализации.

4. Анализ и прогноз расходов.

5. Анализ и прогноз инвестиций.

6. Расчет величины денежного потока для каждого года прогнозного периода.

7. Определение ставки дисконта.

8. Расчет величины стоимости в постпрогнозный период.

9. Расчет текущих стоимостей будущих денежных потоков и стоимости

в постпрогнозный период.

10. Внесение итоговых поправок.

Есть 2 модели ДП для собственного капитала или ДП для всего инвестированного

капитала.

Для ск=чистая прибыль после уплаты налогов+амортизационные отчисления+прирост СОКприрост I вОС+приростдолгосрочн задолжн.

Применяя модель денежного потока для всего инвестированного капитала,

мы условно не различаем собственный и заемный капитал предприятия

и считаем совокупный денежный поток. Исходя из этого, мы прибавляем

к денежному потоку выплаты процентов по задолженности, которые ранее

были вычтены при расчете чистой прибыли. Поскольку проценты по

задолженности вычитались из прибыли до уплаты налогов, возвращая их

назад, следует уменьшить их сумму на величину налога на прибыль. Итогом

расчета по этой модели является рыночная стоимость всего инвестированного

капитала предприятия.

Согласно методу ДЦП стоимость предприятия основывается на будущих,

а не на прошлых денежных потоках. Поэтому задачей оценщика является

выработка прогноза денежного потока (на основе прогнозных отчетов о движении

денежных средств) на какой-то будущий временной период, начиная

с текущего года. В качестве прогнозного берется период, продолжающийся

до тех пор, пока темпы роста компании не стабилизируются (предполагается,

что в постпрогнозный период должны иметь место стабильные долгосрочные

темпы роста или бесконечный поток доходов).

33. Модель оценки капитальных активов была разработана Уильямом Шарпом в 60-х годах прошлого столетия. Модель CAPM предполагает учёт риска с помощью коэффициента бета отражающего взаимосвязь доходности акций конкретной компании и доходности рынка в целом. Модель CAPM описана формулой:
R = Rf + β (Rm - Rf),
R – ставка дисконта (ожидаемая инвестором ставка дохода);
Rf - безрисковая ставка дохода; β - коэффициент бета;
Rm – среднерыночная ставка дохода; Rm - Rf – рыночная премия.

коэффициент представляет собой меру систематического риска, то есть риска возникающего в результате воздействия макроэкономических и политических факторов на деятельность компании и фондовый рынок. Бета является функцией соотношения между доходом на конкретную ценную бумагу и уровнем рыночного дохода (средний уровень дохода по индексу фондовой биржи). следует, что β = 1 говорит о том, что доходность конкретной акции и рынка изменяется одинаково. Если же β > 1, доходность акции растёт быстрее рыночной доходности, что говорит о рискованности данной акции. Ценная бумага с β < 1 характеризуется как защищённая и остается менее рискованной, чем рынок в целом. Из этого можно сделать вывод, что чем меньше коэффициент бета, тем менее рискованное вложение денег. И соответственно, чем β больше, тем выше риск у инвестора.

Предмет портфельной теории — прибыльность и риски по ценным бумагам. При этом, доходность вытекает непосредственно из курса акции. CAPM в этом ключе идёт немного дальше и исследует рыночное равновесие, равновесные рыночные курсы, которые устанавливаются, если все участники рынка выстраивают эффективные портфели ценных бумаг в полном соответствии с портфельной теорией.

Ценообразование для одной ценной бумаги оказывает влияние на ценообразование другой ценной бумаги. Равновесные цены должны в таком случае достигаться синхронно и автоматически.

Равновесные цены важны для определения надбавки за риск:

· При оценке предприятия они служат для определения капитальных затрат. Посредством определения рыночной цены через риск достигается объективность.

· Риск-менеджмент посредством равновесных цен позволяет оценить фонды акций. При этом встречается изречение о измеримости добавочного риска основываясь на средней добавочной доходности.

34 Выбор даты оценки и продолжительности ретропериода в оценке бизнеса МДДП.

Согласно методу ДЦП стоимость предприятия основывается на будущих,

а не на прошлых денежных потоках. Поэтому задачей оценщика является

выработка прогноза денежного потока (на основе прогнозных отчетов о движении

денежных средств) на какой-то будущий временной период, начиная

с текущего года. В качестве прогнозного берется период, продолжающийся

до тех пор, пока темпы роста компании не стабилизируются (предполагается,

что в постпрогнозный период должны иметь место стабильные долгосрочные

темпы роста или бесконечный поток доходов).

Определение адекватной продолжительности прогнозного периода -

непростая задача. С одной стороны, чем длиннее прогнозный период, тем

больше число наблюдений и тем более обоснованным с математической точки

зрения выглядит итоговая величина текущей стоимости предприятия. С дру-

гой стороны, чем длительнее прогнозный период, тем сложнее прогнозировать

конкретные величины выручки, расходов, темпов инфляции, потоков

денежных средств. По сложившейся в странах с развитой рыночной экономикой

практике прогнозный период для оценки предприятия может составлять

в зависимости от целей оценки и конкретной ситуации от 5 до 10 лет.

В странах с переходной экономикой, в условиях нестабильности, где адекватные

долгосрочные прогнозы особенно затруднительны, на наш взгляд,

допустимо сокращение прогнозного периода до 3 лет. Для точности результата

следует осуществлять дробление прогнозного периода на более мелкие

единицы измерения: полугодие или кварта__

Существуют два основных метода расчета величины потока денежных

средств: косвенный и прямой. Косвенный метод анализирует движение денежных

средств по направлениям деятельности. Он наглядно демонстрирует

использование прибыли и инвестирование располагаемых денежных

средств. Прямой метод основан на анализе движения денежных средств по

статьям прихода и расхода, т.е. по бухгалтерским счетам.

При расчете величины денежного потока для каждого прогнозного года

можно руководствоваться следующей схемой (иллюстрирующей косвенный

метод расчета ДП

35. Выбор продолжительности прогнозного периода. Различия понятий "прогнозный период", "срок экономической жизни", "горизонт", "период владения"’..Согласно методу ДЦП стоимость предприятия основывается на будущих,

а не на прошлых денежных потоках. Поэтому задачей оценщика является

выработка прогноза денежного потока (на основе прогнозных отчетов о движении

денежных средств) на какой-то будущий временной период, начиная

с текущего года. В качестве прогнозного берется период, продолжающийся

до тех пор, пока темпы роста компании не стабилизируются (предполагается,

что в постпрогнозный период должны иметь место стабильные долгосрочные

темпы роста или бесконечный поток доходов).

Определение адекватной продолжительности прогнозного периода -

непростая задача. С одной стороны, чем длиннее прогнозный период, тем

больше число наблюдений и тем более обоснованным с математической точки

зрения выглядит итоговая величина текущей стоимости предприятия. С дру-

гой стороны, чем длительнее прогнозный период, тем сложнее прогнозировать

конкретные величины выручки, расходов, темпов инфляции, потоков

денежных средств. По сложившейся в странах с развитой рыночной экономикой

практике прогнозный период для оценки предприятия может составлять

в зависимости от целей оценки и конкретной ситуации от 5 до 10 лет.

Срок экономической жизни объекта - период времени, в течение которого объект можно использовать извлекая прибыль. В этот период улучшения вносят вклад в стоимость объекта. Срок экономической жизни объекта заканчивается, когда улучшения не вносят вклад в стоимость объекта вследствие его устаревания.

Горизонт- промежуток времени на который составляется план, как для отрасли так и для каждого предприятия в отдельности.

Период владение-период в течении которого частное лицо владеет ценными бумагаит

36. Влияние рисков на стоимость и величину капитала. Систематические и несистематические риски.

Систематический риск:1)Риск инфляции2) Риск падения общерыночных цен3)Риск изменения процентной ставки

Этот вид риска связан, прежде всего, с общей экономической и политической ситуацией в стране и мире, ростом цен на ресурсы, общерыночным падением цен на финансовые активы. К этой категории рисков можно отнести: риск изменения процентной ставки, риск падения общерыночных цен и риск инфляции. Причем риск изменения процентной ставки особенно актуален в условиях инфляции. Риск падения общерыночных цен связан с одновременным падением цен на все обращающиеся на рынке ценные бумаги. Этот риск относится, прежде всего, к операциям с акциями. Риск инфляции обусловлен изменением покупательной способности денег и приводит к тому, что вложения даже в самые безопасные ценные бумаги могут принести убытки. Этот вид риска общемировой, т.е. инфляция – общемировая тенденция.

Несистематический риск: Несистематический риск связан с финансовым положением конкретного эмитента ценных бумаг. Оценка его требует определенных усилий как со стороны посредников рынка финансовых активов, так и со стороны инвесторов. К категории несистематических <

Наши рекомендации