Тема 2.1.1. Туризм и гостиничное хозяйство как объект управления
Тема 2.1.1. Туризм и гостиничное хозяйство как объект управления
Содержание лекции
1. Сущность туризма, факторы его развития[1].
Основные понятия и управленческие категории туризма.
Определение туризма. Индустрия туризма. Виды и формы туризма. Типы туристов. Основные факторы развития туризма.
Туристский продукт. Тур как первичная продажная единица туристического продукта Продвижение турпродукта. Туристское предложение.
2. Особенности туризма как объекта управления. Организация управления туристским комплексом за рубежом и в России.
Экономическое содержание туризма. Эффект мультипликации туризма в экономике[2].
3. Гостиничное хозяйство – основное звено материально-технической базы туристической индустрии[3].
Функциональное назначение гостиничного предприятия.
Классификация современных гостиниц. Уровень комфорта. Классификация гостиниц в РФ. Требования к гостиницам различных категорий. Классификация гостиничных номеров. Вместимость номерного фонда. Гостиничные цепи и их эффективность в развитии туризма. Тенденции развития гостиничного хозяйства в России. Экономика гостиничного хозяйства в туризме.
Вопросы лекции
1. Сущность туризма, факторы его развития.
2. Особенности туризма как объекта управления.
3. Гостиничное хозяйство – основное звено материально-технической базы туристической индустрии.
Введение
В последние годы туризм стал одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. Туризм как межотраслевой комплекс социально-бытовой инфраструктуры играет одну из главных ролей в мировой экономике, обеспечивая десятую часть мирового валового национального продукта, и в ближайшие годы станет наиболее важным ее фактором.
Международный туризм оказывает мощное воздействие на занятость населения. В настоящее время каждый 15-й работник в мире занят в сфере гостиничного и туристского бизнеса. На долю туризма приходится около 7% мирового капитала, 5% всех мировых налоговых преступлений, 11 % мировых потребительских расходов. Число туристских поездок во всем мире приближается к 600 млн. и, по прогнозам Всемирной туристской организации, их число к 2010 г. достигнет миллиарда. Эти цифры характеризуют прямой экономический эффект функционирования индустрии туризма.
Туристский рынок не существует независимо от государства и общества. Главная задача государства в нынешних условиях – выработка стратегии туристской деятельности, ее правовое регулирование, оказание содействия предприятиям гостиничного и туристского комплекса в развитии производства, заключение соглашений с иностранными государствами в целях создания лучших условий для развития международного туризма, создание благоприятного для туризма имиджа страны.
Туризм становится индустрией досуга, и крупнейшие предприниматели делают ставку на получение доходов от развития массовых форм туризма, основанного на внедрении достижений технического прогресса на транспорте, в средствах размещения, связи, организации питания, сфере рекреации и других видах обслуживания.
Туристский бизнес привлекателен для предпринимателей с небольшим стартовым капиталом, быстрым сроком его окупаемости, постоянным спросом на услуги туризма, высоким уровнем рентабельности произведенных затрат. Но для эффективного ведения туристского бизнеса предприниматель должен хорошо разбираться в вопросах экономики туризма, а также гостиничного хозяйства как основы материально-технической базы туристской индустрии.
Учебные задачи лекции.
1. Раскрыть содержание туризма и его основных понятий.
Показать особенности туризма как объекта управления.
3. Выяснить содержание индустрии гостеприимства и место в ней гостиничного хозяйства.
4. Рассмотреть функциональное назначение гостиничного предприятия и его структуру.
Сущность туризма, факторы его развития
Содержание и основные категории индустрии туризма.
Индустрия туризма включает в себя:
1) Совокупность отраслей индустрии туризма
- индустрию гостеприимства,
- индустрию досуга и развлечений
- транспортное обслуживание,
- государственные и общественные организации,обеспечивающие регулирование туристской деятельности и управление ею, принятие соответствующих законов и нормативных актов, а также рекламу туристского продукта.
2) Материальная база индустрии туризма
- рекреационные ресурсы,
- материально-техническая база туризма,
- производимые товары и услуги,
- различные виды производств,связанные с обеспечением путешествий и полноценного отдыха (карты, сувениры, товары пляжного отдыха др.),
- инфраструктуры.
3) Субъекты индустрии туризма
- туроператоры и турагенты какнепосредственные разработчики туристского продукта в функции которых входит продвижение турпродукта на рынке,
- кадры, производящие товары и услуги,
- кадры, обслуживающие туристов,
- учреждения, занимающиеся подготовкой и переподготовкой квалифицированных кадров для туризма.
4) Объект туризма – сами туристы,
Интенсивное развитие индустрия туризма было отмечено в мире в 50-х годах XX в., когда на смену туризму избранных приходит массовый туризм. В индустрия туризма широко внедряются достижения технического прогресса, новые формы социальной организации и управления; в анализ индустрии туризма включаются научные коллективы, которые помогают организовывать и прогнозировать развитие туризма.
Таким образом, туристическую индустрию можно рассматривать как совокупность гостиниц или иных средств размещения, средств транспорта, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного значения, организаций, осуществляющих туристическую деятельность, организаций, предоставляющих услуги гидов-переводчиков и самих туристов как потребителей туруслуг.
Основное содержание индустрии туризма составляютиндустрия гостеприимства, индустрия досуга и развлечений, индустрия развлечений, индустрия питания.
Индустрия гостеприимства – система современных производств, предприятий, сервисных учреждений и организаций, специализирующихся на обслуживании приезжающих в данную местность на сравнительно короткий период времени людей с целью отдыха, деловых встреч или с личными целями.
Индустрия гостеприимства включает в себя такие услуги и звенья сервисной деятельности, как:
- размещениегостей,
- общественное питание,
- перевозка,
- отдых (рекреация),
- развлечения.
Индустрия гостеприимства, будучи по своему целевому назначению особым сегментом сферы обслуживания приезжих, частично пересекается по характеру и объему своих составных частей (отелями, инфраструктурой, центрами питания и др.) с учреждениями индустрии досуга и индустрии туризма.
Индустрия досуга –совокупность современных отраслей, производственных подразделений, учреждений и фирм, назначение которых сводится к созданию товаров, предоставлению продукции и услуг для использования их человеком в свободное время. Индустрия досуга развивается на стыке хозяйственной, социальной, культурно-художественной сферы, а также сферы рекреации и услуг, вводя в свой оборот также удобные территории и часть ландшафтно-природной среды. В разных странах индустрия досугасостоит из неодинакового набора направлений и видов услуг.
Согласно международной стандартной классификации, к индустрии досуга относят:
- специализированные предприятия отдыха и развлечений, включающие в свой состав учреждения культуры, спортивно-оздоровительные, зрелищные и развлекательные предприятия,
- зоны отдыха и рекреации,
- производства, создающие товары и продукты для использования их на отдыхе и в свободное время.
Развитию индустрии досуга способствует возросшая в последнее время мобильность людей.
Индустрия развлечений –часть индустрии досуга,состоящая из совокупности современных производств, крупных организаций и небольших фирм, производящих товары для реализации эмоционально насыщенного отдыха, создающих условия для увлекательного проведения свободного времени.
Важнейшими видами индустрии развлечений, позволяющими потребителям в большей степени испытать приятные или острые ощущения, выступают
1) товары индустрии развлечений
путешествия,
массовые зрелища,
аттракционы,
спортивные состязания,
казино,
эстрадные концерты,
конные забеги и т.д.
2) Важное звено индустрии развлечений составляют те структуры менеджмента, которые создают условия для отдыха, организуют и непосредственно проводят мероприятия развлекательного характера – производители товара индустрии развлечений:
- стационарные организации и учреждения (персонал кинотеатров, парков культуры и отдыха и др.),
- временные коллективы, зависящие от конъюнктуры и спроса (работники центров игровых автоматов) или создаваемые на определенный сезон (цирковые, эстрадные коллективы) или для проведения какого-либо праздника.
- производства, создающие товары для отдыха (настольные игры, книги, компакт-диски, спортивный инвентарь), а также сложную технику, позволяющую организовывать индивидуальный отдых в домашних условиях или коллективный отдых в общественных местах.
Индустрия питания –система современных производств, торговых фирм, крупных центров и небольших пунктов обслуживания, связанных с
- созданием и переработкой продовольственной продукции,
- ее расфасовкой и продажей через торговую сеть,
- с приготовлением пищевых полуфабрикатов, требующих дальнейшей обработки,
- с приготовлением пищи и ее употреблением.
Индустрия питания позволяет облегчить приготовление пищи, сделать приятным процесс ее приема не только в рамках семейных домохозяйств, но и в центрах общественного питания – в ресторанах, столовых, кафе, закусочных, в домах отдыха и кемпингах, в специально отведенном для этого месте на авто- и железнодорожных вокзалах, в аэропортах, а также в самих средствах передвижения (в поездах дальнего следования, на воздушном и водном транспорте).
Туристические услуги составляют значительную часть потребляемых населением услуг и имеют специфический социально-оздоровительный характер, т.е. отдых, возможность занятия спортом, участия в культурно-массовых мероприятиях и др., сочетает в себе экономический, социальный, гуманитарный, политический, воспитательный и эстетический факторы.
Во многих странах туризм играет значительную роль в формировании внутреннего валового продукта, создании дополнительных рабочих мест и обеспечении занятости населения, активизации внешнеторгового баланса. Туризм оказывает огромное влияние на такие ключевые отрасли экономики, как транспорт и связь, строительство, сельское хозяйство, производство товаров народного потребления и другие, т.е. выступает своеобразным катализатором социально-экономического развития.
По прогнозам экспертов Всемирной туристической организации, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, увеличивающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется большое количество хорошо информированных потребителей туристических услуг, обращающих внимание на качество и безопасность предлагаемого продукта. Дальнейшее развитие мирового туристического рынка все больше определяется новейшими информационными технологиями.
Применительно к индустрии туризма существуют такие понятия, как «видимая и невидимая торговля», «видимый и невидимый экспорт и импорт».
Видимая торговля имеет дело с экспортом и импортом материальной продукции, такой, как товары и сырье. При этом торговым балансом страны называется разница между стоимостью видимого экспорта и стоимостью видимого импорта.
Невидимая торговля имеет отношение к импорту и экспорту сферы услуг.
Большая часть дохода от невидимого экспорта туристических услуг поступает от прибывших иностранных туристов, а также от продажи им билетов на отечественный транспорт и другие услуги в стране пребывания.
Невидимый импорт сферы туристических услуг составляют деньги, потраченные иностранными гражданами в стране пребывания во время их зарубежных поездок, оплата ими транспортных расходов и других услуг в этой стране, а также оплата дивидендов иностранным инвесторам индустрии туризма.
Потребление в туризме определяется как стоимость туристических продуктов (товаров и услуг), используемых для непосредственного удовлетворения потребностей туриста или экскурсанта. Сюда относятся:
- расходы потребителя на пакет услуг (турпродукт),
- отдельные расходы на размещение, питание и напитки, транспорт, досуг, отдых, культурные, спортивные, экскурсионные и другие мероприятия,
- расходы на покупки в месте пребывания,
- прочие расходы.
Туристский продукт – это комплекс туристических услуг, необходимых для удовлетворения потребностей туриста во время его путешествия, т.е. совокупность вещественных (товара) и невещественных (услуги) потребительных стоимостей. Следовательно, туристский продукт – это комплексное понятие, состоящее из множества взаимосвязанных составляющих, совокупности вещественных (товары) и невещественных (услуги) потребительских стоимостей, необходимых для удовлетворения потребностей туриста, возникающих в период его туристского путешествия (поездки) и вызванных именно этим путешествием. Основу туристскогопродукта образуют культурные, исторические ценности, природные, климатические факторы, которые и определяют его товарную ценность. В стоимость туристскогопродукта включаются и стоимости материальных услуг, образующих сервисное обслуживание и влияющих на покупательский спрос.
Под туристическим товаром понимается продукт труда, созданный для продажи и предназначенный для использования преимущественно туристами или экскурсантами.
Туристические услуги – это услуги субъекта в туристической деятельности по размещению, питанию, транспортному, информационно-рекламному обслуживанию, а также услуги учреждений культуры, спорта, быта и развлечений, направленные на удовлетворение потребностей туриста.
Это специфический товар, который не имеет вещевого выражения, т.е. его невозможно увидеть и невозможно накапливать. Они могут реализоваться только в том случае, когда есть спрос со стороны туриста. Проявляются во время путешествия в виде улучшения здоровья, удовлетворения туристических потребностей, отдыха, хорошего настроения, ознакомления с природными и культурно-архитектурными достопримечательностями.
На основании этого можно сказать, что единицей туристической услуги является комплекс услуг, которые оказываются одному потребителю на протяжении определенного промежутка времени.
Первичной продажной единицей туристического продукта на туристическом рынке, как правило, является тур.
Тур– это 1) «комплекс услуг по размещению, перевозке, питанию туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков и другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия» (закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 3 декабря 1996 г., Приложение № I);
2) комплексная туристская услуга, путешествие, поездка, организуемая на индивидуальной или коллективной основе по определенному маршруту и программе с предварительным бронированием и приобретением проездных билетов, гостиничных, транспортных, экскурсионных услуг и услуг питания, оформлением виз, страховки и т.д.
В зависимости от целей различаются познавательные, фольклорные, охотничьи, лечебные туры; по способам передвижения – автотуры, круизы и пр.
На практике под турпродуктом понимают три основных вида возможных предложений на рынке.
Первый вид – тур, комплексная туристическая услуга, предлагаемая фирмами, туроператорами (организаторами), может быть продана потребителю для личного пользования (в розницу), а также оптовым покупателям (фирмам-посредникам, турагентствам) для извлечения экономической выгоды.
Второй вид – отдельные туристические услуги, к которым можно отнести транспортные услуги, услуги размещения, услуги по оформлению загранпаспортов, страховку, экскурсионную программу, прокат автомобиля и много другое.
Третий вид – товары туристического назначения, включая различного рода информационные материалы (каталоги, справочники, карты, словари, путеводители и т.д.), которые необходимы туристу и путешественнику в стране пребывания.
Разработка туристического продукта – сложный и многоступенчатый процесс, который включает:
- маркетинговые исследования и анализ сегментов рынка и конкурентов на нем,
- предполагаемый потребительский спрос,
- направление выезда,
- конъюнктуру туристического рынка,
- оценку реальных затрат на разработку, рекламу и продвижение турпродукта.
Продвижение туристского продукта –
1) «комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта (реклама, участие в специализированных выставках, ярмарках, организация туристских информационных центров по продаже туристского продукта, издание каталогов, буклетов и другое» (закон «Об основах туристской деятельности в РФ» от 3 декабря 1996 г., Приложение № 7);
2) стимулирование сбыта туристского продукта, комплекс мер, направленных на реализацию туристского продукта, предназначенный для получения поддержки торгового посредника и повышения эффективности его усилий, включающий скидки, компенсации, совместное рекламирование, торговые выставки и т.д. Продвижение туристского продуктасостоит в комплектации туристских услуг в туристский продукт (через туроператора) и доведении через систему дистрибьюции (через турагентства) конечному потребителю, т.е. это процесс достаточно сложный, не прямой, часто не предусматривающий непосредственной связи изготовителя и конечного потребителя турпродукта.
Анализируя имеющиеся данные о возможных предпочтениях и доходах покупателя, предлагаемых затратах турорганизатора на разработку турпродукта, можно оценить целесообразность и экономическую эффективность его разработки и определить туристское предложение.
Туристское предложение – это совокупность туристских продуктов с определенными ценами, которые находятся на туристском рынке и которые могут или намерены продать производители-продавцы.
К туристскому предложению относится все, что может быть использовано для удовлетворения туристского спроса и охватывает очень разнообразные элементы. Оно состоит из первичного и производного предложений (рис. 1.1).
Первичное предложение | Производное предложение | ||
Природные ресурсы | Туристская инфраструктура | Туристская супраструктура | |
Социально-культурные факторы | Обусловленная развитием туризма | Собственно туристская | Гостиницы, предприятия питания |
Общая инфраструктура | Транспортные средства | ||
Сооружения для размещения туристов | |||
Сооружения для оказания посреднических услуг |
Рис. 1.1. Составляющие туристского предложения
Основой туристского предложения является туристский регион. Туристский регион – это географическая территория (место, регион), которую турист выбирает с целью путешествия.
По цели поездки.
Этот критерий имеет решающее значение, потому что именно цель поездки больше всего влияет на формирование тура и организацию туристического обслуживания. Путешествуя, турист может ставить перед собой несколько целей, но только одна из них будет доминирующей.
В зависимости от цели отличают следующие виды туризма.
1.1. Познавательный или культурно-развлекательный. Включает поездки людей в целях ознакомления с природными, историко-культурными достопримечательностями, музеями, театрами, общественным строем, жизнью и традициями народов в посещаемой стране. Познавательные цели могут совмещаться с целью отдыха;
1.2. Деловой.
В основе этого вида туризма лежит необходимость выполнения служебных или профессиональных задач. Поездки с деловыми целями рассматриваются как одна из важнейших составных частей современного туристического обмена. К деловому туризму относятся поездки делегаций или отдельных лиц
- для участия в международных переговорах, совещаниях, праздниках, коронациях, церемониях вступления в должность глав государства и правительств.
- для участия или посещения национальных и международных выставок и ярмарок, поездки в составе специализированных групп по профессиям.
- для участия или посещения конференций, семинаров, обучающих курсов и т.п.
1.3. Этнический
Цель этого туризма – посещение родственников, места рождения своего или родителей. Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей – Польша, Венгрия, Югославия и др.
1.4. Религиозный
Религиозный туризм (паломничество) является одним из самых старых видов туризма и представляет собой передвижения людей к святым местам с целью посещения храмов и монастырей в дни религиозных праздников или для замаливания грехов. Центрами религиозного туризма являются: Мекка, Медина, Иерусалим, Ватикан и другие города и местности.
Воздействие религиозного туризма на экономику некоторых стан и районов мира, в первую очередь на сами религиозные центры, весьма велико. Это связано с тем, что паломники оставляют в стране пребывания существенную долю взятых в дорогу денег. Кроме того, паломничество дает заработок многим тысячам местных жителей.
1.5. Спортивный
Спортивный туризм – это поездки для участия в различных спортивных состязаниях. Спортивный туризм подразделяется на две разновидности: активный – поездка и пребывание в посещаемом месте для непосредственного участия в спортивных соревнованиях и пассивный – когда поездка и пребывание осуществляются для участия в спортивных соревнованиях в качестве зрителя;
1.6. Рекреационный
Рекреационный туризм, или отпускной, – это передвижение людей в свободное время в целях отдыха, необходимого для восстановления физических и душевных сил человека. Для многих стран мира этот вид туризма является наиболее распространенным и массовым;
1.7. Учебный
Под учебным туризмом понимают поездки с целью получения или улучшения своих знаний. Наиболее распространенные – изучение иностранного языка, так называемое «погружение» и непосредственное общение с носителями языка;
1.8.Экзотический
Экзотический туризм связан с желанием увидеть, познать и почувствовать нечто необычное, не присущее повседневной жизни. Это климатические условия, необычные флора и фауна, кухня разных народов, архитектура, национальные обычаи и др.;
1.9. Экологический
Экологический туризм получил наиболее широкое распространение и признание в наше время, поскольку экология с каждым днем приобретает все большее значение. Бережное отношение к природе и окружающей среде является одним из привлекательных элементов туризма. Все чаще проводятся рекламные мероприятия и туры, носящие экологический характер (например, как можно отдохнуть и провести время на природе не загрязняя ее и не нанося ей ущерб). Экология и туризм очень взаимосвязаны и зависимы друг от друга. Туризм возможен только в экологически чистых районах. В международной практике существует такое понятие как «синий флаг». Его присваивают экологически чистым районам. Естественно, что туристы предпочитают отдыхать именно в этих местах, т.к. ничто не угрожает их здоровью.
Российская система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) по-своему уникальна, не имеет аналогов в мире, несмотря на множество трудностей, доказала свою жизнеспособность. В наших заповедниках охраняются прекрасные островки девственной природы: вулканы и гейзеры Камчатки и берега Байкала, степи Хакасии, пустыни Тувы, горы Алтая, Саян и Кавказа. Здесь нашли себе пристанище многие редкие и исчезающие виды животных, среди которых амурский тигр и снежный барс, морж и белый медведь, редчайшие виды журавлей и хищных птиц.
Кроме заповедников в России – 35 национальных парков и 68 федеральных заказников. Наша система особо охраняемых природных территорий (ООПТ) признана во всем мире:
– 22 российских заповедника имеют международный статус биосферных резерватов ЮНЕСКО;
– 25 заповедников, национальных парков и других ООПТ находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия;
– 30 заповедников, национальных парков и заказников – под юрисдикцией Международной конвенции о водно-болотных угодьях;
– 4 заповедника имеют дипломы Совета Европы;
– 3 заповедника входят в состав международных трансграничных особо охраняемых природных территорий.
Можно выделить виды туризма выделяет и по другим признакам:
по виду используемых природных ресурсов (купально-пляжный, лечебный, экологический, горный, водный),
по источникам финансирования (коммерческий, социальный,интенсив-туризм),
по возрастному составу участников путешествия (туризм пожилых людей, лиц среднего возраста, молодежный),
по числу участников путешествия (индивидуальный, групповой),
по способу организации путешествия (организованный, неорганизованный),
по способу размещения (гостиничного типа, негостиничного типа),
по видам используемых транспортных средств (автомобильный, автобусный, авиационный, водный, железнодорожный),
по дальности поездки (ближний, дальний),
по продолжительности путешествия (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный),
по ритмичности туристских потоков (сезонный, круглогодичный).
Всемирная туристская организация выделяет три типа туризма:
внутренний,
въездной,
выездной.
Классификация в туризме имеет важное значение для его практики. Она позволяет решать проблемы его территориальной организации, планировать развитие материальной базы, выявлять спрос и формировать рынок туризма, производить и реализовать туристический продукт.
Заканчивая классификацмю туризма, необходимо выделить и понятие и типы туриста – характеристику его социально-экономического и психологического состояния.
ООН так определила это понятие: «Турист означает любое лицо независимо от его расы, пола, языка и религии, которое вступает на территорию какого-либо договаривающегося государства, кроме того государства, в котором это лицо проживает, и остается там не менее 24 часов и не более 6 месяцев с дозволенной целью (кроме цели эмигрировать), как-то: с целью туризма, развлечения, спорта или лечения, или по семейным обстоятельствам, или для учения, религиозного паломничества, или с деловыми целями».
Понятие «турист» следует различать с понятием «мигрант» – гражданин, работающий или планирующий найти работу на любой период времени, которая будет оплачиваться в стране пребывания, или лицо, планирующее сопровождать такого гражданина либо присоединиться к нему в качестве домашнего работника или иждивенца.
Туристами не считаются:
- граждане, приезжающие в страну по договору или без него в поисках работы;
- граждане, оставшиеся в стране на постоянное место жительства;
- жители пограничных районов, живущие по одну сторону границы, а работающие по другую ее сторону.
При маркетинговых исследованиях выделяют четыре типа туриста:
а) «оседлый тип» –турист, имеющий небольшой или средний семейный доход. Выбирает самые дешевые туры с минимальным количеством экскурсий. Молодежь и пожилые люди предпочитают отдых на море с минимальным количеством переездов. К этой группе относятся и шоппинг-туристы;
б) «оседло-мобильный тип» –туристы, предпочитающие сочетать отдых с открытием или познанием чего-либо нового. Обычно это средняя возрастная группа с высшим образованием. Активно занимаются спортом, любят посещать экскурсии, могут в пользу разнообразия тура смириться с меньшим комфортом;
в) к «мобильному типу» относятся туристы, предпочитающие туры с насыщенной программой с большим количеством объектов посещения, городов, национальных парков, не боятся значительного количества переездов. Это, скорее всего, клиенты для приключенческих туров, туров через всю страну, для экотуризма;
г) «кочевой тип» –индивидуальные или самодеятельные туристы, охотники, любителя сафари, готовые и способные самостоятельно совершить путешествие.
С экономической точки зрения туристов можно разделить на следующие группы:
а) туристы с туристскими потребностями и желанием путешествовать;
б) люди с высокой покупательской способностью, спрос которых направлен на элитные и самые престижные туры, высокий уровень туристского обслуживания;
в) люди с покупательским поведением, касающимся всех природных, психологических, социальных и других причин, заставляющих его определенным образом реагировать на рекламу.
При подготовке туриста к путешествию или во время его совершения, включая транзит, турист имеет право на:
■ необходимую и достоверную информацию о правилах въезда в страну и пребывания там; об обычаях местного населения, религиозных обрядах, святынях, памятниках природы, истории, культуры и других объектах туристского показа, находящегося под особой охраной; состоянии окружающей природной среды;
■ свободу передвижения, свободный доступ к туристским ресурсам с учетом принятых в стране временного пребывания ограничительных мер;
■ обеспечение личной безопасности, потребительских прав и сохранности своего имущества, беспрепятственное получение неотложной медицинской помощи;
■ возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора, розничной купли-продажи турпродукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством;
■ содействие органов власти страны временного пребывания в получении правовой и иных видов помощи;
■ беспрепятственный доступ к средствам связи.
Во время путешествия, включая транзит, турист обязан:
; соблюдать законодательство страны временного пребывания, уважать ее социальное устройство, обычаи, традиции, религиозные верования;
; сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к памятникам природы, истории и культуры в стране временного пребывания;
; соблюдать правила въезда в страну временного пребывания, выезда из страны и пребывания там;
; соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.
.
Классификация гостиниц.
Классификация гостиниц –система определения соответствия конкретной гостиницы, а также номеров критериям или стандартам обслуживания. Классификация гостиниц в РФ согласно ГОСТу Р-50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц» по категориям основана на комплексе требований к материально-техническому обеспечению, номенклатуре и качеству предоставляемых услуг, уровню обслуживания. Согласно этому стандарту, принята «звездная» классификация гостиниц и мотелей.
Оценка гостиничных предприятий осуществляется по вместимости, целевой направленности и по качеству предоставляемых ими услуг.
По размерам (вместимости) гостиницы делятся на:
h малые (до 100– 150 номеров),
h средние (от 100 до 300-400 номеров),
h большие (от 300 до 600-1000 номеров),
h гигантские, в которых более 1000 номеров.
В соответствии с классификацией Всемирной туристской организации[7] гостиницы могут классифицироваться:
a по месту расположения (городские, пригородные, сельские, придорожные, в аэропортах, плавучие отели и т.д.);
a в зависимости от назначения (гостиницы постоянного проживания, транзитные гостиницы, гостиницы делового назначения);
a по времени функционирования (сезонные, круглогодичные);
a по уровню, ассортименту и стоимости услуг (дешевые отели или отели с ограниченным сервисом, отели «люкс», отели высокого класса, отели среднего уровня, апарт-отели, отели экономического класса, мотели, курортные гостиницы, таймшер).
Класс отеля, гостиницы или пансионата определяется обычно по стандартной, принятой в данной стране (или в регионе, экономической зоне) системе классификации и подтверждается сертификатом, выдаваемым специальным органом, сертификационной или иной палатой. Учитывает все факторы, влияющие на качество услуг, удобства номерного фонда, гостиницы различаются по:
- качеству строительства, отделки здания, архитектуре,
- наличию мест общего пользования, ресторанов, баров, кафе, бытовых служб,
- квалификации персонала,
- уровню сервиса.
Гостиницы высшего класса имеют роскошные многокомнатные номера, множество услуг (рестораны, библиотеки, спортзалы, лифты, бары, сауны и множество иного сервиса) и соответственно устанавливают цену за свои услуги.
В настоящее время существует около 30 различных систем классификации гостиниц: система звезд, система баллов, система букв (A,B,D,C), система «корон» или «ключей» и т.д.
Наиболее распространенной среди них является пятизвездочная система классификация гостиниц, основанная на французской национальной классификации. Требования к «звездной» градации вместе с тем неодинаковы в различных странах. Сертифицирование на классность производит либо гостиничная ассоциация, либо гостиничная цепочка по принадлежности.
Балльная, или индийская, система классификации гостиниц предусматривает деление гостиниц на 5 категорий: 1 звезда – 100 баллов, 2 звезды – 150 баллов и т.д.
В Великобритании в системе используется классификация гостиниц на «короны», «ключи», «луны», «солнца», «алмазы» и др.
Типология зарубежных гостиниц определяется следующими показателями:
- отель-люкс на 100-400 номеров (от небольшого до среднего) располагается обычно в центре крупных городов с развитой экономикой. Высокое качество обслуживания и хорошо обученный персонал предполагают очень высокую цену номеров со всеми возможными видами обслуживания. Как правило, гостиницей управляет профессиональная управляющая компания, а элитарная дорогая отделка помещений привлекает в качестве потребителей руководителей корпорации, участников небольших совещаний, профессионалов;
- гостиница среднего класса от 400-2000 номеров располагается, как правило, в центре крупнейших городов страны, имеет широкий спектр услуг, дорогую мебель и оборудование, большое фойе с рестораном. Цена размещения выше среднего, поэтому в качестве потребителей выступают предприниматели-индивидуалы, а также участники конференций. Управление осуществляет профессиональ