Недостаток или избыток информации?

Давайте рассмотрим сбор информации. Ранее я остановился на вопросе о необходимости получения большого количества информации для того, чтобы втянуться в дело. Вспомните, что уровень вашего интереса возрастает по мере того, как ваши знания о предмете начинают подниматься над нулевой отметкой.

Но допустим, ваша проблема совсем иного рода. Многие люди увязают в середине проекта, потому что у них слишком много информации и она их начинает подавлять. Или же у них слишком много идей (даже если они хорошие). Существуют оптимальные уровни знаний (они различны для разных проектов и для разных людей). Слишком много или слишком мало идей приводит к утрате интереса к делу и снижает вовлеченность в него.

Поэтому, если вы устали собирать информацию или идеи, обрабатывайте то, что вы имеете. Рассмотрите каждый элемент информации и каждую идею, систематизируйте их, изложите их в концентрированном виде. Если вы собираете ваши сведения из книг или получаете сведения от других людей, то очень помогает их изложение в письменном виде. Даже если это не пригодится для окончательного варианта, вы получаете свежую оценку проблемы и это дает вам опору для дальнейшего движения вперед. Кроме того, подготовка такого материала позволяет вам обменяться мнениями с другими людьми.

Подушка, которую так и не сделали

Миссис Джилл давно хотела сделать для своего любимого кресла подушку, расшитую цветными нитками. Она оттягивала работу, так как ей казалось, что надо было продумать много деталей прежде, чем она могла начать вышивание. Наконец, разумно решив, что ей придется когда-то начинать, если она вообще собирается сделать намеченное, миссис Джилл отправилась совершать необходимые покупки. Она потратила несколько недель, подбирая подходящую основу и нитки. В одном магазине продавщица убедила ее в том, что прежде всего ей следует пройти месячный курс истории и техники вышивания. Окончив курс, миссис Джилл решила, что самые лучшие нити она сможет получить, лишь заказав их по почте. Это привело к новой задержке на шесть недель по мере того, как она направляла запросы относительно образцов нитей, получала их, просила другие образцы, получала и их, и, наконец, сделала свой выбор.

Собрав все необходимые материалы, миссис Джилл обнаружила, что у нее нет подходящего места для шитья. Она решила должным образом обставить свободную комнату, убрать оттуда всю ненужную рухлядь, изменить там освещение. На это ушел еще один месяц. Теперь она попросила мужа, чтобы он сделал ей специальный ящик для материалов, так как ей не понравились те, что она видела в магазинах. Прошло еще две недели. Когда, наконец, она продумала каждую деталь, устранила малейшую возможность ошибки или неудобства и все привела в порядок, ей так все опротивело, что она решила отложить шитье на неопределенное время.

Мораль этого рассказа проста: подготовительные этапы могут настолько увлечь вас, что вы можете в ходе их осуществления убить все предприятие. Ранее я сказал, что любое задание является приемлемым в качестве стимулирующей перемены, постольку оно имеет некоторое отношение к «неподъемному делу «А-1»; Но это задание должно быть коротким и легким. Оно должно привести вас к завершению дела «А-1». Если цель «А-1» у миссис Джилл состояла в том, чтобы пробудить интерес к различным аспектам шитья, то она достигла своей цели. Но если ее цель сводилась к созданию новой подушки, то она позорно провалилась.

Любой большой проект, такой как пристройка к вашему дому или разработка новой процедуры в вашем учреждении, требует длительных усилий на его различных этапах. Приложение этих усилий требует больших отрезков времени.

Прежде всего составьте расписание и распределите время, необходимое для вашего проекта. Затем по мере наступления соответствующих сроков, используйте идеи из этой главы для того, чтобы поддерживать свой энтузиазм.

Глава 17.

Иногда стоит сбавить скорость

В некоторых ситуациях такие приемы, как «задания немедленного исполнения» или «стимулирующие перемены» не остановят промедление, потому что в глубине души вы храните глубокую антипатию или даже отвращение к делу «А-1». Беседа с учителем вашего сына по поводу плохих отметок последнего, визит к врачу для ежегодного медицинского осмотра, обращение в банк с просьбой о займе, составление нового завещания, беседа в отделе кадров по поводу приема вас на работу, – вот примеры важных, но неприятных дел, которые многие люди откладывают. Вы включаете эти дела в ваш план и подчеркиваете их важность тем, что определяете их высокую значимость, давая им высшую категорию «А-1». Однако, когда наступает срок для их исполнения, это дело закрывает черной тучей ваш горизонт, и вы убегаете от него к другим делам.

На принятие решения об отказе от неприятного дела «А-1» в пользу более приятного дела тратится намного меньше времени, чем оно заслуживает. Такое решение обычно принимается без взвешенного анализа за несколько секунд.

Допустим, вы берете в руки письмо, на которое должны подготовить ответ. Этот ответ является вашим делом «А-1», но так как он связан с признанием вами глупой ошибки, которую вы допустили, то работа вызывает у вас отвращение. Вы откладываете письмо в третий раз на протяжении недели и вместо этого берете в руки журнал. Скоро ваше внимание привлекает интересная статья, и вы уже забыли про неприятное письмо. Для того, чтобы сделать несколько шагов, которые увели вас от «А-1», вам потребовалось не более пятнадцати секунд.

Давайте взглянем назад и более внимательно рассмотрим принятие вами этого решения. У вас есть точно определенное дело «А-1». Следующим вашим шагом должно стать его осуществление. Однако вы начинаете колебаться. По сути у вас две альтернативы. Вы можете:

1) сделать «А-1» и, таким образом, использовать ваше время наилучшим способом; 2) сделать что-нибудь другое и таким образом растратить ваше время зря.

Верно, вы получили некоторую пользу от того, что занялись какой-то деятельностью, но так как работа над «А-1» была лучшим способом использования вашего времени, то другая деятельность фактически представляла собой пустую трату времени.

Что вы можете сделать, когда у вас нет сомнений в том, что вы должны сделать неприятное дело «А-1», но все же проявляете склонность уйти от него и повернуться к другому делу?

Прежде всего в тот момент, когда вы достигли такого переломного момента, вы должны признать, что его достигли. Вы находитесь в Точке Принятия Решений, когда вы оказались перед выбором между необходимостью работы над делом «А-1» и уходом от него. Это похоже на пребывание на вершине горы, от которой вниз ведут две тропы: одна – на север, другая – на юг. Достаточно вам сделать несколько шагов и вы начнете спускаться вниз по одной из сторон горы. Но в настоящий момент вы еще замерли в нерешительности.

Как только вы поймете, что вы достигли Точки Принятия Решений, вы захотите взять процесс принятия решений под свой контроль. Для этого надо замедлить принятие окончательного решения. Быстрое решение убрать неприятное дело «А-1» с глаз долой не дает вам возможности подавить тенденцию к промедлению. Постарайтесь взвешенно оценить данную ситуацию. Откройте себе все возможности для того, чтобы не сбежать от этого дела и не заняться какой-либо деятельностью, представляющей меньшую ценность. Замедлите процесс так, чтобы у вас было время для того, чтобы сделать сознательный и продуманный выбор.

Возьмите, например, случай с ненаписанным письмом. Когда вы поймаете себя на том, что вы откладываете письмо в сторону, замедлите движение руки Если вам понадобится целая минута для того, чтобы отложить письмо в сторону, вместо обычной секунды, то вы невольно задумаетесь о судьбе письма У вас будет достаточно времени, чтобы оценить ваши действия и придумать более удачный способ решить дилемму, не прибегая к промедлению Разве вы никогда не делали ничего такого, что вам не нравилось. Конечно, делали Все это делали В детстве родители заставляли вас ложиться спать в 9 часов вечера, хотя шли летние каникулы и старшие ребята еще играли в прятки 15 апреля вам приходится направлять свою налоговую декларацию правительству, хотя вместо уплаты налогов вы бы с большим удовольствием купили стереоустановку Вы вынуждены готовиться к экзамену по предмету, который ненавидите Этот список можно продолжать до бесконечности Даже когда вы делаете то, что вам не нравится, у вас есть выбор Вы можете делать это неохотно или же, приняв решение, сделать это сейчас и с бодростью Зачем делать себя несчастным. Раз вы взялись за выполнение задачи, вы можете справиться с ней по мере ваших способностей и одновременно получить максимум удовольствия в ходе вашей работы Если вы чувствуете, что вы вот-вот бросите дело «А-1» и начнете делать что-то другое, убедительно скажите себе, что вы находитесь в Точке Принятия Решений Напомните себе, какой важной точкой она является Предупредите себя, что здесь надо двигаться крайне медленно и с предельной осторожностью Используйте три способа, чтобы помочь себе преодолеть отвращение к делу «А-1»

1) взгляните неприятности прямо в лицо 2) признайте, что еще большую неприятность вызывает промедление 3) пробудите в себе энтузиазм, который поможет вам подавить неприятие данного дела.

Я детально остановлюсь на каждом из этих способов Как только вы будете иметь каждый из них в вашем наборе инструментов, вы сможете ими пользоваться для того, чтобы получить дополнительный толчок, который вам необходим для осуществления дела «А-1», когда вы будете находиться в Точке Принятия Решений

Глава 18.

Уберите страх с вашего пути

Сколько раз вы избегали сделать что-нибудь важное, потому что вы боялись совершить ошибку? Или потому что боялись разозлиться? Или испытать чувство вины? Или задеть себя или других? Или оказаться отвергнутым? Или взять на себя слишком много ответственности? Или встать лицом к лицу с неизвестным? Я уверен, что подобное случалось с вами много раз.

Я не психиатр, поэтому с моей стороны было бы большим самомнением, если бы я попытался поставить диагноз любого эмоционального состояния, особенно заочно и на большом расстоянии. Способы, которые я предлагаю в этой главе, действуют косвенным образом; они не предназначены для того, чтобы разрешить конкретные эмоциональные проблемы, но они позволят человеку преодолеть их самому или же с помощью профессионального специалиста по проблемам психики.

Я буду разбирать проблемы страха, потому что мои беседы с психиатрами и психологами убедили меня в том, что страх лежит в основе всех видов бегства от реальности. Если вы сможете победить свой страх, то вы сможете выполнить неприятное дело «А-1».

Я много раз сталкивался с людьми, которые избегали делать дела, которым они придавали большое значение потому, что они подсознательно испытывали страх перед последствиями, которые произойдут после завершения ими намеченных дел.

Заведующий отделом торговли медлил с началом* новой рекламной кампании (что являлось для него делом «А-1») потому, что боялся перегрузить себя дополнительной работой. Для того, чтобы развеять его страхи, ему следовало сократить объем другой работы, которую он выполнял; и только осуществив это, он перестал избегать свое дело «А-1».

Начальнику цеха было поручено разработать техническое описание трудовой операции, которая находилась под его личным руководством. Его начальник сказал ему, что разработка этого описания является его самым главным делом. Снова и снова начальник цеха записывал «составление технического описания» в свой список «Что надо сделать», но ничего не делал для выполнения этого задания. Наконец, он понял, что медлит, опасаясь, что как только будет завершено описание трудовой операции, потребность в его услугах в качестве руководителя данной трудовой операции отпадет, и он останется без работы. Фактически его главным делом «А-1» должен был стать разговор с начальством, в ходе которого следовало выяснить, сохранится у него работа после того, как он закончит составление описания трудовой операции или нет.

Не позволяйте эмоциям одолеть вас. Если вы подозреваете, что избегаете «А-1» из-за какого-то внутреннего страха, тогда в момент достижения вами Точки Принятия Решений спросите себя: «Чего я боюсь?» Составьте список различных вариантов и выберите тот страх, который в наибольшей степени вызывает у вас желание уходить от работы. После этого взгляните страху прямо в лицо. Каким образом? Возьмите пример с мистера Бонда.

Мистер Бонд был торговым агентом промышленной фирмы. Он знал, что наилучшим использованием его времени было установление контактов с максимально большим числом новых агентов, представлявших торговые фирмы. Однако, в ходе своих деловых визитов, он постоянно навещал агентов, которые были его старыми друзьями и могли ему предложить лишь свою приятную компанию, но ни одного выгодного заказа. Он избегал встреч с новыми агентами, потому что они порой отказывались от встреч с ним или грубо

отвечали ему.

Наконец, мистер Бонд подготовил годичный план продажи продукции своей фирмы. В нем была намечена программа развития контактов с новыми торговыми агентами, но с первого же дня он понял, что ему чрезвычайно трудно воплотить свои намерения в жизнь. Мистер Бонд избегал встреч с новыми торговыми агентами, так как боялся, что он получит от них отказ в грубой форме. Этот страх мешал ему реализовать свой замечательный план.

Пытаясь найти решение своей проблемы, мистер Бонд решил сосредоточить свои усилия на одной цели –добиться встречи с агентом влиятельной фирмы оптовой торговли «Аякс». Он давно хотел получить заказ от этой компании. Заключение такой сделки открывало огромные возможности. Но он страшно боялся, что агент «поставит его на место» каким-нибудь уничтожающим замечанием.

Как погасить страх

Размышляя по поводу телефонного звонка агенту «Аякса» и чувствуя, что страх сдерживает его, мистер Бонд сказал себе, что его страхи являются вздорными, ему бояться нечего и у него слишком много других важных забот, чтобы тратить время на пустые переживания. Другими словами он сказал страху: «Уходи прочь, ты мне мешаешь». В прошлом таких слов ему было достаточно, чтобы преодолеть волнения, которые он испытывал перед тем, как начать переговоры с новым агентом, но на сей раз самовнушение ему не помогало, потому что он особенно много возлагал надежд на исход своей беседы с агентом «Аякса».

Если бы страх мистера Бонда был обычных размеров, примерно на уровне походного костра, а не достиг масштабов лесного пожара, то его можно было бы легко потушить. Но когда вы имеете дело со страхом, который вышел из-под контроля, эмоция достигла угрожающих размеров и подобные способы ее тушения становятся малоэффективными. Состояние мистера Бонда было таковым, что, когда он говорил себе: «Ничего страшного нет», страхи одолевали его еще сильнее. Он не только испытывал страх, но и боялся того, что он проявится в самый неподходящий момент! Без сомнения он должен был найти иной способ, справиться со страхом.

Как сдержать страх

Небольшой огонь можно загасить даже малой порцией воды, но, когда пожар бесконтрольно свирепствует, то лучше всего создать барьеры, по сути сказав огню:

«Ты можешь выжечь все что угодно в пределах этого круга, но эту линию ты пересекать не смеешь!»

Мистер Бонд обнаружил, что, хотя он не мог погасить свой страх, он сумел сдержать его по крайней мере на короткое время. Он понял, что не в состоянии обратиться к агенту, перед которым он трепетал, а лишь к его секретарю. В любом случае он решил, что сможет пережить быстрое и четкое «нет», сказанное по телефону. Если он сумеет договориться о встрече, то у него будет много времени, в течение которого он может волноваться, но лишь после того, как он позвонит по телефону.

В этот момент мистер Бонд вспомнил майора Мейджора из романа «Уловка-22», который объявлял, чтобы его не беспокоили, когда он сидит в своем кабинете, и чтобы посетителей пускали к нему в кабинет только, когда его там нет. Мистер Бонд помечтал еще немного о том, как здорово бы было, если бы новые агенты никогда не были на месте, когда он им будет звонить. Потом он вернулся к реальности, выразил надежду на то, что агента не будет на месте, а затем набрал его номер телефона.

Оказалось, что агент «Аякса» был на месте и что он может встретиться с мистером Бондом через четыре дня в следующий понедельник в 14.30.

На первых порах восторг от того, что ему назначена встреча, так захватил мистера Бонда, что всю вторую половину дня он обзванивал других новых агентов, договариваясь с ними о встречах.

Однако на следующее утро, когда он должен был собирать информацию и другие материалы для встречи с агентом «Аякса», мистер Бонд обнаружил, что он снова стал медлить. Он стал заниматься другими, менее важными делами, но во время этих занятий ему в голову приходили те страшные вопросы, которыми будет атаковать его торговый агент. По мере того, как страх грядущего поражения стал нарастать, он понял, что плохо готов к встрече и поэтому у него будет глупый вид. Когда он уже не мог вынести больше своих фантазий, Бонд бросился к автомату-кофеварке – популярному месту отдыха сотрудников фирмы.

Как использовать приемы дзюдо против вашего страха К этому моменту мистер Бонд уже не мог ни погасить свой страх, ни сдержать его; ему надо было встретить врага лицом к лицу. Когда он вернулся к письменному столу, он вспомнил другую стратегию, к которой он мог прибегнуть – использовать приемы дзюдо, чтобы отбросить страх. Он знал, что главным принципом дзюдо является использование силы и веса противника против него самого, таким образом превращая потенциальное поражение в победу. Страх атаковал мистера Бонда со всей силой. Ему надо было отбросить этот страх, преобразовав его силу в свою пользу.

Его внутренний монолог за письменным столом шел таким образом:

Страх: «Я боюсь оказаться в дураках. Я знаю слишком мало про компанию «Аякс» и как она сможет использовать нашу продукцию…»

Дзюдо: «…если это так, то тогда мне надо срочно узнать побольше про «Аякс».

Страх: «К тому же я уверен, что он задаст мне все эти жуткие вопросы…»

Дзюдо: «…и вместо того, чтобы волноваться из-за неподготовленности, мне лучше бы сейчас же составить эти возможные вопросы и написать к ним наиболее убедительные ответы».

Проглотив остаток кофе мистер Бонд направил свою энергию по позитивному руслу и взялся за изучение возможной сделки с компанией «Аякс». Каждый раз, когда ему приходили в голову новые неприятные мысли о будущей беседе, он атаковал их с помощью приемов «дзюдо». Когда он думал о том, какую ужасную ошибку он может допустить, он делал мысленную заметку: уж этого-то он ни за что не допустит во время беседы. Его страх мобилизовал его, и он понял, что только добросовестная работа может его спасти. Больше в течение пятницы он не допускал никакого промедления; он старался сделать все возможное, чтобы быть готовым к встрече.

Во второй половине дня в понедельник, по дороге в компанию «Аякс» он снова стал волноваться. К тому времени, когда он вошел в помещение компании, его трясло с головы до ног. Все его труды в пятницу могли стать напрасными, если бы страх помешал ему мыслить ясно и спокойно.

Раздувание страхов

К этому времени со страхами мистера Бонда нельзя было справиться с помощью тех стратегий, которые я предложил раньше. Сейчас наступил момент, когда мистер Бонд имел все основания бояться за судьбу своей встречи. Мистер Бонд понял: единственное, что он мог сделать – это полностью отдаться во Власть своих страхов и понадеяться, что они выгорят сами собой.

Когда он сел в лифт, то задал себе вопрос: «Что самое плохое может случиться со мной в ходе этого визита?» Агент может позвонить начальнику Бонда и пожаловаться на его некомпетентность. Агент может сказать всем своим друзьям, что Бонд – круглый идиот и с ним не стоит иметь дело.

Бонд на этом не успокоился и стал придумывать новые страхи. Его фантазии не уступали грезам наяву Уолтера Митти (Уолтер Митти – персонаж из рассказа Джеймса Тербера, постоянно убегающий мысленно от скучной реальности в мир собственных безудержных фантазий – прим. перев.). Возможно агент организует кампанию бойкота против продуктов фирмы Бонда. Возможно, что он начнет травлю Бонда и его будут подвергать нападкам повсюду. Когда эта кампания достигнет апогея, Бонду ничего не останется делать, как запереться в кладовке и уморить себя голодом, где и обнаружат его тело. Он умрет никому ненужный и никем неоплаканный.

Мистер Бонд вышел из кабины лифта, медленно прошел по коридору и оказался возле двери агента, когда он понял, что его страхи дошли до полного абсурда. Раздутый страх лопнул. Ситуация могла не быть столь ужасной, как ему казалось. Представив себя на грани смерти, он понял, что ему больше некуда идти, кроме как вверх. Испытав последнюю внутреннюю нервную судорогу, он открыл дверь.

Ничего страшного не произошло. Агент был на месте, он тепло приветствовал мистера Бонда, поблагодарил его за приход к нему и осведомился, почему Бонд не навещал его раньше. Он внимательно выслушал Бонда, который изложил свое хорошо подготовленное сообщение. Он сказал, что крайне заинтересован в предложении мистера Бонда и для начала сделал небольшой заказ. Когда Бонд вышел из его кабинета, то вздохнул, как будто гора свалилась с его плеч.

Со временем мистер Бонд, отчасти от того, что он обрел уверенность в себе по мере своих успехов, отчасти потому, что он пережил случайные, неизбежные поражения, но остался живым и невредимым, начал сам искать встреч с новыми агентами для того, чтобы испытать себя и проверить свою внутреннюю силу. Постепенно он стал отделять свою личность от своей роли торгового агента. Это изменение не произошло моментально; мистеру Бонду потребовалось целых два года, прежде чем он сократил свой неконтролируемый страх перед отказом до легкого вздрагивания, которое лишь порой случалось у него.

Я должен подчеркнуть, что мистер Бонд вел себя так, как следует вести себя идеальному персонажу из пособий для деловых людей – у него проявились все возможные проблемы, связанные со страхами, и он сумел их разрешить с помощью приемов, которые я предлагаю взять всем на вооружение.

Вы не должны рассчитывать добиться таких же успехов в первый же раз, когда вы попытаетесь преодолеть страхи, которые вы накапливали годами. Но следующий раз, когда вы заподозрите, что какой-нибудь страх вызывает у вас промедление в исполнении дела «А-1», постарайтесь их погасить и сдержать, использовать против них приемы дзюдо или же раздуть их, пока они не лопнут.

Глава 19.

Истинная цена отсрочки

Когда вы достигли Точки Принятия Решения и подозреваете, что вы собираетесь допустить промедление в реализации неприятного дела «А-1», задумайтесь о тех последствиях, которые будут вызваны вашей отсрочкой. Позвольте вам рассказать историю о женщине, которая не любила писать письма с выражением благодарности за внимание, проявленное к ней.

Энн Дэвис получила подарок от своей тети. Она сказала себе, что сейчас же должна направить записку тете Мэри с благодарностью за внимание и подарок. Требовалось всего несколько строк: «Я получила твой свитер. Он восхитителен, и это как раз мой размер! Огромное тебе спасибо. Целую».

Но миссис Дэвис, имея некоторую склонность выполнять все на «отлично», не желала писать банальное, легковесное послание. Ей захотелось создать произведение более высокого художественного уровня. Она не желала, чтобы у тети Мэри сложилось впечатление, будто она напрасно пробыла четыре года в колледже. Однако в данный момент она не чувствовала прилива красноречия (и к тому же у нее еще сотня других дел), а поэтому она отложила письмо тете Мэри «на потом».

Прошло две недели, прежде чем обнаружила, что она все еще не написала письма тете Мэри. Миссис Дэвис понимала, что к настоящему времени тетя может начать нервничать. Ну ничего, она компенсирует промедление, написав очаровательное двухстраничное послание, в котором расскажет о том, как часто она надевает свитер, как он хорошо подходит к нескольким ее юбкам, как он удобен и сколько комплиментов она получила от своих друзей. У нее нет сейчас времени, чтобы написать такое длинное письмо… но очень скоро она соберется и напишет это замечательное письмо.

Проходит еще две недели и теперь миссис Дэвис очень недовольна собой. Ей стыдно и страшно подумать, что о ней думает тетя Мэри. Конечно, она всем рассказывает, какая у нее ленивая и неблагодарная племянница! Миссис Дэвис надо придумать какой-нибудь хороший предлог. «Всякий раз, когда я сажусь, чтобы написать тебе письмо, раздается звонок …», или «Это был самый занятый месяц в моей жизни…» могут стать хорошими началами для такого письма. Она надеется, что, если разнообразит письмо рассказами из своей беспокойной жизни, тетя Мэри простит ее.

Эскалация проблемы

К этому времени написание записки со словами благодарности превратилось в очень важную и очень неприятную проблему. Не удивительно, что миссис Дэвис так не любит писать записки со словами благодарности! Она с ужасом вспоминает о письме в любой свободный момент своего перегруженного заботами дня.

Она сочиняет письмо, когда принимает душ или выносит мусор, но от этого письмо не становится написанным.

Миссис Дэвис чувствует себя очень виноватой, –настолько виноватой, что мысль о письме вызывает у него болезненные симптомы. Для того, чтобы прекратить это состояние, она выбрасывает всякую мысль о неотправленном письме из своей головы.

Наконец, однажды воспоминание о неотправленном письме начинает ее преследовать и миссис Дэвис признается, что наступила Точка Принятия Решения. Что она должна сделать?

1) написать письмо на десяти страницах, в котором она расскажет тете Мэри все новости из жизни семьи Дэвисов за последние два года и между прочим ввернет слова благодарности за свитер?

2) подождать еще три месяца и, если тетя Мэри пришлет еще один подарок на день рождения (слава Богу, если нет!), поблагодарить ее сразу за оба подарка?

3) притвориться, что она никогда не получала свитер?

4) подождать до своей поездки в родные края и потом удивить тетю Мэри, что все эти годы она постоянно помнила про свитер и лишь ждала случая, чтобы лично поблагодарить тетушку за чудесный подарок?

5) позвонить тете Мэри по междугородному телефону и после получасовой болтовни (за солидную сумму денег), предназначенной исключительно для того, чтобы ублажить ее, поблагодарить тетю?

6) отказаться от надежды когда-либо увидеться с тетей Мэри снова, потому что она никогда не сможет объяснить ей, почему не смогла найти пяти минут для того, чтобы написать ей небольшую записку в ту же неделю, когда она получила свитер?

Чего стоит промедление?

Промедление миссис Дэвис в выражении слов благодарности стоило ей многих минут острых волнений. Она бы страдала гораздо меньше, если бы замедлила принятие решения и постаралась вспомнить последствия ее прошлых промедлений: тетя уже почувствовала себя обиженной и мать написала ей письмо об этом. Из прошлого опыта она знала, что каждая неделя промедления в написании записки со словами благодарности приводила к эскалации неудобств, которые она испытывала. Насколько было бы лучше написать такую записку сейчас, чем вновь подвергнуть себя таким испытаниям.

Прежде чем вы начнете размышлять о возможности отсрочки, замедлите свои действия. Подумайте минуту-другую о грядущих последствиях. Признайте, что рано или поздно вам придется решать эту проблему. Вопрос стоит не в том: «Буду ли я это делать?», а «Когда я буду это делать?» Спросите себя: «Все равно, рано или поздно я буду этим заниматься, собираюсь ли я заплатить цену за промедление?» Какова эта цена? Хотя она отличается в зависимости от конкретной ситуации, ряд общих моментов неизменно определяет эту цену.

С одной стороны, если эта задача не исчезнет сама собой, объем работы, необходимой для ее выполнения, может возрасти с течением времени (как это имело место в отношении записки с изъявлением благодарности). Кроме того, нерешенная проблема будет преследовать вас, пока вы не избавитесь от нее. Вот несколько ситуаций, в которых промедление может создать для вас дополнительную работу и стать источником неприятностей. Вы можете:

- откладывать наведение порядка в ваших бумагах до тех пор, пока вам не придется подолгу разыскивать любую понадобившуюся вам бумажку в кипах неразобранных писем, документов и других материалов;

– медлить со сменой масла в вашем двигателе до тех пор, пока вы не загубите его и вам потребуется дорогостоящий ремонт через пару месяцев после того, как истечет срок гарантийного ремонта;

– не очищать кухонный стол и его ящики от крошек до тех пор, пока вы не обнаружите, что все крошки исчезли, зато вместо них появились полчища тараканов;

– не менять панели с выключателями в приборах до тех пор, пока десятки покупателей не вернут вам эти приборы и вы не будете завалены сотнями писем с жалобами на вашу продукцию; беседы с этими покупателями и ответы на письма потребуют от вас гораздо больше времени и сил, чем в том случае, если бы вы своевременно приняли меры для улучшения этих панелей: к тому же вам все равно придется их менять.

Даже в тех случаях, когда задача кажется вам неизменной вне зависимости от времени ее исполнения, мысли о ней могут вызывать у вас все большее раздражение.

Допустим, что вы нервничаете, размышляя о предстоящей беседе с начальством о повышении вам заработной платы, и решаете отложить этот разговор до завтрашнего дня. Завтра, когда вы снова думаете об этом, вы по-прежнему нервничаете, если не больше. Всякий раз, как только вы думаете об этой проблеме, вы не только представляете себе отвратительную сцену, которая разыграется, как только вы изложите свою просьбу, но и испытываете все эмоции, которые проявятся во время этой сцены. Другими словами, вы почувствуете всю боль, как если бы вы уже пережили грядущее испытание наяву.

Вы все еще не уверены в том, получите ли повышение в заработной плате, а поэтому вы снова и снова испытываете эту же боль. Более того, ваше раздражение возрастает каждый раз, когда вы думаете об этой проблеме. Есть ли смысл откладывать какое-нибудь дело, потому что вы чувствуете раздражение, хотя в любом случае вы и в случае отсрочки будете испытывать такое же раздражение?

Следующий раз, когда вы попытаетесь промедлить в исполнении неприятного дела «А-1», постарайтесь принимать это решение не спеша. Зачем получать всю боль, которую вызывают мысли об этом деле, но не получать взамен никаких благ? Вы остались целы и невредимы после множества отвратительных сцен, которые вы до сих пор пережили. Иногда, признайтесь по-честному, вы волновались напрасно. Разве некоторые из подобных объяснений не оказались вполне терпимыми и даже приятными? Но даже в тех случаях, когда вы испытывали неудобства, разве не разрешались ли подобные состояния быстрее, чем вы думали?

Оцените степень риска

Можете ли вы пойти на риск, отложив осуществление большого и важного проекта до последней минуты? Допустим, вы будете нездоровы в тот момент, когда эта последняя минута настанет. Или же осуществление проекта может быть связано с большим количеством неожиданных перерывов и помех? Или же работа над ним может потребовать гораздо больше часов, чем вы первоначально предполагали затратить? Когда вы оттягиваете осуществление проекта вплоть до приближения крайнего срока, всегда существует риск того, что у вас не хватит времени и вы сделаете работу кое-как, а в срок не уложитесь.

Студент колледжа, когда он оценивает риск отсрочки, должен принять решение: является ли его курсовая работа делом «А», «Б» или «В». Студент, который больше заинтересован в свиданиях, спорте, политике или развлекательном чтении, может до последней минуты считать, что курсовая работа – это дело «В», но он заплатит цену за свой вывод, когда получит от профессора соответствующую оценку за свое произведение.

Многие говорят: «Я нарочно откладываю все до последней минуты, потому что знаю, что я лучше всего работаю, когда нахожусь под давлением. Если я жду до тех пор, пока сроки не подопрут, то начинаю работать особенно продуктивно. Я меньше трачу времени впустую, а в голове больше появляется всяких новых идей. Я не теряю от промедления, а лишь выигрываю от него!»

Если вы произведете взвешенный анализ ваших трудовых привычек и после этого придете к выводу, что вы действительно лучше работаете в условиях дефицита времени и под давлением, то я скажу, что вы можете продолжать работать и дальше в таком режиме. Но для других людей чрезмерное давление может иметь разрушительные последствия. Являетесь ли вы студентом колледжа, который откладывает свою курсовую работу до последней минуты, домашней хозяйкой, которая лишь в последнюю минуту перед переездом в новый дом начинает упаковку своей посуды, начальником торгового отдела, который приступает к подготовке осенней распродажи в последние дни летнего сезона, – в любом случае вы должны трезво оценить свой привычный стиль трудовой деятельности.

Правда ли, что вы хорошо работаете под давлением жестких сроков? Возьмите студента, готовившего курсовую работу. Существует масса причин, почему он выполнил бы свою работу лучше, если бы у него было больше времени. Дефицит времени заставлял его сокращать число ценных источников, использованных им для написания курсовой. Цейтнот мешал ему разработать глубже целый ряд идей. Выполнение работы в последнюю минуту отразилось и на аккуратности. Уже не хватало времени на редактирование и переписывание текста, а по этой причине пострадал литературный стиль работы.

Спросите себя, не работаете ли вы хорошо только под давлением жестких сроков? Может быть подъем вашей активности объясняется ощущением полной вовлеченности, которое требуется в период «штурма». Но что с вами происходит, когда «штурм» окончен, а давление спадает? Не кажутся ли вам периоды между «штурмами» скучными и унылыми? Если вы слоняетесь, перебираете бумаги, занимаетесь обыденными и пустяковыми делами и ждете, пока давление не достигнет критической величины, вряд ли такое состояние доставляет вам удовольствие. Разумеется, вы можете использовать время между напряженными периодами для того, чтобы прохлаждаться, поправляться после кризиса и набирать силы для нового. Но, если вы живете полнокровной жизнью лишь в условиях кризиса и чувствуете себя подавленным в периоды между «штурмами», то, возможно, вы захотите что-нибудь изменить в вашей жизни. Не исключено, что вы хотели бы использовать ваше время соответственно сложившейся обстановке.

Вот совет, который поможет вам избежать перегрузок во время «кризисов»: не ждите слишком долго перед тем, как ринуться в бой. Дайте себе небольшой резерв во времени до наступления крайнего срока. Постарайтесь начать немного раньше, даже если давление не достигло всей мощи. По мере того, как вы научитесь уменьшать давление, чтобы обеспечить хорошие условия работы, вы будете укреплять свою силу воли. Вы обретете новое ощущение свободы и уверенности в себе, будете чувствовать меньше напряженности и сознавать, что вы контролируете ваше время (и вашу жизнь).

Глава 20.

Научитесь ценить преимущества вашего дела

Я хочу описать прием, который я называю «Ценить преимущества», который позволит вам, когда вы находитесь в Точке Принятия Решения, мобилизовать энтузиазм для выполнения любого малопривлекательного дела «А-1».

Возьмем пример мистера О'Генри, автора плана, с помощью ко<

Наши рекомендации