Действие эффекта масштаба производства.
Гостиничнаяцепь – объединение гостиничных предприятий, осуществляющих коллективные бизнес и находящихся под единым руководством, контролем, управлением; характеризуется своей индивидуальной узнаваемой маркой, строгим соблюдением фирменных ценностей (уровень обслуживания, имидж компании), наименованием услуг, качеством, архитектурным стилем и дизайном независимо от местоположения гостиницы.
Сущ. 2 вида гостиничных объединений:интегрированные гостиничные цепи, созданные из однородных единиц, и гостиничные консорциумы, объединяющие независимые отели («Бэст вестерн», США, стоимость членства – 1% от оборота после уплаты налогов).
Формы управления цепями:
франчайзинг,
контрактное управление (заключается между владельцем предприятия и компанией, которая занимается профес. управлением гостиницами на данном сегменте рынка. Компания, вступ в упр-е по контракту не получает никаких прав на имущество предприятия, имеет ограниченную фин ответственность и получает доход, зависящий от прибыли предприятия. Срок – до 25 лет);
лизинг (долгосрочная аренда с правом последующего выкупа – от 10 лет)
Преимущества:
* финансовые преимущества - возможность группы находить источники капитала среди своих предприятий или задействовать внешние источники, так как большое количество участников цепи является гарантией для кредиторов; общая финансовая система позволяет проводить масштабные рекламные программы)
* маркетинговые преимущества - формирование имиджа цепи, цепь производит централизованные рекламные кампании;
* преимущества при закупках состоят в том, что необходимое оборудование, товары или продукты могут приобретаться со значительными скидками;
* преимущества управления - программы обучения персонала, составленные на основе наиболее успешного опыта отдельных гостиниц, становятся достоянием всех членов цепи, высококвалифицированные специалисты в области маркетинга, финансов, управления персоналом могут использоваться более эффективно.
* информационные преимущества (единая база данных, доступ к новым технологиям и технике; представление отеля во всех справочниках, сайтах, каталогах сети)
Понятие эффекта масштаба производства состоит в том, что при производстве большего объема продукции (услуг) каждая единица имеет меньшую себестоимость, чем при производстве меньшего объема.
Три категории экономии затрат, достигаемой благодаря эффекту масштаба производства:
1. Экономия на масштабе производства при строительстве зданий отелей. Сокращение затрат достигается за счет снижения условно-постоянных издержек строительства, приходящихся на каждый номер, а также за счет экономии на стоимости проведения коммуникаций и благоустройства территории.
2. Эффект масштаба производства приводит к снижению себестоимости производства единицы продукции (услуги) по мере роста размера предприятия за счет снижения удельных условно-постоянных производственных издержек.
3. Экономия на непроизводственных затратах. Особенно заметно она проявляется в деятельности гостиничных цепей, поскольку достигается за счет единой рекламы и общих кампаний по продвижению торговых марок, снижения расходов на управление, обеспечиваемого концентрацией ведущих специалистов.
Все эти технологические факторы — повышение уровня специализации труда рабочих и управленцев, возможность использования наиболее эффективного оборудования и эффективная утилизация отходов — будут вносить свой вклад в снижение издержек производства единицы продукции тем производителем, который окажется способен расширить масштабы своих операций. Увеличение количества всех вовлеченных в производство ресурсов на 10% приведет к более чем пропорциональному росту объема производства на 20%.
Отрицательный эффект масштаба. Со временем расширение фирмы может привести к отрицательным экономическим последствиям и, следовательно, к росту издержек производства единицы продукции. Основная причина связана с определенными управленческими трудностями, возникающими при попытке эффективно контролировать и координировать деятельность фирмы, превратившейся в крупномасштабного производителя. Ответственность приходится делегировать бесконечному количеству вице-президентов, вторых вице-президентов и т. д. Это разрастание иерархического аппарата управления вглубь и вширь создает проблемы обмена информацией, координации решений и бюрократической волокиты, увеличивает вероятность того, что решения, принимаемые различными звеньями управления, окажутся противоречащими друг другу. В результате страдает эффективность и растут средние издержки производства.