Мотивация труда как задача управления трудовым процессом.

В рыночных условиях мотивация труда работников является одним из ключевых рычагов в управлении трудовыми ресурсами. Особенно повысилось значение мотивации высокоинтеллектуального и творческого труда в результате обширной автоматизации и информатизации производства, внедрения в производство инновационных процессов, мероприятий научно- технического прогресса, что и усложнило содержание этого вида управленческой деятельности.

Исследованию теоретических и практических проблем управления трудовыми ресурсами посвящены ряд работ отечественных и зарубежных ученых. Среди этих авторов достаточно назвать В. Врума, В.Дятлова, А.Кибанова, М.Мескона, Ф.Тейлора, В.Травина, Ф.Хедоури, В.Ядова и др. Однако, следует отметить, что эта проблема требует дальнейшего рассмотрения в связи с постоянным развитием производства.

В условиях инновационного характера производства для эффективной деятельности предприятия нужны работники ответственные и инициативные, стремящиеся к трудовой самореализации личности. Сегодня трудно обеспечить эти качества работника только с помощью традиционных форм материального стимулирования. Поиск новых подходов должно привести к изменениям в принципах и методах мотивации.

Основной задачей мотивации труда в практике управления персоналом является побуждение работников к наиболее эффективному выполнению обязанностей, поощрение самостоятельности и ответственности, активного участия в принятии управленческих решений, заинтересованности в результатах собственного труда.

Разрешению данной проблемы должна способствовать четко продуманная система мотивации на предприятии, которая в первую очередь должна учитывать личностные качества человека, а именно: интеллектуальные и творческие способности и возможности человека, индивидуальные особенности.

На сегодняшний день существует множество методов и способов стимулирования и мотивации персонала. Однако необходимо учесть, что мотивирующий фактор сегодня конкретного работника к интенсивному труду, завтра может демотивировать того же самого работника. Поэтому одной из задач руководителей и менеджеров в управлении трудовыми ресурсами - знать и развивать мотивы работников, реагировать на их ожидания, регулировать поведение и деятельность в интеpecax работника и предприятия в целом.

Однако решение этого вопроса требует тщательного анализа и изучения потребностей и факторов, стимулирующих наемных работников к эффективному труду. Именно определение эффективного способа управления трудовым поведением человека для любого предприятия является залогом его производственных успехов.

Вследствие этого главной и первоочередной целью исследования мотивации персонала является оценка того, насколько эффективна существующая мотивационная система управления; изучение используемых методов мотивации; определение степени удовлетворенности или причины неудовлетворенности работников своей работой, а также разработка рекомендаций по преобразованию системы мотивации в соответствии с принятой стратегией развития предприятия.

Исследование мотивации персонала на предприятии должно включать следующие моменты:

- анализ мотивационного профиля работников, что подразумевает за собой оценку отдельных групп мотивов, сравнение действительного и идеального состояния мотивов;

- оценку мотивационного потенциала и мотивационных тенденций на предприятии;

- анализ действующего мотивационного механизма и его оптимизация,

- разработка рекомендации по оптимизации системы мотивации труда работников на предприятии.

Методами проведения исследования состояния мотивации могут быть:

─ анализ действующей документации ;

─ наблюдение процессов, явлений, фактов, отношений;

─ опрос: анкетирование, тестирование персонала, диагностическое интервью;

─ эксперимент;

─ аттестация.

На сегодня остается важной задачей управления является создание таких условий и применение таких методов мотивационного механизма, которые в сознании работников сформировали желание работать и достичь не только собственных целей, но и целей предприятия.

Таким образом, система мотивации персонала заслуживает особого внимания руководителя, так как она является одной из ключевых и переплетается со всеми другими областями управления. При этом необходимо освоение современных оценочных технологий позволяющих использовать информацию применительно к мотивации и стимулированию труда персонала при решении поставленных целей.

Наши рекомендации