Управление, администрирование, лидерство.

Проблемы управления, администрирования и лидерства нередко смешиваются друг с другом и даже отождествляются. Поэтому важно провести определенные границы между ними.

Управление есть наука и искусство достижения задуманных организационных целей посредством эффективной работы с человеческими и материальными ресурсами фирмы. Деятельность управляющего состоит в том, чтобы сначала определить, что нужно сделать, а затем проследить, чтобы это было сделано. Он отвечает за то, чтобы были применены совместные усилия, необходимые для достижения глобальных целей, координирует эти усилия с усилиями других структур, с тем, чтобы от этого выиграла работа всей организации в целом. Помимо этого, управляющий играет роль фактора, вводящего инновации, которые повысят производительность и будут способствовать улучшению профессиональных свойств руководимой им группы.

Управление - это искусство, которому можно научиться, но которое не преподается как другие дисциплины. Перед менеджером стоит задача: как на базе своих знаний выработать стереотип поведения, осмысленный и целесообразный с точки зрения соответствия цели данной организации. Искусство нужно там, где нужно приспособить свой уровень компетентности к реалиям данной организации. Управление - это вид искусства с практической направленностью.

Менеджеры и администраторы. В организации имеется три типа сотрудников:

1) техники, те, кто обладает компетентностью в выполнении действий. Они концентрируют свое внимание на выполняемом задании; они прилагают к этому заданию свое умение; от них не ожидают углубления в вопросы политики; они интересуются тем, как, а не тем, зачем выполняется их работа;

2) менеджеры, в чью задачу входит проинтерпретировать и обеспечить реализацию планов, политики и целей организации постольку, поскольку они имеют отношение к подразделениям, за которые менеджеры несут ответственность. Имея в виду некоторую подсистему, они должны использовать свой интеллект и опыт, чтобы обеспечить переход от целей организации к соответствующим действиям;

3) администратор должен видеть всю систему в целом. Администраторы несут ответственность за выбор курса всей компании - формулирование долгосрочных планов проведения адекватной политики и контроля, а также принятия тех существенных решений, от которых, в конечном счете, будут зависеть судьба всего предприятия. Именно от них зависит, в каком направлении будет двигаться фирма, чем она будет заниматься, к каким целям стремиться, какими принципами и философией руководствоваться, какой психологический климат, тонус и ритм будут для нее характерны.

Менеджеры и лидеры. Обычно требуется гораздо больше для того, чтобы стать менеджером, чем для того, чтобы стать лидером. Лидерство - лишь часть всей работы менеджера. Тем не менее лидерство является желательной, даже необходимой составляющей успеха в управлении. Лидерство является функцией не столько статуса и власти, сколько качества взаимоотношений, взаимодействия, имеющего место между лидером и его последователями. Лидерство может быть описано как процесс, при котором оказывается влияние на группу в особой ситуации, в данный момент времени и в некоторых специфических обстоятельствах, когда людей побуждают прилагать самостоятельные усилия, чтобы достичь целей, стоящих перед организацией, вызывая у них ощущение, что они помогают в достижении общих целей.

Если менеджер должен управлять, то лидер должен увлекать. Он должен устанавливать связь и взаимодействие со своими подчиненными. Лидерство - это не эпизодическое действие, осуществляемое при возникновении экстренной необходимости. Это непрерывные усилия со стороны менеджера. Менеджер является лидером своих людей, когда они позволяют ему влиять на их мысли, их установки, их поведение. Влияние подразумевает, что менеджер принимается своими подчиненными, что они ждут от него советов и распоряжений, что они считают его способным помочь в удовлетворении их нужд и достижении их целей. В основе процесса влияния лежит воздействие, которое одно человеческое существо оказывает на другое или на группу лиц.

Одной из причин того, что руководство достигает меньших успехов при реализации программ развития, чем этого можно было ожидать, конечно же, является его неспособность заинтересовать людей работать с желанием для достижения целей организации.

Наши рекомендации