Объемные и качественные показатели работы станции

Показатель Единица измерения Значение показателя
в год в среднем за сутки
       

При переносе части таблицы на другую страницу название следует помещать только над первой частью таблицы. Над другими частями пишут слова “Продолжение таблицы” с указанием номера.

ПРИМЕР:

Продолжение таблицы 1.1.1

       

Если все показатели, приведенные в графах таблицы, выражены в одной и той же единице физической величины, то ее размерность необходимо помещать над таблицей через запятую после названия таблицы (напр., тыс. руб.)

При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире). В интервале, охватывающем числа ряда, между крайними числами ряда в таблице допускается ставить тире (858–900). Не допускается наличие в таблице строк или столбцов, в которых все данные отсутствуют. Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю. В одной графе должно быть соблюдено, как правило, одинаковое количество десятичных знаков для всех значений величин.

Сноски

Если необходимо пояснить отдельные данные, приведенные в документе, или указать автора текста цитирования, то следует сделать сноску. Сноски в тексте располагают с абзацного отступа в конце страницы, на которой они обозначены, и отделяют от текста короткой тонкой горизонтальной линией с левой стороны, а к данным, расположенным в таблице, в конце таблицы над линией, обозначающей окончание таблицы (нижняя граница рамки). Знак сноски ставят непосредственно после того слова, числа, символа, предложения, к которому дается пояснение, и перед текстом пояснения. Знак сноски выполняют арабскими цифрами помещают на уровне верхнего обреза шрифта (верхний индекс). Нумерация сносок отдельная для каждой страницы.

ПРИМЕР: “….. печатающее устройство2 ……....

_______________________________

2. принтер EPSON Stylus COLOR 740

Список использованной литературы (библиографический список)

Он помещается после заключения, перед приложением, с новой страницы и оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-84. В список включаются литературные источники, проработанные студентом, и на которые в тексте пояснительной записки имеются ссылки. В списке литературы должно быть приведено не менее 20 источников – законодательных актов, нормативных и инструктивных документов, научных монографий, учебников и практических пособий, статей общей и специальной периодической печати.

Порядок расположения литературы в списке рекомендуется следующий:

· официальные нормативные документы: Федеральные Законы, Указы Президента России, Постановления Правительства РФ, нормативные акты и методические материалы федеральных министерств и ведомств, Постановления законодательных органов власти субъектов РФ, распоряжения Глав администрации субъектов Федерации, нормативные акты и распоряжения других органов власти в хронологическом порядке и современной редакции;

· остальная литература в алфавитном порядке.

ПРИМЕР:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гражданский кодекс РФ. Часть 1. Официальное издание, 1994.

2. Налоговый кодекс РФ, ч. 1 от 31.07.98 г. № 146-ФЗ; (с изменениями и дополнениями) и ч. 2 от 29.12.00 г. № 166-ФЗ; (с изменениями и дополнениями).

3. Общесоюзный классификатор: Работы и услуги на транспорте. 1.74.007. – М.: Изд-во стандартов, 1976.

4. Положение о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации (Приказ Минфина РФ от 26 декабря 1994 г. №170).

5. Требования к бизнес-плану и рекомендации по его составлению, разработанные Федеральным Фондом поддержки малого предпринимательства. URL: http://www.siora.ru, http://www.delo.ru

6. Александров Г.И. и др. Менеджмент в сфере услуг. – М.: Луч, 1995.

7. Сайт клуба «Интернет-кафе 2000» http://www.internetcafe2000.ru

8. Левитина И.Ю. Экономика сферы сервиса: Учебное пособие. Часть 1. Сфера сервиса и ее роль в современном обществе. – СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2000.

9. Маркетинг услуг. – М.: Финансы и статистика, 1996.

10. …….

23. Памбухчиянц В. И. Организация, технология и проектирование торговых предприятий: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. 2-е изд. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999.

24. Экономика и управление на предприятии: Методические рекомендации по выполнению дипломного проекта для студентов специальности 0608. – СПб.: Изд-во СПбГАСЭ, 2000.

Приложения

В раздел приложения дипломного проекта могут быть включены:

ـ официальная статистическая и бухгалтерская отчетности или выписки из них;

ـ громоздкие расчеты; или распечатки решения задач на ЭВМ;

ـ выписки из инструкций, методик, нормативных документов;

ـ другие материалы, помещение которых в основной текстовой части работы нецелесообразно.

Не рекомендуется перегружать приложения формами отчетностей, лучше сделать из них выписки. Целесообразность внесения тех или иных материалов в приложения согласовывается с руководителем дипломного проекта. Приложения должны быть пронумерованы арабскими цифрами без указания знака «№» (например, “ПРИЛОЖЕНИЕ 1”, “ПРИЛОЖЕНИЕ 2” и т.д.) и иметь названия.

Графическая часть

Дипломный проект, кроме пояснительной записки, должен в обязательном порядке включать в себя 5 плакатов, выполненных на стандартных листах формата А1. Допускается как горизонтальное, так и вертикальное расположение чертежей на листе.

Плакаты должны быть соответствующим образом оформлены: иметь угловой штамп в правом нижнем углу в соответствии с ориентацией листа или этикетку на обратной стороне плаката. Пример оформления плаката и заполнения углового штампа приведен в Приложении 5. В штампе указывается: фамилия, инициалы студента, руководителя и зав. кафедрой; название плаката, название выпускающей кафедры, год, номер плаката и количество плакатов всего. Также должен быть указан шифр, например ДП 0608 Шифр У325.325. Пример этикетки – на рис. 3.2.1

Объемные и качественные показатели работы станции - student2.ru

Рис. 3.2.1. Пример этикетки для плаката.

Копии плакатов на листах формата А4 вкладываются в папку с дополнительным материалом. Возможно по согласованию с кафедрой заменить плакаты раздаточным материалом для каждого члена комиссии. Обязательными плакатами являются:

Для дипломных проектов с темой по варианту а) п. 2 «проект мероприятий по….»:

1. Сводная таблица мероприятий проекта.

2. Финансовые результаты от реализации дипломного проекта.

3. Плановые технико-экономические показатели деятельности предприятия.

Для дипломных проектов с темой по вариантам б) и в) п. 2 «Бизнес-план….»:

1. Плановые сметы текущих расходов на………..годы.

2. Расчет финансовых потоков и показателей экономической эффективности проекта.

3. Плановые технико-экономические показатели деятельности предприятия на ……..годы.

Образцы плакатов приведены в Приложениях 8, 9.

Если в тексте пояснительной записки название рисунка указывается под рисунком, то на плакате – над ним. Порядковый номер таблицы или рисунка на плакате не указывается. Рисунки и таблицы следует располагать на площади листа равномерно.

Заголовки рисунков и таблиц должны читаться с расстояния 7-10 метров и соизмеряться с содержанием и размером листа плаката. На плакатах допускается использование цветной туши, фломастеров, акварели, цветных карандашей для нанесения различных функциональных зависимостей, оттенения и отмывки графиков и диаграмм, нанесения характерных точек функциональных зависимостей. Использование цвета на плакате должно быть целесообразным и функциональным и согласовывается с руководителем дипломного проекта. Остальные требования к оформлению рисунков и таблиц изложены в предыдущих разделах данных методических указаний.

Дополнительные документы

Дополнительными документами, вкладываемыми в отдельный файл-папку, прилагающуюся к пояснительной записке являются:

1. Отзыв руководителя дипломного проекта (обязателен, образец – в Приложении 11).

2. Рецензия на дипломный проект (обязательна, образец - в Приложении 12).

3. Запрос на тему дипломного проекта (желательно, образец – в Приложении 5).

4. Справка о внедрении результатов дипломного проектирования (желательно, образец – в Приложении 6).

5. Дискета с текстом пояснительной записка и файлом расчетов (обязательна для тех, кто выполняет пояснительную записку на ЭВМ, правила ее подготовки – см. далее по тексту).

Оформление электронной копии дипломного проекта.

Электронная копия дипломного проекта размещается на дискете и сдается вместе с ним.

На дискете создается папка с названием типа «ФИО год выпуска», например: Иванов АВ 2004. В папку вкладываются все файлы (как текстовые, так и расчетные), подготовленные дипломником в процессе работы над дипломным проектом (желательно в архивированном виде без пароля на архив) и специально создаваемый файл readme.doc со следующей информацией:

ـ ФИО автора, шифр, год выпуска;

ـ его координаты (адрес, контактный телефон…);

ـ полное название дипломного проекта;

ـ сведения о руководителе, консультанте, рецензенте;

ـ название, адрес и основной профиль деятельности организации, где был выполнен диплом;

ـ количество страниц в пояснительной записке и раздаточном материале;

ـ краткая аннотация к проекту.

Этикетка на дискете включает следующую информацию:

ـ ФИО автора;

ـ года выпуска, город;

ـ краткое название темы;

ـ номер дискеты по порядку (если дискет несколько).

4. ПОРЯДОК РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ДИПЛОМНИКОВ
В ПОСЛЕДНЕМ СЕМЕСТРЕ ОБУЧЕНИЯ

Общие положения

Последний семестр обучения включает в себя преддипломную практику, дипломное проектирование, государственную аттестацию, состоящую из сдачи государственного экзамена по специальности и защиты дипломного проекта. Календарный график работ разрабатывается кафедрой для каждой группы отдельно в соответствии с учебным планом и графиком работы Государственной аттестационной комиссии. Студенты обязаны ознакомиться с графиком (под роспись) на специальном организационном собрании, которое проводится обычно накануне начала преддипломной практики. Пример календарного план-графика – в Приложении 10.

Дипломное проектирование начинается с практики. Студенты дневного отделения обязаны получить направления на практику у ответственного за организацию практики от института не позднее, чем за день до начала практики. Направления выписываются на основании личного заявления студента либо (если заявление отсутствует) на основании решения кафедры. Для студентов заочного отделения направления на практику выдаются только по требованию студента, так как они должны проходить данную практику на предприятиях, где они постоянно работают. Подробнее об организации преддипломной практики см. в «Методических указаниях по выполнению преддипломной практики студентами специальности 060800». Отчет о прохождении преддипломной практики выполняется в виде аналитической части дипломного проекта и представляется к защите в сроки, предусмотренные календарным план-графиком. База прохождения преддипломной практики и исходных данных дипломного проекта обязательно должны совпадать (кроме случаев, когда в дипломном проекте разрабатывается бизнес-план создания нового предприятия). Оценка отчета производится по пятибалльной системе. Защита дипломного проекта не может быть проведена ранее, чем через 10 недель после сдачи отчета по преддипломной практике. Вместе с отчетом студент должен подготовить окончательный вариант заявления и задания на дипломный проект (образцы – в Приложении 2, 3), которые после защиты отчета по практике обсуждаются и корректируются руководителем, оформляются на чистых листах и утверждаются заведующим кафедрой. На их основании готовится приказ по институту. Тема в приказе и тема на титульном листе диплома должны совпадать слово в слово! Изменение темы допускается в исключительных случаях по ходатайству руководителя дипломного проекта не позднее, чем за 2 недели до его защиты.

Выбор темы – очень важная и ответственная часть дипломного проектирования. Он основывается на хорошем знании экономической ситуации на предприятии, поэтому очень важно в процессе преддипломной практики не только выполнить формальный отчет, но и переговорить со специалистами предприятия, выявить наиболее актуальные проблемы и возможные пути их решения. В процессе выполнения анализа надо больше внимания уделить именно этим проблемам, что позволит наметить ряд наиболее эффективных решений (будущих мероприятий аналитической части). Четко сформулированная проблема и возможные варианты ее решения позволят дипломнику во время консультации руководителя наиболее точно сформулировать цель и выбрать тему дипломного проекта.

Выбор в качестве темы вариантов б) и в) п. 2 рекомендуется только наиболее подготовленным дипломникам. Выполнение таких дипломных проектов наиболее трудоемко, требует большого количества расчетов, обязательного использования специальных программных средств типа «Project Expert» MS Project или Excel-таблиц для формирования финансовых потоков с временным лагом не менее 5 лет и обязательным расчетом экономической эффективности дипломного проекта динамическим методом плана-графика реализации проекта.

Процесс выполнения дипломных проектов отслеживается кафедрой в соответствии с графиком контрольных проверок. Студенты-дипломники обязаны прийти на каждую из назначенных контрольных проверок и принести материал, подготовленный к этому сроку. Результаты этого учёта отражаются в листе задания на дипломный проект и в листе учета хода дипломного проектирования, который ведет каждый руководитель (или консультант от кафедры). Данные учета передаются на кафедру и отражаются на экране выполнения студентами дипломных проектов. В случае существенного нарушения сроков выполнения отдельных частей проекта без уважительной причины, студент к защите не допускается. В случае невозможности прибыть на контрольную явку в установленный срок, студент обязан по телефону согласовать с руководителем или консультантом перенос срока контрольной явки.

На первую контрольную явку студент обязан представить полностью готовые теоретическую и аналитическую части, а также иметь при себе список возможных к разработке в проектной части мероприятий. На вторую контрольную явку студент обязан представить полностью готовые и подписанные консультантами технологическую часть и охрану труда, а также выполненную вчерне проектную часть. Консультанты по технологической части и охране труда согласовываются с руководителем дипломного проекта во время первой контрольной явки. Ими могут быть преподаватели академии или соответствующие специалисты предприятия (и тогда их подписи должны быть заверены печатью отдела кадров, а должности указаны на титульном листе соответствующей части полностью).

4.2. Порядок сдачи студентом законченного
дипломного проекта

Законченный дипломный проект, подписанный студентом и консультантами, представляется руководителю во время третьей контрольной явки. После одобрения дипломного проекта руководителем может быть проведена предзащита с целью выявления возможных недоработок в дипломном проекте. Предзащита проводится как «генеральная репетиция» защиты, в ней участвуют преподаватели и аспиранты кафедры. На предзащите рассматриваются все соответствующие материалы дипломного проекта, заслушивается доклад студента. Комиссия дает рекомендации к доработке дипломного проекта, либо рекомендует его к защите.

В случае возникших между студентом и руководителем дипломного проекта разногласий, они оба обязаны поставить об этом в известность заведующего кафедрой или ответственного за дипломное проектирование по городу. В этом случае предзащита проводится в обязательном порядке.

После исправления всех выявленных недочетов, руководитель подписывает пояснительную записку, чертежи и составляет письменный отзыв. Далее дипломный проект направляется на рецензию. Рецензент определяется руководителем дипломного проекта. Им может быть:

1) один из руководителей или специалистов предприятия, на базе которого выполнялся дипломный проект, имеющий высшее экономическое образование (с указанием на рецензии должности рецензента и подписью, заверенной печатью отдела кадров);

2) преподаватель смежной кафедры или другого ВУЗа с соответствующим профилем обучения.

Желательно ознакомить с результатами выполненной работы руководство базового предприятия и получить письменный отзыв с оценкой и замечаниями о проделанной работе. Если предложенные студентом мероприятия актуальны и могут быть внедрены, руководство предприятия подтверждает это письмом или справкой о внедрении.

Доработанный и полностью оформленный дипломный проект, содержащий пояснительную записку, листы графического материала, отзыв руководителя и рецензию, сдается на выпускающую кафедру в установленные сроки. После прохождения нормоконтроля и проверки заведующим выпускающей кафедры решением кафедры студент допускается к защите.

Не допускаются к защите студенты:

ـ не выполнившие полностью учебного плана;

ـ не сдавшие в срок дипломный проект;

ـ представившие дипломный проект, не соответствующий предъявленным к нему требованиям.

Подготовка к защите дипломного проекта

Подготовка к защите сводится в первую очередь к работе над текстом доклада-выступления. Содержание доклада должно вкратце передавать основное содержание дипломного проекта. В то же время, простой пересказ содержания не позволяет выделить самые существенные результаты работы, подчеркнуть ее оригинальность, оттенить специфику, обратить внимание участвующих в защите на личный вклад автора. Эти задачи решаются студентом лучше, если в основу сообщения положить выводы и рекомендации в их творческом изложении.

Целесообразно посвятить начало своего выступления краткой характеристике предприятия, выявленным в процессе анализа его деятельности положительным и отрицательным характеристикам его развития. Данные оценки должны помочь обоснованию актуальности выбранной темы. Во второй части выступления необходимо обосновать выбор предложенных в проекте рекомендаций, дать подробные пояснения организационным моментам реализации каждого проектного решения (мероприятия), объяснить, на базе каких исходных данных строился прогноз результатов реализации каждого мероприятия. Надо особо выделить узловые элементы работы, подчеркнуть, какие предложены нововведения, обосновать их. Довольно часто дипломник пытается использовать основное время доклада на изложение содержания работы по главам и параграфам, на что уходит масса времени, тогда как остается непонятным, что же собственно сделал сам автор, каковы важнейшие результаты работы. Также нерационально тратить время доклада на проговаривание цифр расчетов; для этого достаточно указать на них, используя графические материалы. Предпочтительнее излагать не содержание работы по главам, а суть самых значимых результатов. В заключительной части выступления следует подытожить все, что сделано, получено в работе в виде выводов и рекомендаций.

Структура речи может быть следующей:

1. Дипломный проект выполнен на базе предприятия…..(краткая характеристика).

2. В процессе анализа хозяйственной деятельности предприятия за ……годы было установлено, что…..(какие основные достижения имеет предприятие и какие проблемы выявлены).

3. Для решения выявленных проблем в дипломном проекте предлагается…..(кратко охарактеризовать организационно-экономические решения по каждому мероприятию).

4. При условии реализации предлагаемых мероприятий, план деятельности предприятия на следующий год предполагает…. (кратко охарактеризовать основные технико-экономические показатели, характеризующие степень достижения цели, поставленной в теме дипломного проекта).

5. Таким образом, в случае реализации цель дипломного проекта предлагаемых мероприятий будет достигнута. Спасибо за внимание.

Выступление нужно проиллюстрировать с помощью схем, таблиц, графиков, рисунков. Графические материалы необходимо готовить очень тщательно по содержанию, не говоря уже о соблюдении принятых правил оформления графиков, диаграмм, таблиц. Небрежно выполненные графические материалы – это и дополнительные вопросы, и дополнительные замечания на защите. В последнее время разрешается вместо больших плакатов делать распечатки таблиц, графиков на принтере, ксероксе, которые кладутся в файл-папки каждому члену комиссии. (Обычный состав ГАК 6-7 человек).

Доклад для защиты следует подготовить особенно тщательно, а также неоднократно его прорепетировать с часами в руках, чтобы не выходить за рамки установленного регламента
(7-10 мин.). При подготовке доклада следует учитывать, что 1 страница машинописного текста, напечатанного через 2 интервала, соответствует 2-2,5 минутам выступления в зависимости от темпа чтения (он не должен быть слишком быстрым). При этом необходимо оставить резерв времени на пояснения демонстрационного материала, пометив в тексте доклада соответствующие места. Для удобства чтения текста доклада цифры лучше писать вместе со словами, например, 1 млн. 200 тыс., а не 1200000, чтобы не пришлось потом долго подсчитывать нули. Рекомендуется печатать доклад достаточно крупным шрифтом (в зависимости от остроты зрения), а также делать большие межстрочные интервалы и поля, чтобы всегда можно было оперативно вставить пометки, дополнения, комментарии.

Вместе с тем, чтение всего доклада с бумаги оставляет не лучшие впечатления у присутствующих. Рекомендуется хорошо выучить доклад, а затем составить к нему перечень ключевых фраз-тезисов в том порядке, в каком будет излагаться доклад. Бегло глядя в тезисы, а не читая весь доклад по бумажке, можно создать благоприятное впечатление у присутствующих и при этом ничего не забыть и не перепутать.

В заключительной части можно поблагодарить научного руководителя, сотрудников кафедры, членов комиссии за руководство, ценные советы и закончить речь словами «Спасибо за внимание».

Следует заметить, что обычно оценка комиссии зависит не от качества дипломного проекта, а от впечатления, которое дипломник произведет на членов комиссии, поэтому следует продумать свой внешний облик на защите. Нужно также постараться подготовиться так, чтобы свободно и непринужденно пользоваться текстом диплома, легко ориентироваться во вспомогательном материале. Желательно, чтобы на защите студент держался спокойно, с достоинством. Речь должна быть нормальной по громкости и не очень быстрой. Наиболее приемлема спокойная повествовательная манера изложения. Важно, чтобы ответы на вопросы были правильными, ясными и четкими, звучали уверенно и убедительно. На этапе подготовки к защите хорошо также посетить несколько защит коллег-студентов.

Наши рекомендации