Финансы предприятия как звено фин системы гос-ва.

Финансы предприятия как звено фин системы гос-ва.

Предприятие – звено общественного разделения труда, специализирующееся на выпуске продукции, оказании услуг.

Работает на опр рынке

Связи с поставщиками и потребителями

Об-ва перед гос-вом, платит налоги.

Все предприятия подчинены фед-ции, субъектам фед-ии, муниципальным образованиям.

Поток налогов идет по трем каналам, перераспределение средств, формируются гос финансы, бюджет.

Финансы предприятий –оснва фин системы гос-ва. Тут создается продукция. Только укрепляя финансы предприятий можно укрепить экономику страны.

3. Функции финансов предприятий:

· обеспечение предприятия необходимыми денежными средствами;

· распределение и перерапределение;

· контрольная (за тем, чтобы средства поступали в достаточном количестве и в определенное время)

· стимулирующая (вытекает из остаточного хар-ра доходов предприятия)

из этих функций вытекают принципы.

Принципы организации.

  • Принцип привлечения внешних источников на стадии формирования предприятия
  • Принцип самофинансирования, самоокупаемости (выручка должна покрывать затраты) предприятие возмещает затраты, получает прибыль, формирует инвест ресурсы, создает необходимые страховые ресурсы, производит плт в бюджет)
  • Принцип самостоятельности в принятии решений, что вытекает из относительной обособленности всего хоз оборота. Самостоятельность связана с ответственностью за обеспечение процесса воспроизводства.
  • Принцип материальной ответственности
  • Принцип материальной заинтересованности
  • Принцип платежеспособности.

Оборотные ср-ва.

- ден ср-ва авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Составная часть имущества предприятия. В своем обороте оборотные ср-ва принимают денежную, производительную и товарную формы. Включают:

- Производ запасы

- незавершенное производство

- Полуфабрикаты

- Расходы буд периодов.

Классификация.

По месту и роли в производстве:

В сфере пр-ва и в сфере обращения.

По степени планирования

Нормируемые и ненормируемые

По источникам

Собственные заемные привлеченные.

Организация оборотных средств вкл.:

1) определение состава и структуры оборотных ср-в

2) установление потребности предприятия в об ср-вах

3) определение источников

4) распоряжение и маневрирование

5) ответственность за сохранность и эффективное использование.

Производственные фонды т- обеспечение непрерывного процесса производства.

- предметы труда

-сырье, материалы

- незавершенное производство

- расходы буд периодов.

Фонды обращения – обеспечение процесса обращения.

- готовая продукция

- деньги в кассе

- товары отгруженные

- дебит задолженность.

Линейная.

ППС = 120 000 руб., срок службы = 10 лет. Годовая сумма амортизации = 12 000 руб. (120 000 : 10)

Уменьшаемый остаток.

Период Годовая сумма, руб. Накопленная амортизация, руб. Остаточная стоимость, руб.
Конец 1 года 100000*40%=40000
Конец 2 года 60000*40%=24000
Конец 3 года 36000*40%=14400
Конец 4 года 21600*40%=8640
Конец 5 года

ППС = 100000 руб. Организация решила применять удвоенную норму амортизации. Ликвидационная стоимость объекта – 5000 руб.

При сроке службы в 5 лет амортизация при линейном методе равна 20%, удвоенная норма = 40%. В последний год при расчёте амортизации принимается в расчёт также ликвидационная стоимость.

Сумма чисел.

ППС = 150 000 руб. Срок эксплуатации ОС = 5 лет, сумма чисел = 1+2+3+4+5=15. В 1-й год коэффициент соотношения составит 5/15, во 2-й 4/15, и т. д.

Период Годовая сумма, руб. Накопленная амортизация, руб. Остаточная стоимость, руб.
Конец 1 года 150000*5/15 = 50000
Конец 2 года 150000*4/15 = 40000
Конец 3 года 150000*3/15 = 30000
Конец 4 года 150000*2/15 = 20000
Конец 5 года 150000*1/15 = 10000 -

Пропорционально объёму

ППС автомобиля = 120 000 руб., планируемый пробег = 120000 км., сумма амортизации = 1 р. на 1 км. (120 000 руб. : 120 000 км).

Себестоимость продукции и прибыль: распределение, использование, управление формированием.

Понятие себестоимости - одно из базовых и наиболее значимых в экономике. Это важнейший показатель экономической эффективности производства продукции, отражающий все стороны хозяйственной деятельности.

Показатели ликвидности

Фин сост предприятия с позиции краткосрочной перспективы оценивается по показателям ликвидности, в наиболее общем виде характеризующим, может ли оно своевременно и в полном объеме произвести расчеты по краткосрочным обязательствам перед контрагентами.

Говоря о ликвидности предприятия, имеют ввиду наличие у него оборотных ср-в в размере, достаточном для погашения краткосрочных об-в. Осн признак ликвидности - превышение (в стоимостной оценке) оборотных активов над краткосрочными пассивами. Чем больше это превышение, тем благоприятнее финансовое состояние предприятия с позиции ликвидности.

Под ликвидностью актива понимают способность его трансформироваться в денежные средства в ходе производственно-технологического процесса, а степень ликвидности определяется продолжительностью временного периода, в течение которого эта трансформация осуществляется. Чем короче период, тем выше ликвидность.

показатель ликвидности способ расчета норматив
1. Коэффициент текущей ликвидности Оборотные средства/Срочные обязательства не ниже 2
2. Коэффициент мгновенной (быстрой) ликвидности (Денежные Средства+Дебиторская Задолженность)/Краткосрочные Обязательства не ниже 0.7-0.8, желательно 1.5
3. Коэффициент абсолютной ликвидности Денежные Средства/Краткосрочные обязательства 0.2 (в период инфляции 0.03-0.08)

Интерпретация:

Коэффициент текущей ликвидности показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства.

Коэффициент быстрой ликвидности. Этот показатель показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет денежных средств, средств в ценных бумагах, а также поступлений по расчетам.

Коэффициент абсолютной ликвидности является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия и показывает, какую часть краткосрочных обязательств организация может погасить в ближайшее время за счет денежных средств.

Вопрос 16. Показатели оборачиваемости оборотных средств и их использование в финансовом планировании.

В хозяйственной практике при анализе состояния предпри­ятия большое внимание уделяется анализу интенсивности исполь­зования оборотных средств (текущих активов), так как именно от скорости превращения их в денежную наличность зависит лик­видность предприятия и его шансы на успех. В этой связи возни­кает необходимость в установлении и обосновании критерия эф­фективности оборотных средств и методики их определения.

Критерием эффективности использования оборотных средств (деловой активности) может быть относительная минимизация авансируемых оборотных средств, обеспечивающая получение максимально высоких производственных (объем производства, ассортимент, качество продукции) и финансовых (прибыль, до­ход) результатов деятельности предприятия.

Исходя из указанного критерия, эффективность использования оборотных средств может характеризоваться системой показателей: коэффициентом опережения темпов роста объема продукции (ра­бот, услуг) над темпами роста остатков оборотных средств; увеличением реализацией продукции (работ, услуг) на один рубль оборот­ных средств; относительной экономией (дополнительным увеличе­нием) оборотных средств; ускорением оборачиваемости оборотных средств. Расчеты этих показателей производятся на основании дан­ных финансового плана предприятия, формы № 1 и формы № 2.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств означает эко­номию общественно необходимого времени и высвобождение средств из оборота. Это позволяет предприятию обходиться мень­шей суммой оборотных средств для обеспечения выпуска и реа­лизации продукции или при том же объеме оборотных средств увеличить объем и улучшить качество производимой продукции.

Факторами ускорения оборачиваемости оборотных средств являются оптимизация производственных запасов, эффективное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов, сокращение длительности производственного цикла, сокращение сроков пребывания оборотных средств в остатках готовой про­дукции и в расчетах.

Для измерения оборачиваемости оборотных средств использу­ются следующие показатели:

1) Продолжительность одного оборота в днях. Она вычисляет­ся по формуле

ОБ = ( СО * Д ) / QP,

где ОБ – продолжительность одного оборота в днях;

СО – средний остаток оборотных средств;

QP – оборот по реализации продукции (работ, услуг);

Д – количество дней в периоде.

2) Коэффициент оборачиваемости. Он характеризует число оборотов, совершенных оборотными средствами за изучаемый период. Этот показатель вычисляется по формуле:

КОБ = QP / СО;

3) Сумма оборотных средств, приходящаяся на один рубль реализованной продукции. Этот показатель принято называть коэффициентом закрепления (загрузки) оборотных средств. Он определяется по формуле:

КОБ = СО / QP ;

Показатели оборачиваемости могут исчисляться по всем обо­ротным средствам в целом и отдельно по материальным оборот­ным средствам и дебиторской задолженности.

Фактический оборот по реализации рассчитывается на осно­вании данных формы №2, исходя из стоимости реализованных товаров, продукции, работ, услуг в оптовых ценах предприятия (без налога на добавленную стоимость и акцизов). Средние остатки оборотных средств определяются исходя из остатков на начало года (квартала), на квартальные даты и на конец года (квартала) как средняя хронологическая величина.

Плановые показатели оборачиваемости средств предприятия могут определяться лишь по материальным оборотным средствам. Плановый оборот по реализации исчисляется, исходя из тех же показателей, которые были учтены при определении факти­ческого оборота. При этом оборот по реализации промышленной продукции (работ, услуг) учитывается в сумме выручки, приня­той при расчете плановой прибыли. Число дней (Д) в анализируемом периоде принято считать в квартале —.90, в полугодии — 180. в году — 360.

Показатели оборачиваемости оборотных средств сравниваются с аналогичными показателям. Оборачиваемость материальных обо­ротные средств сравнивается так же с плановой оборачиваемостью.

Если оборачиваемость оборотных средств в днях в отчетном году меньше прошлогодней, это свидетельствует об ускорении обо­рачиваемости оборотных средств, а следовательно, о более эффек­тивном их использовании. Замедление оборачиваемости оборот­ных средств говорит об их неэффективном использовании. При анализе важно установить не только направление и вели­чину отклонений оборачиваемости оборотных средств в отчет­ном году по сравнению с прошлым годом, но и как эти отклоне­ния повлияли на размер оборотных средств.

Размер высвобождения (или дополнительной загрузки) обо­ротных средств в результате ускорения (или замедления) обора­чиваемости оборотных средств по сравнению с прошлым годом на однодневную сумму оборота по реализации в отчетном году и на количество оборотов.

В качестве основных источников информации для определе­ния и оценки оборачиваемости оборотных средств используются данные формы № 1, формы № 2.

В условиях рыночной экономики усиливается возможность и значение исчисления и анализа частных показателей оборачива­емости. то есть оборачиваемости по отдельным элементам обо­ротных средств. Это связано с тем. что скорость оборота всех оборотных средств зависит от того, с какой скоростью каждый их элемент переходит из одной функциональной формы в другую. Наиболее важными частными показателями представляются та­кие. как оборачиваемость средств, вложенных в производствен­ные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию, товары. Чем выше скорость реализации запасов, тем более ликвидной становится структура баланса. Положительно влияет на деловую активность предприятия сокращение среднего срока погашения дебиторской задолженности за товары, работы, услу­ги, по торговым (векселя полученные).

В результате такого анализа выявляется, какое количество обо­ротов совершил в течение аналогичного периода капитал, вло­женный в ту или иную материально-вещественную форму, то есть сколько раз он возмещался предприятию при реализации това­ров, продукции, работ и услуг.

Заемные денежные средства

(долгосрочные кредиты банков, заемные ср-ва др организаций, займы, предоставляемые индивидуальными инвесторами, ссуды из фед и регион бюджетов)

Бюджетное ассигнование, предоставляемое на безвозвратной основе

7. Средства иностранных инвесторов(Привлечение иностранных инвестиций обеспечивает развитие международных экономических связей и освоение передовых научно-технических достижений. Основная форма – создание предприятий с иностранными инвестициями).

23. Бизнес-план.

Опр.: документ внутрифирменного планирования, излагающий осн аспекты деят-ти, анализирующий проблемы, определяющий способы решения. Это план развития бизнеса, носит вероятностный х-р.

В нем учитываются предмет, цели, стратегия, направления и регионы деят-ти, ценовая политика, емкость и структура рынка, условия поставок, фкторы, влияющие на прибыль.

Сферы применения:

- создание новых предприятий

- привлечение инвестиций

- получение кредитов

- проведение IPO

- контроль и оценка осн деят-ти

- привлечение партнеров.

Структура.

1) Резюме ( введение) - предмет, привлекательность, отдача, затраты – кратко.

2) Оценка сбыта товаров

3) Информация о конкурентах

4) План маркетинга

5) План пр-ва

6) Организация

7) Юридический план

8) Оценка прогнозирования и управления рисками

9) Фин план ( дох и расх, ДДС, баланс).

Кредитные отношения предприятий с коммерческими банками. Содержание кредитного договора. Виды обеспечения кредита.

Кредит –метод фин-ия потребностей предприятия на основе возвратности, срочности и платности. Различают прямое банковское кредитование и косвенное (векселя).

Объектами:

Ø На строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов производственного и непроизводственного назначения;

Ø На приобретение движимого и недвижимого имущества;

Ø На образование совместных предприятий

Ø На создание научно-технической продукции, интеллектуальных ценностей;

Ø На осуществление природоохранных мероприятий.

Основой кредитных отношений является кредитный договор. Условия: суммы ссуд, сроки и порядок их использования и погашения, % и другие выплаты за кредит, формы обеспечения обязательств (залог, договор гарантии, договор поручительства, договор страхования), перечень документов, представляемых банку. Конкретные сроки и периодичность погашения долгосрочного кредита, выдаваемого юридическим лицам, устанавливаются по договоренности банка с заёмщиком исходя из окупаемости затрат, платёжеспособности и финансового состояния заёмщика, кредитного риска, необходимости ускорения оборачиваемости кредитных ресурсов.

Выдача долгосрочного кредита на объекты производственного и непроизводственного назначения осуществляется при условии представления заёмщиком документов, подтверждающих его кредитоспособность и возможность кредитования объекта:

  • Устава;
  • Заверенного бух баланса;
  • Технико-экономического обоснования ;

В качестве обеспечения кредитов используются векселя, движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, товарораспорядительные документы, а также гарантия и поручительство.

33. Кредитоспособность предприятия. Виды обеспечения кредита. (NB!!! Из инета. http://www.sunit.ru/pc_art5.shtml#2 Не знаю, как было в лекции. Может, еще какие-то коэффициенты нужны, т.к. их много и методологии оценки разные.)

Под кредитоспособностью банковских клиентов следует понимать такое финансово-хозяйственное состояние предприятия, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способность и готовность заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями договора.

При рассмотрении заявки учитывается множество факторов, в т.ч.:

· дееспособности Заемщика;

· репутации Заемщика;

· способности Заемщика получать доход;

· владения Заемщиком активами;

· состояния экономической конъюнктуры.

Существуют внешние (гос. и коммерч. отчеты и справочники, газеты и журналы, другие банки) и внутренние (отчетность+поставщики и клиенты) источники инфо.

Важнейшей информационной базой анализа является бухгалтерский баланс. В Активе внимание на основные средства, запасы, готовую прод, товары, которые могут исп-ся при залоге. + погашение дебиторской задолж-ти. В Пассиве – кредиты и займы (задолженность не должна быть просрочена). + Проверить все кредитные договоры!

Показатели (4 группы) (обычно западные фин. инст-ты используют): 1) показатели ликвидности фирмы; 2) показатели оборачиваемости капитала; 3)показатели привлечения средств; 4) показатели прибыльности.

1) группа: Коэффициент ликвидности Кл - соотношение наиболее ликвидных средств (ден ср-ва и краткоср деб задолж) и долгосрочных долговых обязательств. ->способность Заемщика оперативно и в срок погасить долг банку на основании оценки структуры оборотного капитала. Чем выше Кл тем выше кредитоспособность. Коэффициент покрытия Кпокр - соотношение оборотного капитала и краткосрочных долговых обязательств. Кпокр показывает предел кредитования и достаточность всех видов средств клиента для погашения долга. Если Кпокр менее 1, то границы кредитования нарушены, и Заемщику больше нельзя предоставлять кредит: он является некредитоспособным. 2) Показатели оборачиваемости капитала, относящиеся ко второй группе, отражают качество оборотных активов и могут использоваться для оценки роста Кпокр. Например, при увеличении значения этого коэффициента за счет роста запасов и одновременном замедлении их оборачиваемости нельзя делать вывод о повышении кредитоспособности Заемщика. 3) Коэффициенты привлечения (Кпривл) образует третью группу оценочных показателей. Они рассчитываются как отношение всех долговых обязательств к общей сумме активов или к основному капиталу; показывают зависимость фирмы от заемных средств. Чем выше коэффициент привлечения, тем хуже кредитоспособность Заемщика. 4) Характеризуют прибыльность. К ним относятся: доля прибыли в доходах, норма прибыли на активы, норма прибыли на акцию. Если растет зависимость фирмы от заемных средств, то снижение кредитоспособности, оцениваемой на основе Кпривл, может компенсироваться ростом прибыльности.

КРОМЕ ТОГО: Коэф соотношения собств и заемн ср-в – чем больше 1, тем больше зависимость от заем ср-в.

Коэффициент маневренности собственных средств - насколько мобильны собственные источники средств предприятия, рассчитывается делением собственных оборотных средств на все источники собственных средств предприятия.

Для анализа платежесп-ти – оборотные ср-ва (должны превышать размер задолж-ти).

Обеспечение кредита: векселя, движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, товарораспорядит-е док-ты, гарантия и поручительство.

В РФ клиент предоставляет представляет в банк следующие документы:

1. Юридические документы, в т.ч. регистрационные (устав и т.д.)

2. Бухгалтерскую отчетность в полном объеме, заверенную налоговой инспекцией

3. Копии выписок из расчетного и валютных счетов на месячные даты и по крупнейшим поступлениям за последние три месяца

4. Справку о полученных кредитах с приложением копий кредитных договоров

5. Письмо-ходатайство о предоставлении кредита.

Планирование выручки от реализации продукции.

Способы планирования прибыли.

1) Метод прямого счета. ( при небольшом ассортименте)

План прибыль = ( выпуск* цену) – ( выпуск* с/с). Этот метод просто, но не позволяет выявить влияние факторов на плановую прибыль.

2) Аналитический метод. ( при большом ассортименте, как дополнение к прямому методу) позволяет определить влияние факторов.

Этапы.

  1. определение базовой рентабельности. = ожидаемая прибыль за отчетный год/ себестоимость.
  2. исчисление объема товарной продукции в планир периоде исходя из с/с базового года, и определение прибыли исходя из баовой рентабельности.
  3. учет влияния различных факторов ( с/с, цен, ассортимент).

Для окончательного расчета плановой прибыли учитывается прибыль по остаткам готовой продукции и товаров отгруженных на начало и конец планируемого года.

3) Нормативный метод. Расчет с помощью нормативов. ( норма прибыли на СК, активы, ед реализуемой пролукции)

4) Метод экстраполяции. Анализ динамики за ряд лет, выявление тенденции.

Финансы АО.

АО – ком организ-правовая форма объединения, образованного путем добровольного соглашения юр и физ лиц, объединивших свои ср-ва и выпустивших акции для получения прибыли.

УК – миним размер имущества АО, который гарантирует интересы кредиторов. Состоит из опр кол-ва акций. Номинал привил акций не более 25% УК. Половина акций должна быть оплачена к регистрации.

УК ≤ чистые активы.

Чистые активы = активы – об-ва ( кроме об-в по акциям)

Если ЧА < УК, то надо уменьшить УК.

УК может меняться. Рост прибыли и доп вклады ведут к росту УК. Для изменения требуется решение ОСА.

Пути увеличения УК.

- выпуск доп акций

- увеличение номинала

- обмен конвертир облиг на акции

- возврат части акций

- переоценка осн фондов.

Уменьшение УК:

- снижение номинала

- выкуп акций

- исключение акционеров, возврат взносов

- передача акций дочкам

- передача акций в резервн фонд

Резервн фонд созд-ся в процессе распределения чист прибыли

≥15% УК, ежегодно ≥ 5% чистой прибыли.

Идет на погашение облигаций, выкуп акций если нет др выхода.

Экспорт/Импорт

Квотирование и лицензирование представляют собой нетарифный метод государственного регулирования экспортно-импортных операций.

Квотирование — это количественное ограничение какой-либо продукции (товаров), устанавливаемое государственными органами ни определенный срок. Квоты устанавливаются Министерством экономики по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами. На Министерство экономики возложено также ведение Федеральной банка квот экспорта товаров. Регулирование экспорта и импорта путем квотирования предусмотрено Таможенным кодексом РФ.

Лицензирование — это выдача компетентными государственными органами разрешений на ввоз или вывоз определенных видов продукции (товаров). Лицензии могут быть разовыми и генеральными. Генеральные лицензии выдаются для осуществления экспортно-импортных поставок для государственных нужд сроком на один год. По общему правилу генеральная лицензия, как и разовая, оформляется на один вид товара, но в отдельных случаях, если товары входят в единую группу, возможна выдача генеральной лицензии на несколько видов товаров. Экспортные или импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться по одной или нескольким сделкам. Разовая лицензия оформляется на один вид товара, на совершение одной сделки.

Тарифное регулирование осуществляется путем установления таможенных пошлин. Правовой базой тарифного регулирования является Закон от 21 мая 1993 г. “О таможенном тарифе”.На основе этого закона принимаются нормативные акты, устанавливающие ставки таможенных пошлин, порядок их взимания. Режим тарифного регулирования импорта предусматривает, что ставки таможенных пошлин на ввозимые товары определяются дифференцированно.

Россия не облагает ввозными таможенными пошлинами товары, происходящие из государств, с которыми заключены соглашения о свободной торговле, и ввозимые на российскую территорию.

Сертификаты качества

Инвестиции/заем

Валютное регулирование. Валютное регулирование является одной из форм государственного воздействия на участников внешнеэкономической деятельности в целях охраны публичных интересов государства. Это воздействие осуществляется для защиты национальной валюты, ограничения вывоза капитала из страны, обеспечения возвращения в Россию валютной выручки, полученной от экспорта.

В соответствии с предложением Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю в целях реализации на местах единой общегосударственной политики в области организации контроля и надзора за соблюдением законодательства РФ в сфере валютных, экспортных, импортных и иных внешнеэкономических операций Правительство РФ приняло постановление об образовании территориальных органов по валютному контролю. Функции контроля, как уже упоминалось, осуществляют уполномоченные банки, а также таможенные органы.Экспортеры тоже несут ответственность за нарушение валютного законодательства. Так, за нарушение положений упомянутой инструкции с экспортеров взыскиваются в бесспорном порядке штрафы. Ответственность экспортеров предусмотрена и в Таможенном кодексе.

Финансовая политика

- затрагивает все стороны экономической деятельности фирмы – научно-техническую, производственную, материально-техническое снабжение, сбыт – и отражает в концентрированном виде влияние многочисленных внутренних и внешних факторов.

Довольно трудно однозначно определить конкретные формы и методы проведения финансовой политики. Можно говорить об общих ее чертах и принципах, а также инструментах финансовой политики. Важнейшие из них: распределение и перераспределение прибылей; финансирование и кредитование деятельности различных подразделений; определение структуры и характера внутрифирменных финансовых операций и расчетов по ним.

Методической основой при разработке финансовой политики в конкретной фирме может служить Приказ Минэкономики РФ «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия» от 01.01.97 №118, в котором предусмотрены следующие элементы:

 учетная политика;

 кредитная политика;

 политика управления денежными средствами;

 политика в отношении управления издержками;

 дивидендная политика.

Выбор варианта учетной политики предприятие должно осуществлять в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета

В рамках кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами - определение величины собственных средств, потребности в заемных средствах.

Политика управление денежными средствами связана с оптимизацией остатков средств на счетах, минимизации разрывов между поступлением средств и их использованием, применением различных схем расчетов, предусматриваемых в договорах.

Политика в отношении управления издержками реализуется с помощью разработки системы бюджетирования, предусматривающей разработку бюджетов (смет) по всем основным элементам затрат и осуществления эффективного контроля за их исполнением.

Дивидендная политика должна уравновешивать защиту интересов собственников с интересами менеджеров и инвесторов с целью максимизации цены предприятия

Возможны следующие варианты дивидендной политики:

 дивиденды как постоянный процент от прибыли;

 политика форсированных дивидендных выплат – дивиденды выплачиваются в фиксированном размере на каждую акцию;

 политика выплат гарантированного минимума и экстра дивидендов;

 капитализация дивидендов – выплата дивидендов акциями (при финансовых затруднениях).

Финансы предприятия как звено фин системы гос-ва.

Предприятие – звено общественного разделения труда, специализирующееся на выпуске продукции, оказании услуг.

Работает на опр рынке

Связи с поставщиками и потребителями

Об-ва перед гос-вом, платит налоги.

Все предприятия подчинены фед-ции, субъектам фед-ии, муниципальным образованиям.

Поток налогов идет по трем каналам, перераспределение средств, формируются гос финансы, бюджет.

Финансы предприятий –оснва фин системы гос-ва. Тут создается продукция. Только укрепляя финансы предприятий можно укрепить экономику страны.

3. Функции финансов предприятий:

· обеспечение предприятия необходимыми денежными средствами;

· распределение и перерапределение;

· контрольная (за тем, чтобы средства поступали в достаточном количестве и в определенное время)

· стимулирующая (вытекает из остаточного хар-ра доходов предприятия)

из этих функций вытекают принципы.

Принципы организации.

  • Принцип привлечения внешних источников на стадии формирования предприятия
  • Принцип самофинансирования, самоокупаемости (выручка должна покрывать затраты) предприятие возмещает затраты, получает прибыль, формирует инвест ресурсы, создает необходимые страховые ресурсы, производит плт в бюджет)
  • Принцип самостоятельности в принятии решений, что вытекает из относительной обособленности всего хоз оборота. Самостоятельность связана с ответственностью за обеспечение процесса воспроизводства.
  • Принцип материальной ответственности
  • Принцип материальной заинтересованности
  • Принцип платежеспособности.

Наши рекомендации