Основные механизмы и инструменты корпоративного управления.

В практике деятельности промышленных организаций возможно использование инструментов корпоративного управления (КУ), носящих как внешний, так и внутренний характер. К внешним инструментам можно отнести рейтинг корпоративного управления, который представляет собой комплексную оценку того, насколько организация функционирует в интересах финансово-заинтересованных сторон и, главным образом, акционеров. На российском рынке функционирует несколько агентств (в том числе международных), занимающихся присвоением рейтингов КУ организациям по разработанной ими методологии, позволяющей проанализировать прошлые и текущие стандарты управления организацией (процедуры, процессы, механизмы) на предмет соответствия международной практике. Результаты этих рейтингов могут быть использованы кредиторами, независимыми оценщиками, консультантами, аналитиками и иными заинтересованными лицами при проведении инвестиционного анализа, оценки стоимости бизнеса, размещении новых выпусков ценных бумаг, выявлении путей улучшения деятельности организации и принятии иных решений. В дополнение к рейтингу КУ может быть задействован кредитный рейтинг, представляющий собой мнение относительно финансовой способности промышленной организации выполнить свои долговые обязательства в соответствии с их условиями. Также дополнительным внешним инструментом КУ является рейтинг активности слияний и поглощений промышленных организаций (M&A-активности)в разрезе отраслей и регионов. Методика составления вышеуказанного рейтинга предполагает учет: сообщений государственных органов, СМИ, руководителей промышленной организации о планируемых, объявленных и завершенных сделках с акциями, долями и имущественными комплексами, в результате которых произошло и/или произойдет перераспределение прав собственности; информации о банкротствах (намечаемых или объявленных), при которых произойдет перераспределение прав собственности на промышленную организацию или ее имущественный комплекс; информации о корпоративных конфликтах, в которых оспаривается право на оперативное управление промышленной организацией; сообщений о принятии (или готовящемся принятии) государственными органами нормативно-правовых документов, актов, которые могут оказать значительное влияние на M&A-активность промышленных организаций в отрасли или регионе.

Фактически вышеуказанные рейтинги являются дисциплинирующим средством для руководства промышленной организации. Корпоративное управление предусматривает наличие определенной транспарентности (информационной и финансовой прозрачности) промышленной организации, позволяющей повысить привлекательность вложений в ее ценные бумаги со стороны инвесторов. Раскрытие информации является одним из инструментов внешнего контроля за деятельностью исполнительных органов организации, принимая во внимание, что каналы распространения информации о деятельности промышленной организации должны обеспечивать равноправный, полный, своевременный, объективный и не связанный с чрезмерными расходами доступ пользователей к информации. Выполнение последнего условия обеспечивает возможность открытой публикации регулярных рейтингов ведущих организаций мира (типа FT 500). Для РФ аналогом этого рейтинга является рейтинг «Эксперт 200», дающий представление о 200 ведущих организаций по показателю рыночной капитализации. Однако рыночную стоимость акций промышленной организации можно получить в случае, если акции обращаются на рынке ценных бумаг. В противном случае может быть использован, например, рейтинг «Сибирь 100», выводимый по 100 лучшим организациям на основании таких 6 показателей, как: объём реализации (продаж), рентабельность продаж, рентабельность активов, норма прибыли на собственный капитал, норма чистой прибыли на собственный капитал и эффективность труда.

К инструментам КУ, имеющим внутренний характер, можно отнести сравнительную рейтинговую оценку, основанную на методе А.Д. Шеремета. Она может быть использована при выборе лучшей организации внутри конкретного корпоративного образования и при этом не имеет ограничений по количеству сравниваемых параметров, показателей и числу входящих организаций. Алгоритм сравнительной рейтинговой оценки содержит следующие шаги: Исходные данные, характеризующие промышленную организацию, представляются в виде матрицы aij, то есть формируется таблица, где в столбцах записаны номера показателей (i=1,2,3, … n), а в строках – номера организаций, входящих в состав корпоративного образования (j=1,2,3, … m). Используемые инструменты КУ тесным образом взаимосвязаны с корпоративными финансами, поскольку от финансовой структуры промышленной организации зависит набор используемых финансовых инструментов и, следовательно, выстраивается система корпоративного контроля. Складывается тенденция, в соответствии с которой регулирование деятельности промышленной организации посредством инструментов КУ осуществляется по двум направлениям: внутренняя жизнь АО (реорганизация, права акционеров, компетенция органов управления и т.п.); взаимодействие АО с внешней средой, служащей потенциальным источником капитала (выпуск акций, облигаций; условия приобретения крупных пакетов акций и т.п.).

Однако можно выделить инструменты КУ, носящие смешанный характер, т.е. частично внешний и частично внутренний. К их числу относится кодекс корпоративного поведения (ККП), представляющий собой новый тип документа – не закон и не нормативный акт, а свод рекомендаций для добровольного соблюдения с обязательным раскрытием информации о степени такого соблюдения или несоблюдения. Исследования свидетельствуют о том, что Кодекс корпоративного поведения рассматривается как: инструмент, облегчающий разрешение споров; инструмент по повышению имиджа организации; средство увеличения инвестиционной привлекательности. ККП является документом, описывающим правила поведения между собственниками, менеджерами и акционерами. Как показывает судебная практика, именно процедурные вопросы являются наиболее частым поводом для обращения в суд. Вся система корпоративных отношений построена на относительных правах, т.е. правах, возникающих из права собственности на акции. Носители этих прав – акционеры – имеют различные цели и интересы по отношению к промышленной организации и друг другу. Различие в интересах участников еще не является конфликтом, но как только носители различных интересов принимают действия, направленные на реализацию их интересов, возникает конфликт.

Одной из мер по снижению интенсивности и опасности корпоративных конфликтов является обеспечение информационной открытости, транспарентности промышленной организации. Однако существует определенное противоречие между информационной прозрачностью (как средством преодоления корпоративного конфликта, пресечения злоупотреблений инсайдерской информацией) и опасностью раскрытия информации (как фактора, способствующего враждебным поглощениям). Необходимо учитывать, что в судебной практике урегулирования корпоративных конфликтов по одному и тому же факту разные суды выносят противоположные решения. В связи с этим важна практика досудебного урегулирования корпоративного конфликта при активном участии СД, исполнительного органа и корпоративного секретаря. Топ-менеджеры большинства крупных российских промышленных организаций отмечают назревшую необходимость информационной и методической поддержки при разработке ими внутренних стандартов и норм корпоративного поведения, поэтому ККП (разработанный ФКЦБ) может рассматриваться как эталон, на основе которого организации смогут самостоятельно разрабатывать внутренние документы. Это позволяет при реализации стратегии управления организацией избежать ненужного резонанса до проведения ОСА и урегулировать назревающий корпоративный конфликт в досудебном порядке. С этой точки зрения ККП носит внутренний характер. Разрабатываемые положения кодекса КУ для конкретной промышленной организации должны защищать: инвесторов от “слива” убытков на дочерние организации; от распространения дезинформации на рынке о деятельности организации; от сговора обществ с независимыми аудиторами.

С другой стороны, ККП может носить внешний характер в случаях, когда по инициативе конкретного бизнес-сообщества и/или негосударственных профессиональных объединений разрабатываются кодексы или стандарты для различных сторон, участвующих в КУ (например, для менеджмента организации, комитетов при СД и т.д.). Для российских промышленных организаций, интегрирующихся в ГИЭС, тенденцией становится следование стандартам, перечень которых представлен в разрезе стран в табл.Еще одним из инструментов КУ, носящим смешанный характер, является выбранная модель КУ. С одной стороны, ее определяет государство как один из регуляторов корпоративных отношений. С другой стороны, промышленная организация, функционирующая в рамках корпоративного образования (в том числе включающего иностранных участников), может заимствовать из зарубежной практики отдельные элементы моделей, выбирая из англо-американской (англо-саксонской), германской (рейнской / континентальной / европейской), японской или предпринимательской модели. В этом случае будет иметь место так называемая конвергенция моделей КУ.

На формирование модели КУ в конкретно взятой промышленной организации влияют следующие факторы: макроэкономическая ситуация в стране; политическая система; специфика финансовой системы в целом как механизма трансформации сбережений в инвестиции; состояние финансовых рынков, институтов и банковской системы; структура собственности (степень концентрации или распыленности). Одним из показателей для оценки является доля 3-х крупных акционеров. Так, если для США данный показатель составляет 12 %, для Франции – 54 %, то для России он находится на уровне 75 %; источники финансирования (банки, стратегические партнеры или иные институциональные инвесторы); структура владения акциями (аутсайдеры / инсайдеры, доля институциональных собственников в акционерном капитале и т.д. ); степень участия банков в КУ организацией; характер распространения враждебных поглощений; стабильность прав собственности.

При этом акция рассматривается не только как ценная бумага, закрепляющая права ее владельца-акционера на получение части прибыли, но и инструмент достижения контроля за деятельностью организации. Использование акций в качестве финансового инструмента при реализации принципов корпоративного управления позволяет влиять на принятие стратегически важных решений посредством механизмов доминируемости, взаимозависимости, аффилированности и ассоциированности промышленной организации.

А. Механизм доминируемости действует в случае, если промышленная организация (далее Общество А):

 контролирует большинство голосов акционеров Общества Б;
 контролирует преобладающую часть акций в результате соглашения с другими акционерами Общества Б;
 оказывает доминирующее воздействие на Общество Б в силу договора или в силу положений Устава последнего;
 является акционером Общества Б и имеет право назначать и прекращать полномочия большинства членов Совета Директоров Общества Б.

Доминируемость может быть рассмотрена и с позиции степени участия материнского (основного) Общества промышленной организации в деятельности каждого из ее дочерних обществ. Расширяя свое присутствие на глобальных рынках, промышленная организация может в разной пропорции усиливать или ослаблять свое преобладающее участие в их уставном капитале. Развитие управления в этом случае осуществляется, если промышленная организация имеет:

- от (50 % + 1 голос) до 75 % (контролируются все решения Общего собрания акционеров (ОСА) дочернего Общества, для принятия которых требуется большинство голосов); - от 75 % до 100 % участия в капитале дочернего Общества (контролируются все решения ОСА дочернего общества, для принятия которых в соответствии с Законом об АО или Уставом требуется большинство в ¾ или более голосующих акций); - 100%-ное участие в капитале дочернего Общества (осуществляется полный контроль над принятием решений в дочернем); - возможность определять решения, принимаемые дочерним Обществом в силу заключённого договора, который предусматривает подобный механизм принятия решений.

Б. Механизм взаимозависимости принимается во внимание при условии, когда промышленная организация прямо и/или косвенно владеет в совокупности более чем 20 % долей участия в капитале другого Общества (далее Общество Б). Верно и обратное - взаимозависимость учитывается, если иная организация (Общество Б) прямо и/или косвенно владеет в совокупности более чем 20 % долей участия в капитале промышленной организации. Понятие взаимозависимости определено в Налоговом Кодексе РФ (ст. 20 и ст. 40).

В. Механизм аффилированности реализуется с точки зрения антимонопольного законодательства в двух основных случаях, когда:

- промышленная организация А и некоторое Общество Б (финансовая структура, организация-подрядчик и т.п.) принадлежат к одной и той же группе лиц (альянсы, союзы, финансово-промышленная группа и т.д.);

- промышленная организация А имеет право распоряжаться более чем 20 % голосующих акций Общества Б.

Г. Механизм ассоциированности имеет место при наличии в структуре управления промышленной организации управляющей группы, которая оказывает значительное влияние на принимаемые решения посредством концентрации в своих руках от 20 % до 50 % голосующих акций.

Одним из инструментов КУ является институт директоров (исполнительного, неисполнительного и независимого).

Наши рекомендации