Выявление потребностей спроса на товары

Ознакомиться с видами и методами изучения покупательского спроса в магазине.

В магазине применяются разнообразные методы изучения покупательского спроса:

1.Учет неудовлетворенного спроса. Одним из действенных методов изучения запросов покупателей является учет неудовлетворенного спроса, т. е. учет спроса на те товары, которых не было в продаже.

2.Учет замечаний и пожеланий покупателей по ассортименту и качеству товаров, имеющихся в продаже. Замечания и пожелания покупателей по фасонам, расцветкам, рисункам, оформлению, конструкции, упаковке и качеству продаваемых товаров продавцы должны записывать в свои блокноты и докладывать о них директору или заведующему отделом магазина в конце рабочего дня. 3.Определение объема продажи товаров. Для правильного учета реализованного спроса большое значение имеет определение объема продажи товаров по фасонам, расцветкам и размерам.

Изучить и проанализировать факторы, влияющие на соотношение спроса и предложения товаров.

Объем спроса зависит от многих факторов. На размеры и структуру спроса влияют:

- цена продукта или услуги,

- доходы населения,

- число покупателей,

- наличие товара,

- вкусы покупателей,

- мода,

- реклама,

- возможность и условия кредита,

- сезонный фактор,

- демографические факторы,

- географические особенности,

- профессиональная структура работающего населения,

- валютный курс,

- меры по стимулированию спроса и др.

Для стимулирования спроса можно использовать следующие меры:

а) демонстрация товаров,

б) предложение о возврате денег, если товар не понравился,

г) удобство упаковки и доставка товара,

д) премии и конкурсы и др.

Рассмотрим основные составляющие, на которые ориентируются потребители магазина «LuLu», делая покупки на рынках и в магазинах.

Цена товара.

Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценой и объемом продукции, которую хотят купить потребители. Тем самым этот закон провозглашает цену главным фактором, определяющим размеры спроса.

Вкусы и предпочтения потребителей. Связь вкусов потребителей со спросом очевидна. Если уменьшается желание потребителей приобретать товар или услугу, то уменьшается и спрос. Усиление же желания потребителей увеличивает их готовность платить за товар более высокую цену или приобретать его в больших количествах. Бла­го­при­ят­ное для данного про­дук­та из­ме­не­ние потре­би­тель­ских вку­сов или пред­поч­те­ний будет оз­на­чать, что спрос воз­рос по ка­ж­дой це­не. Не­бла­го­при­ят­ные пе­ре­ме­ны в пред­поч­те­ни­ях по­тре­би­те­лей вызо­вут умень­ше­ние спро­са и сме­ще­ние кри­вой спро­са вле­во.Не нужно говорить, что вкусы и предпочтения потребителей подвержены изменениям, иногда постепенным, иногда быстрым. Тех­но­ло­ги­че­ские из­ме­не­ния в ви­де про­яв­ле­ния но­во­го про­дук­та спо­соб­ны при­вес­ти к из­ме­не­нию по­тре­би­тель­ских вку­сов.

Средний доход домохозяйств. Ясно, что доход потребителей влияет на рыночный спрос. Одного желания покупать недостаточно. Потребитель должен быть способен платить за желаемый им продукт.Доходы населения и размеры накопленного имущества обычно связаны со спросом прямой зависимостью, т.е. чем богаче население, тем больше спрос; а чем оно беднее, тем меньше.

Цены на другие товары. По-разному изменяют спрос на данное благо и цены на другие товары. Как мы знаем, увеличение величины спроса при снижении цены на товар объясняется отчасти эффектом замещения. Влияние данного фактора на спрос очень велико. Так если цены на товары заменители ниже чем на данный товар, то спрос на данный товар будет падать, а спрос на товары заменители повышаться. Измерение данного фактора не представляет труда.

Ожидания потребителей. На объем покупок оказывают весьма разнообразное влияние ожидания потребителей относительно будущих цен, величины своих доходов, определенных действий правительства, затрагивающих доступность товаров. Если покупатели считают, что цена на желаемый товар в скором времени увеличится, то, чтобы избежать лишних расходов в будущем, они могут пожелать приобрести этот товар сегодня. Ожи­да­ние па­де­ния цен и сни­же­ния до­хо­дов ве­дет к со­кра­ще­нию те­ку­ще­го спро­са на то­ва­ры. Аналогичным образом можно рассуждать насчет ожидания будущих доходов. Некоторые потребители могут приобрести товар в кредит сегодня, чтобы расплатиться за него тогда, когда увеличится их доход. Ожидание спада или потери работы приведет к снижению спроса на товар или вообще отказу от его дальнейшего приобретения. Если потребители ожидают, что в скором будущем товар может исчезнуть или оказаться дефицитным, то это побудит их увеличить текущую величину спроса.

Качество товара. Потребители обычно интересуются качеством товара, особенно по сравнению с качествами конкурирующих моделей или товаров-заменителей. Ключевыми характеристиками товара являются его качество, технические характеристики, гарантия, удобство, стиль и дизайн, послепродажное обслуживание и общая полезность. Вообще говоря, спрос на товар выше, если товар обладает теми качествами, которые ищет потребитель. Нельзя сказать, что качество товаров одной отрасли, производимых разными фирмами, практически одинаково. Так как качество товаров бывает разным, и существуют ощутимые разрывы в ценах на товары, практически выполняемые одни и те же функции. Спрос на одну модель или марку в значительной степени зависит от того, как потребитель оценивает её качества по сравнению с качествами конкурирующих моделей и марок. Конкуренты, как обычно бывает, рекламируют качества своих товаров под предлогом информирования потребителей, на деле стремясь убедить потребителей в том, что качество их товаров выше.

Количество потребителей и частота покупок. Поскольку рыночный спрос на товар формируется как сумма индивидуальных спросов потребителей, понятно, что на него будет влиять количество потенциальных покупателей, а также частота, с которой они покупают данный товар.
Очевидно, что и увеличение на рынке число потребителей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. При этом характер спроса будет зависеть от возрастного, национального, религиозного состава покупателей. Рост числа покупателей сам по себе не расширяет спрос на товар.

Торговая марка. В теории полезности потребителей всегда рассматривается ситуация, в которой предпосылкой является тот аргумент, что потребительское поведение состоит из устойчивого потока рациональных вычислений, посредством которых потребители рассматривают все возможные комбинации покупок, оценивают полезность и выбирают вариант с наивысшей полезностью.

Реклама. Реклама и стимулирование сбыта могут повлиять на потребительский выбор, предоставляя потребителям истинную или вводящую в заблуждение информацию, воздействующую на их предпочтения. Важность рекламы для изучения потребительского поведения состоит в том, что она демонстрирует способ, которым продавцы стараются изменить потребительские вкусы и предпочтения в свою пользу.

Возрастная структура населения. Как уже было сказано выше, рыночный спрос зависит от всех факторов индивидуального спроса. Более того, население и его возрастная структура также являются важнейшими факторами, влияющими на рыночный спрос.

Все вышеперечисленные факторы считаются как бы «основными» детерминантами, которые формируют конечный рыночный спрос. Но также существуют и другие переменные, которые дополняют сложившуюся ситуацию.

Наши рекомендации