Корпоративное управление и партнерские связи

При составлении бизнес-плана используются разные подходы к описанию управления предприятием. Если предприятие малое, то в бизнес-плане указываются лишь руководители и дается характеристика опыта работы менеджеров. Иное дело – корпорация.

Согласно методологии международного Базельского комитета, корпоративное управление держится на трех"китах". Это:

1.Во-первых, круг отношений субъектов и объектов управления.

2.Во-вторых, действующая система управления.

3.В-третьих, стимулы, обеспечивающие жизнеспособность и развитие корпорации.

Именно эти три "кита" поддержат Вас при составлении описательной части бизнес-плана.

 
  Корпоративное управление и партнерские связи - student2.ru

Корпоративное управление определяется как круг отношений между советом директоров, исполнительным руководством корпорации (менеджментом), акционерами и другими заинтересованными сторонами. Заинтересованные стороны – это рабочие, служащие, общественность, органы надзора, правительство и т. д.

 
  Корпоративное управление и партнерские связи - student2.ru

 
 
СТИМУЛЫ
 
  Корпоративное управление и партнерские связи - student2.ru

Корпоративное управление включает системы определения целей, средства их реализации и механизмы контроля. В описательной части бизнес-плана следует указать главные средства реализации корпоративных отношений.

Корпоративное управление должно обеспечить совету директоров и менеджменту соответствующие стимулы для согласования целей и ресурсов.

Стимулы – это не абстрактная категория, а конкретные побуждающие факторы, которые могут быть описаны набором качественных и количественных показателей. Выбор этих показателей, методы обработки данных и форма их представления – вот ключевые вопросы эффективности системы управления корпорацией.

 
  Корпоративное управление и партнерские связи - student2.ru

Партнерские связи.

Партнерские связи в предпринимательстве играют важную роль в продвижении и реализации проекта бизнес-плана. Партнеры могут разработать собственные бизнес-планы, преследующие собственные и, разумеется, небескорыстные цели. Ввиду глубокой специализации, предпринимательство предполагает:

· осуществление непосредственных производственных функций;

· осуществление посреднических функций.

По этим двум направлениям и происходит формирование партнерских связей.

Корпоративное управление и партнерские связи - student2.ru

Предпринимательство в сфере производства товаров может носить основной и вспомогательный характер.

Основные виды предпринимательства – это те, результатом которых является производство товара, готового к потреблению.

Вспомогательные виды – те, что связаны с инновацией, т.е. способами и приемами, применение которых воздействует на качество товара, его обновление.

Отсюда – и связи с партнерами делятся на основные (традиционные) и вспомогательные (инновационные).

Партнерами проекта могут быть:

· известные или новые поставщики материалов, конструкций, транспорта, оборудования и т. п.;

· реализаторы материалов, конструкций, транспорта, оборудования, а также заказов на разработку проектов;

· предприятия, с которыми предполагается вести производственную, научно-техническую и инновационную деятельность;

· кредиторы и спонсоры проекта.

Корпоративное управление и партнерские связи - student2.ru

Большинство предпринимателей предлагают свои товары через посредников. Каждый из них стремится сформировать свой канал распределения.

Канал распределения – это совокупность фирм или физических лиц, которые принимают на себя, или помогают передать кому-то другому, право собственности на товар по пути от производителя к потребителю.

Посредникивыполняют следующие функции:

 
 
Функции посредника · Сбор информации для реализации функции обмена · Стимулирование сбыта · Установление контактов с покупателями · Приспособление товара под покупателя · Организация товародвижения · Финансирование и принятие риска

Торговым маклером является лицо, которое не имеет постоянного поручения способствовать заключению сделок путем сведения партнеров по сделке. Сам он сделок не заключает, а только указывает на возможность их совершения. За успешную деятельность ему полагается вознаграждение, которое выплачивается обеими сторонами в размере, зависящем от суммы заключения сделки.

Комиссионером является лицо, которое от своего имени продает и покупает товары и ценные бумаги в пользу и за счет третьего лица. При успешном завершении сделки ему полагается комиссионное вознаграждение за услуги, размеры которого определяются суммой сделки. Наряду с этим, комиссионер имеет право на возмещение возникших при этом расходов.

Торговым представителем является лицо, которому постоянно, но не исключительно, поручается совершать сделки от имени и за счет владельца предприятия или же только посредничать при совершении сделок. Торговому представителю полагается комиссионное вознаграждение за каждую заключенную сделку. Размер вознаграждения зависит от суммы сделки и от сроков оплаты товара клиентом.

Выпускаемая продукция.

В этом разделе бизнес-плана дается описание тех видов продукции, которые будут предложены на рынок. Здесь можно указать технические и технологические данные продукции, но следует это сделать без профессионального жаргона, четким языком, понятным для неспециалиста. Акцент следует делать на преимуществах, которые продукция несет потенциальным покупателям.

Корпоративное управление и партнерские связи - student2.ru

Потребительские характеристики продукта следует описать в такой последовательности:

1. во-первых, следует указать особые технические и иные преимущества продукта;

2. во-вторых, отметить способность удовлетворить потребителя (в чем, каким путем);

3. в-третьих, изложить конкурентные преимущества продукта и недостатки конкуренто-способных изделий.

Потребительские характеристики продукта · Особые технические преимущества · Способность удовлетворить потребителя · Конкурентные преимущества продукта, недостатки конкурентоспособных изделий

Как известно, жизненный цикл продукта проходит стадии зарождения, роста, зрелости, упадка. При описании жизненного цикла продукта указывают следующее:

 
 
Жизненный цикл продукта · Текущее состояние цикла · Факторы, влияющие на изменение жизненного цикла

В подразделе "Патенты, авторские права" приводится следующая информация:

Патенты, авторские права · Зарегистрированные патенты и авторские права · Заявки на патенты и авторские права · Ключевые аспекты продуктов, относящиеся к торговым секретам · Действующие соглашения (о неразглашении, об отказе от конкуренции и т. п.)

В перечне мероприятий по совершенствованию продукции указываются:

В перечне мероприятий по совершенствованию продукцииописывают:

Совершенствование продукции · Текущие работы · Планируемые работы (с указанием этапов) · Прогнозируемые результаты работ (включая новые продукты, дополнительные продукты, замена продуктов) · Исследовательские и конструкторские работы

Маркетинговая программа

Маркетинговая программа составляется с целью обоснования объема, метода, цены продажи продукции, определения товарной и рекламной политики.

Маркетинг (от английскогоmarket – рынок)– это система стратегического управления производственно-сбытовой деятельностью фирмы, направленная на максимизацию прибыли посредством учета и активного воздействия на рыночные условия.

Основные понятия и функции маркетинга

Корпоративное управление и партнерские связи - student2.ru

Типы маркетинга различаются в зависимости от целей, которые он преследует. Различают следующие типы маркетинга:

 
 
Типы маркетинга · Дифференцированный · Потребительских товаров · Средств производства

Дифференцированный маркетинг:

Стратегия фирмы ориентирована на модификацию товара и мероприятий по продвижению его на рынок, чтобы удовлетворить как можно большее количество сегментов рынка и специфических потребностей покупателей.

Маркетинг потребительских товаров:

Стратегия фирмы ориентирована на использование последних технологических достижений для создания новой продукции, или же товаров, ориентированных на новые виды потребителей.

Маркетинг средств производства:

Направленность на разработку новых видов средств производства, позволяющих потребителю снизить свои издержки и повысить производительность труда.

Обратите внимание: рыночные факторы не просто учитывают – ими управляют. Основной лозунг маркетинга:

 
 
Производить то, что продается, а не продавать то, что производится!

Функции маркетинга связаны с такими понятиями, как:

“товар” – “каналы движения товара” – “рынок” – “стимулирование продаж”. Различают следующие функции маркетинга:

 
 
Функции маркетинга · Продажа и сбыт · Реклама · Несение риска · Послепродажное обслуживание

Продажа и сбыт – функция, связанная с поиском клиентов, формированием спроса, содействием в продаже товара.

Реклама – целенаправленная информация, распространяемая ясно обозначенным источником, в оплаченное им время или на оплаченном месте. С рекламой тесно связана работа по связям с общественностью. Её функция – добиться благоприятного отношения общественности к себе.

Несение риска – эта функция связана с защитой от изменения цен, порчи или ухудшения качества товара и от иного возможного ущерба.

Стратегия маркетинга – это составная часть всего стратегического управления предприятием. Она разрабатывается на основе изучения емкости рынка (объема товара, реализуемого за определенный период времени) и других его характеристик. Разработка стратегии маркетинга включает в себя:

· изучение рынка сбыта;

· постановку целей и задач по развитию предприятия (увеличение объема продаж, доли рынка, рост прибыли и т.д.);

· планирование мероприятий и работ для достижения поставленных целей;

· контроль выполнения заданий.

 
 
Разработка стратегии маркетинга · Изучение емкости рынка и других его характеристик · Постановка целей и задач по развитию предприятия · Планирование мероприятий для достижения поставленных целей · Контроль выполнения заданий

Товарная политика предприятия включает в себя:

 
 
Товарная политика · Ассортиментная политика · Создание новых товаров и исключение товаров, потерявших спрос · Проблемы упаковки товара · Использование товарного знака · Сервисное обслуживание (производителем, продавцом, специализированной фирмой)  

Существует определение маркетинга как системы управления производственно-сбытовой деятельностью в условиях рынка. Т.е. маркетинг и система управления фирмой в некотором смысле – синонимы. Система управления должна сформировать соответствующие цели, изучив внешнюю и внутреннюю среду, а затем проконтролировать реализацию этих целей. Главная трудность – скоординировать внутренние цели фирмы и цели потребителей, которые вообще-то могут и не совпадать. Корпоративное управление и партнерские связи - student2.ru Корпоративное управление и партнерские связи - student2.ru

Корпоративное управление и партнерские связи - student2.ru

Для управления нужна соответствующая информация. Её можно разделить на внешнюю и внутреннюю по отношению к фирме.

Источниками внешней информации являются: экономика; право; политика; социальная сфера; международные отношения.

Внутреннююинформацию можно подразделять на финансовую, техническую, кадровую, организационно-структурную.

 
 
Внешняя среда · Экономика · Право и налагаемые им ограничения · Политика · Социальная сфера · Международные отношения   Внутренняя среда · Финансовая · Техническая · Кадровая · Организационно-структурная

В известном смысле, внутренние цели предприятия и маркетинговые цели могут не совпадать (как цели собственников и потребителей).

Цели предприятия – это возвращение капиталовложений, оплата труда персонала, социальные обязательства.

Цели маркетинга ориентированы на удовлетворение потребностей клиентов, достижение превосходства над конкурентами, завоевание рынка и рост продаж.

 
 
Цели предприятия · Возвращение капиталовложений · Оплата труда персонала · Социальные обязательства Цели маркетинга · Удовлетворение потребностей клиентов · Достижение превосходства над конкурентами · Завоевание рынка и рост продаж

Анализ данных заключается в систематизации и оценке собранной информации, которая должна быть представлена в удобной для восприятия форме: в виде таблиц; графиков, матриц. Эта работа включает в себя следующие виды анализа:

 
 
Анализ · Рыночной ситуации · Покупателей · Конкурентов · Товара

Планирование маркетинговых исследований – это непрерывный замкнутый процесс, основными составляющими которого являются: прогнозирование рынков; выбор рынка; проектирование новых товаров и их испытание; управление производством товаров.

 
  Корпоративное управление и партнерские связи - student2.ru

Маркетинговые решения – это рекомендации, представляющие собой предложения о будущих действиях фирмы, основанные на собранных данных. Эти рекомендации должны войти в основополагающий документ, называемый планом маркетинга, который устанавливает: кто конкретно, что, где, когда и каким образом делает.

Корпоративное управление и партнерские связи - student2.ru

Контроль и анализ подразумевает мониторинг рынка, покупателей, конкурентов, товара. Это необходимый элемент исследований, обеспечивающий обратную связь системы управления для внесения корректировок в процесс планирования и управления.

 
 
Контроль и анализ · Рынка · Покупателей · Конкурентов · Товара

План маркетинга.

Перед Вами базовая схема "План маркетинга". Обратите внимание: в структуре плана выделяют разделы, связанные с анализом рынка и разработкой стратегии маркетинга. Количество и содержание составляющих элементов плана маркетинга зависят от вида бизнес-плана. Но такие элементы, как потребители, конкуренты, цены, реклама – являются главными.

 
  Корпоративное управление и партнерские связи - student2.ru

В обобщенном виде работа по анализу рынка сбыта сводится к анализу и представлению информации, которую, условно, можно разбить на 6 этапов:

1.определение основных характеристик рынка продукции;

2.сегментирование рынка;

3.определение наиболее перспективных рынков;

4.определение уровня прогнозируемых продаж;

5.определение круга предполагаемых покупателей;

6.организация реализации продукции.

Таблица. Анализ рынка сбыта.

№ этапа Наименование этапа и его содержание Примечание
Определение основных характеристик рынка продукции 1. Емкость рынка.   2. Степень насыщенности рынка. 3. Тенденции изменения емкости и насыщенности. 4. Особенности продукции.     5. Тенденции спроса.     Объем реализуемых товаров в течение определенного отрезка времени (всеми производителями), в физических или стоимостных единицах. В процентах. На ближайшую перспективу   Жизненный цикл, уникальные свойства, торговые знаки, авторские права, экспортные возможности и т.п.
Сегментирование рынка 1. Принципы сегментирования рынка продукции.   2. Наиболее перспективные сегменты рынка. 3. Привлекательность данного целевого сегмента для покупателя.   По видам продукции, по степени ее необходимости, по выгоде от покупки, и т.п. Указать причину предпочтения. Цена, качество, дизайн, дополнитель-ные услуги и т.д.
Определение наиболее перспективных рынков 1. Оценка предприятий-конкурентов, реализующих аналогичный товар на выбранных рынках. 2. Выбор внешних рынков     Объем продаж, уровень цен, уровень конкуренции, выгоды транспортировки.
Определение уровня прогнозируемых продаж 1. Проектируемые виды продукции, и какой прогнозируется объем продаж. 2. Прогнозируемые цены.     По годам (до 5 лет).   По годам и на каждом этапе реализации продукции.
Прогнозируемые покупатели 1. Определение круга возможных покупателей. 2. Конкретные покупатели для первого года продаж. 3. Перспективные покупатели для проектируемой продукции.   С учетом возраста, пола, национальности, профессии, уровня дохода. Указать размер заказов.  
Организация реализации продукции 1. Оценка предприятий-конкурентов, реализующих аналогичный товар на выбранном рынке. 2. Представители предприятия. 3. Услуги по послепродажному обслуживанию. 4. Специальные компании-посредники, агенты и дистрибьюторы на выбранном рынке.   Доля рынка, репутация, ресурсы, сильные и слабые стороны.     Сфера деятельности агентов, финансовые взаимоотношения с ними.

В бизнес-плане указываются основные потребители и принципы их сегментации. При этом используются такие критерии, как возраст, пол, национальность профессия, уровень дохода и т.п. Затем определяются будущие перспективные покупатели и способы их завоевания. Обращается внимание на мотивацию потребителей с указанием социальных, личностных и психологических факторов.

 
 
Потребители. 1. Потребители и принципы их сегментации: · географический; · демографический; · поведенческий; · психологический. 2. Будущие перспективные покупатели и способы их завоевания фирмой. 3. Мотивация потребителей: · социальные факторы; · личностные факторы; · психологические факторы.

Конкуренция – форма взаимодействия рыночных субъектов в борьбе за наиболее выгодные условия приложения капитала. Оценку конкурентов лучше всего проводить путем сравнительного анализа Ваших возможностей и возможностей конкурентов. В таблице представлен один из способов такого анализа. Он состоит в ответе на 3 вопроса:

· Что ищет клиент?

· Что предлагают конкуренты?

· Что предлагаете Вы?

Что ищет клиент? Что предлагают конкуренты? Что предлагаете Вы?
Качество Исключительность Низкие цены Широкий ассортимент изделий Техобслуживание Надежность Доставка Месторасположение Информация Доступность Продажа в кредит Гарантии Сопутствующие товары и услуги Консультации клиентам Культура персонала    

Разработка маркетинговой стратегии может быть представлена в виде следующих этапов:

· Этап 1. Определение ценовой стратегии.

· Этап 2. Стратегия в области качества.

· Этап 3. Определение дизайновой стратегии.

· Этап 4. Стратегия продвижения товара на рынок.

· Этап 5. Стимулирование сбыта и сервисное обслуживание.

· Этап 6. Дополнительные требования к продукции, информации, транспортировке.

На каждом этапе разработки бизнес-плана вырабатывается определенная стратегическая линия. Содержание этапов отражено в таблице.

Таблица. Этапы разработки бизнес-плана.

№ этапа Наименование этапа и его содержание Примечание
Определение ценовой стратегии 1. Факторы, принимаемые во внимание при установлении цены.     2. Расчет цен для каждого продукта.     3. Стратегическая линия ценового поведения фирмы на рынке.   Превышение спроса над предложением; рост зарплаты; невысокая эффективность использования основного капитала, оборудования, рабочей силы; ажиотажный спрос; монопольно завышенная цена; роль государственных мер и т.д. Ц = С/(1-П), где Ц – цена; С – себесто-имость товара; П – минимально приемлемая для фирмы доля прибыли в цене. Стратегия "следования за конкурентом"; "нешаблонная" маркетинговая тактика.
Разработка стратегии в области качества 1. Характеристики качества, наиболее привлекательные для покупателя. 2. Тенденции изменения привлекатель-ности продукции. 3. Стратегическая линия в области повышения качества.   Соответствие рыночным требованиям; качество сырья и материалов; совершенствование технологии; контроль качества продукции; стимулирование работников.  
Определение дизайновой стратегии 1. Стратегическая линия поведения фирмы в области дизайна. 2. Организация дизайнового обслуживания. 3. Расходы на дизайновое обслуживание.    
Разработка стратегии продвижения товара на рынок 1. Формы товарной рекламы.   2. Объем затрат.     3. Специальные стимулирующие меро-приятия, паблисити.     Печатная, экранная, наружная, на транспорте, сувенирная и т.п. Количество выделенных средств и их распределение по статьям, с указанием того, каким образом они будут использованы.  
Проработка вопросов стимулирования сбыта и организации сервисного обслуживания 1. Организация внутренней службы сбыта. 2. Каналы сбыта. 3. Условия возврата денег клиентам. 4. Премиальные виды продаж.     Оптовики, посредники, торговые фирмы.  
Формулирование дополнительных требований к продукции, информации, транспортировке 1.Запчасти, передаваемые с продукцией. 2.Способы распространения дополни-тельной информации. 3.Организация послепродажного обслу-живания. 4.Дополнительные способы транспорти-ровки.  

Тому, кто разрабатывает бизнес-план, необходимо ориентироваться в ценовой стратегии и владеть соответствующей терминологией. Обычно различают следующие виды цен:

 
 
Виды цен · Производственная цена · Базисная цена · Номинальная цена · Рыночная цена  

П

Производственная ценаскладывается из суммы всех производственных и маркетинговых издержек + ожидаемая прибыль. В США она составляет 40 – 60% розничной цены.

Базисная цена – согласовывается в переговорах между продавцом и покупателем.

Номинальная цена – публикуется в прейскурантах и справочниках.

Рыночная цена – та, по которой осуществляется купля-продажа на данном рынке.

Из всего разнообразия ценовых стратегий можно выделить следующие:

 
 
Примеры ценовых стратегий · "Затратная" стратегия · Стратегия "следования за конкурентом" · "Нешаблонная" стратегия

"Затратная" стратегия – в ее основе лежит формула:

Ц = С/(1-П), где Ц – цена; С – себестоимость товара; П – приемлемая для фирмы доля прибыли в цене.

Стратегия "следования за конкурентом" –распространение цен лидера на собственные товары.

"Нешаблонная" стратегия – строится на применении нестандартной маркетинговой тактики, ориентированной, например, на психологию покупателя. Но в рамках закона и без обмана!

Планирование рекламной кампании осуществляется поэтапно:

Этапы планирования рекламной кампании: 1. Определяются: · объекты рекламы (товар, фирма) и содержание информации; · потребители рекламы; · цель и акценты рекламы; · виды рекламных средств. 2. Составляются: · проект рекламного обращения; · график рекламных поступлений; · сметы рекламных расходов. 3. Прогнозируется: · рекламная эффективность.

Наши рекомендации