Титул II. О завещательной опеке

(De testamentaria tulela)

1. (Гай). По закону XII таблиц родителям (отцам семейств) разрешено назначать в завещании опекунов к своим детям как женского, так и мужского пола, если только (дети) находятся в их власти[1202].

§ 1. Мы должны также знать, что родителям разрешается назначать по завещанию опекунов к детям, которые родятся после смерти родителей[1203], или к внукам, или к прочим детям, которые находятся в таком положении, что если бы они родились при жизни отца, то они поступили бы под его власть, и если завещание не явится недействительным...

4. (Модестин). Отец может назначить опекуна к сыну, незначенному наследником или лишенному наследства; мать же - лишь к сыну, назначенному наследником, и признается, что она назначает опеку скорее над имуществом, чем над личностью. Но нужно произвести исследование о лице, назначенном опекуном по завещанию матери[1204], тогда как опекун, назначенный отцом, хотя бы он был назначен не сообразно с правом, утверждается без производства исследования, разве что то основание, в силу которого он, по-видимому, был назначен, изменилось, например если он из друга обратился во врага или из богатого сделался бедным...

10. (Ульпиан)...

§ 4. Чужой раб может быть назначен опекуном таким образом: «если он будет свободным, то он будет опекуном». Если даже он назначен без указания условия, то считается, что содержится условие: «когда будет свободен»...

12. (Ульпиан). В силу завещания опекун не может быть назначен (для заведования) определенными предметами или делами и (не может быть назначен) с устранением его от управления имуществом[1205],

13. (Помпоний) и если будет назначен (таким образом), то все назначение не имеет никакой силы,

14. (Марциан) ибо (опекун) назначается к личности, а не к предмету или к делу.

15. (Ульпиан). Если, однако,» опекун назначается для (заведования) имуществом, находящимся в Африке или в Сирии, то назначение допускается, ибо такое право мы применяем.

С.575

16. (Ульпиан). Если кто-либо назначает опекуна таким образом: «я на значаю опекуна к моим сыновьям», то он находится в таком положении, что он рассматривается как назначивший опекуна и к сыновьям и к дочерям ибо названием «сыновья» объемлются и дочери...

17. (Ульпиан). Несомненно, что опекуны, назначенные по завещанию, не принуждаются предоставить обеспечение в том, что имущество будет сохранено; но тем не менее если кто-либо предлагает обеспечение с тем, чтобы он один управлял (опекой), то он должен быть выслушан, как это предусмотрено в эдикте. Но претор правильно объявляет и другим[1206] об указанном условии на случай, если и они захотят предоставить обеспечение, [ибо если и они готовы предоставить обеспечение, то они не должны быть устранены (от опекунства) в силу предложения другого лица[1207]. Но, конечно, если все предоставили обеспечение, то все заведуют (опекунством).

§ 1. Но не во всех случаях предпочтение должно быть оказываемо тому, кто дает обеспечение: ибо что происходит, если это лицо является подозрительным лицом или лицом, заклейменным позором, которому не должно быть предоставлено опекунство даже при условии предоставления им обеспечения? Или если лицо уже допустило много бесчестных поступков, будучи опекуном? Но должен ли он быть отстранен и отброшен от опекунства, вместо того чтобы быть единственным управителем? И опекуны, не дающие обеспечения, не должны необдуманно быть отстраняемы (от опекунства), так как в большинстве случаев не должны быть отбрасываемы дельные и состоятельные и честные опекуны, хотя бы они не предоставили обеспечения; действительно, им не должен быть отдаваем приказ предоставить обеспечение]...

18. (Каллистрат). Если несколько лиц готовы предоставить обеспечение, то предпочтение должно быть отдано более состоятельному, так что производится сравнение личностей опекунов и поручителей...

20. (Павел)...

§ 1. В силу завещания мы можем назначать опекуном кого угодно, будь то претор или консул, так как закон XII таблиц это подтверждает...

26. (Папиниан). Согласно нашему праву, напрасным является завещательное распоряжение отца, в силу которого матери вверяется опека над их общими детьми. И если презес провинции в силу своей неопытности распорядился о выполнении (такой) воли отца, то его преемник правильно не следует этому распоряжению, которое не признается нашими законами...

29. (Папиниан). По мысли Либонианова сенатусконсульта[1208] не явится опекуном тот, кто сам вписал себя в завещании опекуном над подопечным. Если же воля отца, [объявившего об этом своею рукой], является несомненной[1209], то я дал ответ такого содержания: следует назначить его попечителем,

С.575

хотя бы были и другие опекуны. [И это лицо не может быть освобождено от опекунства, хотя бы, согласно публичному праву, он имел для этого основания, так как он рассматривается как давший обещание (принять опекунство), и он не устраняется как подозрительное лицо.]

30. (Павел). Имеется два Тиция - отец и сын: опекуном назначен Тиций, и не ясно, о ком думал завещатель. Спрашивается: что является правом. (Павел) ответил: назначен тот, кого думал назначить завещатель. Если это не ясно, то отсутствует не право[1210], а доказательство; поэтому ни один из них не является опекуном...

32. (Павел). Я спрашиваю: может ли кто-либо назначить в завещании опекунов не из той же общины. Павел ответил: можно.

33. (Яволен). Опекуны были назначены так: «Я назначаю опекуном Лю-ция Тиция. Если он не находится в живых, то тогда я назначаю опекуном Гая Плавция». Тиций жил и управлял опекунством, затем (он) умер. Треба-ций отрицает, что опека принадлежит Плавцию. Лабеон высказывается против этого (мнения), Прокул (говорит) то же, что Лабеон. Я одобряю мнение Требация, так как указанные слова относятся ко времени смерти[1211].

Наши рекомендации