Они раздавали милостыню в радости и в горе.

Они выплачивали закят, раздавали милостыню и расходовали имущество на тех, на кого они обязаны были его расходовать. Они раздавали пожертвования на пути добра и в радости, и в горе.

Во времена благоденствия их не одолела любовь к имуществу, алчность и желание собрать больше богатства. Во времена горести и тяжести они не удерживали своё имущество, боясь лишиться его.

Они сдерживали свой гнев.

Если они гневались, то они не преступали границы дозволенного и не питали злобу по отношению к людям. Наоборот, они сдерживали свой гнев.

Они прощали людей.

Они прощали тех, кто поступал по отношению к ним несправедливо, преступая границы дозволенного. Они не мстили этим людям, хотя имели на это возможность.

После этого Аллах Всевышний сказал: «Воистину, Аллах любит творящих добро».Это указывает на то, что прощение будет похвальным только тогда, когда оно приведёт к добру. Что же касается прощения, после которого преступник начинает еще больше переходить границы дозволенного, то такое прощение не является похвальным и за него не будет награды.

Аллах Всевышний сказал:

﴿ فَمَنْ عَفَا وَأَصْلَحَ فَأَجْرُهُ عَلَى اللَّهِ ﴾

«А кто же простит(обидчика)и установит мир, то награда его будет у Аллаха»[42].

Совершив мерзкий поступок или несправедливо поступив против самих себя, они вспоминали Аллаха и просили прощения за свои грехи.

Мерзкий поступок – это тяжкий грех, который вызывает отвращение. Например, убийство человека безо всякого права, непочтительное отношение к родителям, ростовщичество, пожирание имущества сироты, отступление в день наступления, прелюбодеяние, воровство, и тому подобные тяжкие грехи.

А несправедливый поступок против самого себя – это более широкое понятие. Оно включает как большие грехи, так и малые.

Так вот, эти люди, совершив грех, вспоминали о величии Того, Кого они ослушались. Это вызывало в их душах страх пред Ним. А затем они вспоминали о Его прощении и милости, и устремлялись к этому прощению.

Они просили прощения за свои грехи именно у Аллаха, ибо в аяте сказано: «Ведь кто прощает грехи, кроме Аллаха?»

Они сознательно не упорствовали в грехах.

Они не упорствовали в совершении грехов, зная о величии Того, Кого они ослушиваются. Они устремлялись к покаянию и быстро оставляли грех. А если человек постоянно и сознательно совершает даже малые грехи, то они постепенно достигают уровня больших грехов. Человек, упорствующий в грехах, попадает в тяжелое и опасное положение.




Также Аллах Всевышний сказал в другом аяте: «Воистину, преуспели верующие, которые смиренны во время своих молитв, которые отворачиваются от всего праздного, которые выплачивают закят, которые оберегают свои половые органы от всех, кроме своих жен или невольниц, которыми овладели их десницы, за что они не заслуживают порицания, тогда как желающие сверх этого являются преступниками; которые оберегают вверенное им на хранение и соблюдают договоры, которые регулярно совершают молитву. Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно»[43].

Эти благородные аяты заключают в себе описания обитателей Рая.

Они – верующие.

Они уверовали в Аллаха, в Его ангелов, в Его писания, в Его посланников, в Последний День и в предопределение всего хорошего и плохого. Они уверовали во всё это такой верой, которая побудила их к покорности Аллаху путем произнесения благих слов и совершения благих деяний.

Они смиренны во время своих молитв.

Их сердца присутствуют в этих молитвах, а тела их спокойны. Они постоянно помнят о том, что стоят в своих молитвах перед Аллахом Всевышним. Они постоянно помнят о том, что во время этих молитв они говорят с Аллахом, приближаются к Нему, поминая Его и обращаясь к Нему с мольбами. Смирение сопровождает их внутри и снаружи.

Они отворачиваются от всего праздного.

Имеются в виду все слова и дела, в которых нет пользы и добра. Они отворачиваются от всего этого, ибо их решимость на пути к Аллаху сильна. Они тратят своё драгоценное время только на то, в чём есть польза. Они берегут свои молитвы, совершая их смиренно, и берегут своё время от того, что не несет пользы.

Следует заметить, что эти люди отворачивались от того, в чём нет пользы. Что же ты тогда скажешь о том, что приносит вред?!

Они выплачивали закят.

То есть: обязательную часть из своего имущества, о чём было сказано выше[44].

Наши рекомендации