Тема 2. Классификация гостиниц в РФ

1. Правовое обеспечение классификации средств размещения

2. Минимальные требования к гостиницам различных категорий

3. Оценка соответствия средств размещения одной из категорий

В 1994 году в РФ были разработаны «Положение и критериях классификации гостиниц», «Критерии классификационных требований к гостиницам (мотелям) РФ», а также принят ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц», согласно которому все гостиницы подразделяются на пять категорий с присвоением от одной до четырех звезд. В 2003 г. приказом Минэкономразвития № 197 от 21 июня было утверждено Положение «О государственной системе классификации гостиниц и других средств размещения».

Минимальные требования к гостиницам (мотелям) различных категорий, предусмотренные данными документами, объединены в следующие группы:

1. Здание и прилегающая к нему территория (вывеска, вход для гостей, автостоянка).

2. Техническое оборудование (аварийное освещение и энергоснабжение, водоснабжение, кондиционирование воздуха, внутренне радиовещание, лифт, телефонная связь из номера, телефоны коллективного пользования).

3. Номерной фонд: доля мест в одно-, двухместных номерах, наличие и площадь санузлов в номерах.

4. Техническое оснащение (двери и замки, охранная сигнализация, средства контроля за безопасностью, звукоизоляция, освещение, электророзетки, отопление, наличие регулятора кондиционирования воздуха, телефонного аппарата, таймера, радиоприемника, телевизора, холодильника, мини-бара, мини-сейфа).

5. Оснащение мебелью и инвентарем (минимальные размеры кроватей, наличие комплекта постельных принадлежностей и белья, прикроватного коврика, ковров и ковровых покрытий пола, прикроватной тумбочки, шкафа, вешалки для верхней одежды и головных уборов, кресел, стульев, столов (письменного и журнального), полки для багажа, подставки под телевизор, плотных занавесей (или жалюзи), обеспечивающих затемнение помещения, комбинированного ключа для открывания бутылок, графинов, стаканов, набора посуды для мини-бара, пепельниц, информационных материалов в номере (в том числе и на иностранных языках), набора письменных принадлежностей, противопожарной инструкции, инструкции о действиях в экстремальных условиях, характерных для данного места (оползни в горах, землетрясение и т.д.).

6. Инвентарь и предметы санитарно-гигиенического оснащения номера (наличие зеркала и полки для туалетных принадлежностей, занавески в ванной, коврика, фена, полотенцедержателя, крючков для одежды, полотенца (на каждого гостя), махровой простыни, банной шапочки (на каждого гостя), банных тапочек (на каждого гостя), туалетных принадлежностей, салфеток, туалетной бумаги, крышки и щетки для унитаза, корзина для мусора, пакетов для предметов гигиены, прачечной, химчистки).

7. Санитарные объекты общего пользования (туалеты, оборудование туалетов, ванных комнат, душевых).

8. Общественные помещения (наличие мебели, специальных напольных покрытий, ковров и ковровых покрытий, декоративного озеленения, художественных композиций, музыкального вещания, газет, журналов, сейфа для хранения ценностей, гардероба в вестибюле, гостиных, помещения для просмотра телепередач, залов для культурных (деловых) мероприятий с оборудованием для синхронного перевода, аудио- и видеоаппаратурой, бизнесцентра, спортивно-оздоровительного центра, плавательного бассейна, медицинского кабинета, парикмахерской, комнаты бытового обслуживания, магазинов, торговых комплексов и т.д.).

9. Помещения для предоставления услуг питания (рестораны, кафе, бары).

10. Услуги (работа службы приема, услуги швейцара, подноска багажа, утренняя побудка, уборка номера и кроватей горничной, вечерняя подготовка номера, смена постельного белья и полотенец, стирка и глаженье, химчистка, мелкий ремонт одежды, чистка обуви, почтовые и телеграфные услуги, вручение корреспонденции гостям, машинопись, копирование документов, услуги секретаря, стенографиста, посыльного, предоставление в пользование компьютеров, электронных средств связи, видео-, аудиооборудования, хранение ценностей в сейфе администрации, хранение багажа, обмен валюты, организация встреч и проводов, вызов такси, прокат автомобилей, парковка(персоналом гостиницы) и подача из гаража (стоянки) к подъезду автомобиля гостя, техническое обслуживание автомобилей гостей, бронирование билетов и/или продажа билетов в театры, на спортивные, зрелищные мероприятия, туристские и медицинские услуги).

11. Услуги питания (обслуживание, возможность выбора любого из вариантов предоставляемого питания (завтрак, двухразовое питание, трехразовое питание) работа одного кафе или бара в любое время суток, время предоставления завтрака, бронирование мест в ресторане, обслуживание в номере).

12. Требования к персоналу и его подготовке (наличие письменных стандартов для персонала, квалификация, знание иностранных языков, медицинские требования, внешний вид, требования к поведению).

Оценка соответствия средства размещения одной из категорий проводится в три этапа:

- первый этап – проводится предварительная оценка соответствия средства размещения минимальным требованиям, приведенным в приложении 2; по результатам предварительной оценки составляется протокол соответствия средства размещения одной из категорий;

- второй этап – проводится балльная оценка средства размещения по критериям, приведенным в приложении 3; по результатам балльной оценки составляется протокол и указывается суммарное количество баллов;

- третий этап – на основании вышеуказанных протоколов проводится окончательная оценка соответствия средства размещения определенной категории.

Средства размещения определенной категории должны соответствовать:

- минимальным требованиям (приложение 1);

- критериям балльной оценки (приложение 2) с учетом следующего суммарного количества баллов:

для категории – "пять звезд" - 120 баллов*(1)

для категории – "четыре звезды" - 100 баллов*(1)

для категории – "три звезды" - 80 баллов*(2)

для категории – "две звезды" - 50 баллов*(3)

для категории – "одна звезда" - 20 баллов*(4)

для категории – "без звезд" - 17 баллов.*(4)

Допускается уменьшение требуемого количества баллов на 10% (кроме средств размещения категории "без звезд").

Если средство размещения по количеству суммарных баллов не соответствует категории, установленной при предварительной оценке (1 этап), то принимаются следующие решения:

- в случае если суммарное количество баллов ниже значений, установленных для данной категории, средству размещения присваивается более низкая категория по отношению к предварительной оценке (кроме категории "без звезд");

- в случае если суммарное количество баллов выше значений, установленных для данной категории, средству размещения присваивается категория, соответствующая предварительной оценке._________________________

Следует иметь в виду, что:

1. для гостиниц, претендующих на категории «пять звезд» и «четыре звезды» суммарное количество баллов по пунктам 1.1, 1.2, 1.7.1 - 1.7.5, 2.1 - 2.4, 4.1 - 4.3, 4.7 - 4.9 Приложения 2 должно быть не менее 48 баллов;

2. для гостиниц, претендующих на категорию «три звезды» Суммарное количество баллов по пунктам 1.1, 1.7.1 - 1.7.5, 2.1 - 2.4, 4.1 - 4.3, 4.8, 4.9 Приложения 2 должно быть не менее 30 баллов;

3. для гостиниц, претендующих на категорию «две звезды» суммарное количество баллов по пунктам 1.1, 1.7.1 - 1.7.5, 2.1 - 2.4, 4.1 - 4.3, 4.8, 4.9 Приложения 2 должно быть не менее 20 баллов;

4. для гостиниц, претендующих на категории «одна звезда» или «без звезд» суммарное количество баллов по пунктам 1.1, 1.7.1 - 1.7.5, 2.1 - 2.4, 4.1 - 4.3, 4.8, 4.9 Приложения 2 должно быть не менее 16 баллов.

Вопросы:

1. Какой орган определяет порядок классификации гостиниц?

2. Какие группы выделяются в минимальных требованиях к гостиницам различных категорий?

3. Какие этапы предусмотрены при оценке соответствия средств размещений одной из категорий?

4. Каковы градации балльной оценки средств размещения для определения категории гостиницы?

Литература:

1. Ляпина И.Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. – М., 2003.

2. Чудновский А.Д. Управление индустрией туризма / А.Д.Чудновский, М.А.Жукова, В.С.Сенин. – М.: КИОРУС, 2004.

Наши рекомендации