Методы оценки инвестиционных проектов

Принятие решений об инвестиционных проектах сводится к оценке их привлекательности. Чтобы выяснить привлекательность инвестиций, нужно сделать следующее:

1.Оценить размер инвестиций.

2.Оценить приток денежных средств в результате осуществления инвестиционного. 3. Оценить жизненный срок проекта, т.е. тот период времени, в течение которого проект будет приносить прибыль.

Рассмотрим наиболее простые методы оценки экономической привлекательности инвестиционных проектов. К ним относятся:

1. Срок окупаемости проекта.

2. Рентабельность инвестиций за период жизни проекта.

3. Минимум приведенных затрат.

Срок окупаемости (Т)

Т – количество лет, необходимое для возмещения затрат:

Т = К / П,

где К – размер инвестиций, тыс. руб.;

П – среднегодовая чистая прибыль (чистый приток денежных средств), тыс. руб.

Правило принятия решения: выбирают тот проект, для которого Т – наименьшее.

Достоинства этого метода:

а) прост в расчетах,

б) легок в понимании.

Недостатки:

а) величина Т не позволяет определить прибыльность проекта;

б) не учитываются те притоки денежных средств, которые появятся после окончания срока окупаемости, т.е. не учитывается жизненный срок инвестиционного проекта;

в) данный метод применим, если притоки денежных средств одинаковы по годам.

Рентабельность инвестиций ®

R = П / К *100%.

Правило принятия решения: выбирается тот проект, для которого R – наибольшее.

Недостатки этого метода – те же, что и в предыдущем случае.

Достоинства: учитывается важное значение рентабельности инвестиций.

Рентабельность может быть одинакова, а период жизни проектов различный. Где больше период, там больше рентабельность, т.к. общая сумма прибыли больше.

Минимум приведенных затрат

Этот метод наиболее часто используется в отечественной практике. Затраты распределяются на равновеликие объемы производства:

Z = C + E*K,

где Z – приведённые затраты,

C – себестоимость продукции,

К – размер инвестиций,

Е – нормативная эффективность инвестиций.

Правило принятия решения: выбирается проект, для которого Z – min.

Процедура оценки привлекательности инвестиционного проекта также включает:

1. Сравнение R инвестиционного проекта со средней процентной ставкой банковского кредита. Цель – поиск альтернативного, т.е. более выгодного направления вложения капитала. Если R проекта меньше процентной ставки по кредиту, то проект должен быть отвергнут. В данном случае выгоднее просто положить деньги в банк.

2. Сравнение R инвестиционного проекта с темпом инфляции. Цель – минимизация потерь денежных средств от инфляции. Если темп инфляции выше, чем R инвестиционного проекта, то капитал предприятия с течением времени будет обесцениваться и не будет воспроизведен. В этом случае инвестиционный проект должен быть отвергнут.

3. Сравнение проектов по объему требуемых инвестиций. Цель – минимизация потребности в кредите. Требуется выбрать наименее капиталоемкий вариант.

4. Сравнение проектов по срокам окупаемости. Цель- выбор проекта с наименьшим сроком. Чем раньше окупятся инвестиционные затраты, тем больше масштабы производства и тем выше общая эффективность.

5. Оценка стабильности ежегодных поступлений денежных средств. Критерии оценки могут быть разные: инвестора может интересовать как равномерный приток денежных средств, так и ускоренный (замедленный) процесс получения доходов от инвестиций.

Вопросы для самоконтроля

1.Какова экономическая сущность и состав внеоборотных активов предприятия?

2.Приведите классификацию внеоборотных активов, какую полезную информацию дает та или иная классификация?

3.Какие существуют методы стоимостной оценки внеоборотных активов?

4.Дайте характеристику различных форм износа основных средств предприятия.

5.Раскройте механизм воспроизводства внеоборотных активов. В чем преимущества и ограничения различных методов начисления амортизации?

6.Охарактеризуйте основные виды инвестиций, подчеркните особенности каждого.

7.Каким образом оценивается эффективность инвестиций во внеоборотные активы? Каковы преимущества и недостатки различных методов оценки?


ОБОРОТНЫЙ КАПИТАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

Тема 5

План

Оборотный капитал предприятия: сущность, состав, источники.

Определение потребности предприятия в оборотном капитале.

Наши рекомендации