III. О роли речи в жизни человека.

1. Учитель прикрепляет на доску картинки, на которых изображены игрушки: мячик, кукла, юла, мишка, зайчик, машинка. Рядом на полочку выставляются такие же игрушки, кроме мишки и зайчика.

– Назовите изображенные на картинках игрушки.

– Чем эта группа игрушек отличается от группы игрушек, стоящих на полке? В чем их сходство?

– Сейчас я буду задавать разные вопросы. Отвечать надо только на те из них, в которых спрашивается об игрушках, стоящих на полке.

В о п р о с ы:

– Кто играет с куклой? (С куклой играет девочка.)

– Какого цвета лежит мячик рядом с ней? (Рядом с ней лежит мячик красного цвета.)

– У кого в руках мишка? (На этот вопрос отвечать не надо, потому что мишка нарисован только на картинке.)

– Где стоит машинка? (Машинка стоит в песочнице.)

– Кто кружит юлу? (Мальчик кружит юлу.)

– Кто держит зайку? (На этот вопрос отвечать не надо, потому что зайка нарисован только на картинке.)

– Молодцы! А теперь составьте рассказ по картинкам.

(Девочка играет с куклой. Рядом с ней лежит красный мячик. В песочнице стоит машинка. Мальчик кружит юлу.)

– Молодцы! А теперь подумайте и скажите, что мы сейчас с вами делали? (Отвечали на вопросы, составляли рассказ.)

– Чем должен владеть человек, чтобы отвечать на вопросы, составлять рассказы? (Речью.)

– Что такое речь? (Разные мнения детей.)

– Я уточняю ваши высказывания. Речь – это способность говорить. Когда вы отвечали на мои вопросы и составляли рассказ, то что вы делали? (Мы слушали и говорили.)

– Как можно назвать речь, которую мы слышим и произносим? (Устная.)

– От чего происходит слово «устная»? (Уста. Так раньше называли рот, губы, органы, принимающие непосредственное участие в говорении.)

– Какая еще бывает речь? (Письменная.)

– Почему она так называется? Где можно встретить письменную речь?

III. О роли речи в жизни человека. - student2.ru

Учитель. С помощью речи я сейчас буду выражать какую-либо просьбу (требование) или сообщать вам что-либо. Если услышите просьбу или требование, то постарайтесь их выполнить. Если услышите сообщение, стойте неподвижно.

– Встаньте, пожалуйста.

– Сегодня прекрасная погода.

– Присядьте, пожалуйста.

– Встаньте и потянитесь.

– Ярко светит солнце.

– Наклонитесь вперед.

– Тихонько сядьте на свои места.

2. Учитель. Для чего же нужна речь?

– Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами составим радиопередачу «Новости лета». Кто хочет рассказать, где и как он провел лето? (Рассказы детей.)

– Какой речью мы пользовались в нашей радиопередаче? (Устной.)

– Что она вам помогла узнать? (Она помогла узнать, как жили ребята летом.)

– Иначе говоря, устная речь вам помогла получить информацию о жизни ребят летом.

– А сейчас я прочитаю вам отрывок из книги. (Учитель читает небольшой текст познавательного характера.)

– Какой речью я пользовалась? (Письменной.)

– Какие знания вы получили, когда я вам читала? (Ответы детей.)

– Для чего нужна устная и письменная речь? (Устная и письменная речь нужна для получения знаний, информации о жизни людей и о том, что их окружает.)

– Чему надо научиться, чтобы пользоваться устной и письменной речью? (Надо научиться хорошо говорить, читать и писать.)

– Вот этому мы и будем учиться на уроках русского языка. А сегодняшний урок подходит к концу. Подведем его итог.

IV. Итог урока.

– О чем узнали на уроке?

– Какова роль языка в жизни человека?

– Что такое речь? Какие виды речи вы знаете?

Домашнее задание: составить и записать рассказ из 5 предложений на тему «Как я провел лето».

ПРЕДЛОЖЕНИЕ (5 часов)

У р о к 2
что такое предложение?

Цели: формирование представлений о предложении как единице речи, выражающей законченную мысль.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

Учитель. О чем мы говорили на предыдущем уроке? (О языке, о речи.)

– Русский язык – наш родной язык. Один человек говорит – другой его понимает. Вы читаете газеты, журналы, книги и тоже понимаете, о чем в них написано. И все это благодаря языку. На нашей планете люди разговаривают на разных языках. А какую речь вы слышите каждый день? (Русскую.) Почему?

– Какие виды речи вы знаете? (Устная и письменная.)

– Что такое устная речь? Письменная?

– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений.)

II. Работа над темой.

1. Учитель.Мне хочется поделиться с вами одной мыслью. Я написала ее на доске.

О т к р ы в а е т с я з а п и с ь: Дети изучают новую тему.

– Что я использовала, чтобы передать свою мысль? (Написала предложение.)

– Как вы догадались, что это предложение? (Начало с большой буквы, а в конце стоит точка.)

Запись этого предложения в тетрадь.

– Сколько слов в этом предложении?

– Начертите схему этого предложения.

Один ученик выполняет это задание на доске.

– О ком говорится в этом предложении? (О детях.)

– Что о них говорится? (Они изучают.)

– Вам понятна эта моя мысль? Почему?

2. Н а д о с к е з а п и с ь: Потрава озеленая.

– Что заметили? Зачеркните в словах лишний слог.

– Что получилось? (Трава зеленая.)

– Можно ли эту запись назвать предложением? Почему?

– Составьте предложение, используя это словосочетание и слова, развешанные в классе. (На, лугу, растет, медведь, зима, дерево и др.)

Дети составляют предложение и записывают на доске: На лугу растет зеленая трава.

– Почему использовали в предложении не все слова? (Они не подходят по смыслу.)

– Сколько слов в этом предложении? Начертить схему этого предложения. (Один ученик выполняет это задание на доске.)

– О ком говорится в нем?

– Что говорится?

– Мысль понятна? Почему?

– Что же такое предложение? Сделайте свой вывод. (Предложение выражает законченную мысль.)

3. Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

– А теперь сравните свой вывод с правилом учебника на с. 5.

– О чем вы не сказали? (Сколько слов в предложении бывает.)

– Сколько слов может быть в предложении? (2, 3, 4, 6 и т. д.)

– А бывают ли предложения из одного слова? Приведите примеры. (Дом, кукла, дерево и др.)

– Почему ваши примеры не являются предложениями?

– Прочитайте предложения из упражнения 3. Выражает ли каждое из этих предложений законченную мысль? Почему?

– Давайте еще раз сформулируем правило о предложении.

В ы в о д. Предложение – это одно или несколько слов, которые выражают законченную мысль.

III. О роли речи в жизни человека. - student2.ru

Учитель (обобщает). В русском языке есть большой и очень важный раздел грамматики (он изучается в средней школе) – синтаксис (запоминать термины необязательно). Синтаксис учит соединять слова в словосочетания и строить из них предложения. Разве мы могли бы четко формулировать свои мысли, если бы не умели из слов построить законченные высказывания? Ведь слова, не связанные знаками препинания, еще не означают саму речь. Речь состоит из предложений.

– Как в устной речи отделить одно предложение от другого? (Сделать паузу.)

– Как это показать в письменной речи? (Знаками препинания.)

4. Р а б о т а с у ч е б н и к о м.

Упражнение 2 (устный разбор).

– Прочитайте текст.

– Какие знаки препинания ставят в конце предложений?

– Вспомните, как называются такие предложения в русском языке.

– Об этом подробнее мы поговорим на других уроках.

III. Итог урока.

– О чем говорили на уроке?

– Закончите предложения.

· Предложение состоит…

· Предложение выражает…

· Первое слово…

· В конце предложения…

– На следующем уроке мы продолжим работу по этой теме. Вы узнаете еще много интересного.

Домашнее задание:упражнение 1 или 4 (по выбору).

У р о к 3
основа предложения

Цели: уточнение знаний о предложении; развитие умения выделять в предложении смысловую и грамматическую основу.

Ход урока

I. Минутка чистописания.

Учитель. Сегодня будем писать букву, а какую, вы угадаете сами.

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

Показ учителем написания букв ф, Ф.

II. Словарная работа.

– Внимательно посмотрите на данную запись и определите два слова, с которыми мы познакомимся на уроке:

III. О роли речи в жизни человека. - student2.ru

– Какие это слова? (Фамилия, фонарь.) Как вы их нашли?

Запись этих слов в тетрадь. Один ученик выполняет это задание на доске.

– Какое задание можно предложить к этим словам? (Составить схему по системе СУО – слог, ударение, орфограмма.)

III. О роли речи в жизни человека. - student2.ru

– Как можно проверить написание этих слов? (Слова – словарные, написание нужно запоминать.)

– А знаете ли вы, откуда пришло к нам в русский язык слово «фонарь»?

– Это можно выяснить в этимологическом словаре.

Этимология – наука об истинном значении слов (в переводе с греческого языка).

Это интересно

Слово «фамилия» на латинском языке значит «семья». В давние времена это слово не имело того значения, которое мы ему теперь придаем. Говоря «фамилия», мы имеем в виду особое имя: оно дается не одному человеку, а всему роду. В этом роду оно переходит от родителей к детям. Фамилия у нас добавляется к личному имени человека.

III. О роли речи в жизни человека. - student2.ru

III. Работа над темой.

Учитель. Составьте устно предложение со словом фонарь.

– А вот какое предложение написал ученик. (Открывается запись на доске.)

Фонарь на улице.

– Что можете об этом сказать? (Это не предложение.)

– Почему? (Мысль не закончена.)

– Можно ли сказать, о чем здесь говорится? Что говорится?

– Как изменить эту запись, чтобы она стала предложением?

Запись на доске и в тетрадях. (Варианты предложений могут быть другими.)

Фонарь горит на улице.

– Теперь можно сказать, о чем говорится в предложении?

– Подчеркните это слово одной чертой. (Фонарь.) На какой вопрос оно отвечает и какой частью речи является?

– Что говорится о фонаре? III. О роли речи в жизни человека. - student2.ru Подчеркните это слово двумя чертами. На какой вопрос оно отвечает? Какой частью речи является?

– Как называются слова в русском языке, которые вы подчеркнули? (Подлежащее и сказуемое, или главные члены предложения.)

– Как крепится фонарь на улице? (Ему нужна опора.)

– Такая же опора есть и у предложения. Как вы думаете, что это? (Подлежащее и сказуемое.) Они-то и составляют основу всех предложений.

– Что же такое основа предложения?

– Сделайте вывод.

В ы в о д. Слова, которые указывают на то, о ком или о чем говорится в предложении и что говорится, называются главными членами предложения. Они составляют основу предложения.

– Сравните свой вывод с правилом в учебнике (с. 6).

Наши рекомендации