Детерминанты интенсивности: число возможностей

Степень RD есть функция расхождения между ценностными экспекта­циями и возможностями; отчетливость — это характеристика ценност­ных экспектаций как таковых. Третья детерминанта интенсивности — это характеристика ценностных возможностей: число и диапазон аль­тернативных направлений действий, которыми располагают люди для достижения того, что они понимают под хорошей жизнью.

Гипотеза ID.4. Интенсивность относительной депривации сильно изменяется с удельным весом ценностных возможностей, в отношении достижения которых испытывается или пред­восхищается препятствие.

Существует большое число доказательств и наблюдений в поддерж­ку общего представления, более точно формулируемого гипотезой ID.4, относительно того, что увеличение числа возможностей, имеющих­ся у людей, снижает потенциал гражданских беспорядков. Релевант­ное предположение в модели фрустрации-агрессии состоит в том, что чем больше число фрустраций, тем сильнее побуждение к агрессии. Берковиц обнаружил, что субъекты, получавшие два следовавших один за другим враждебных замечания, были более агрессивны по отно­шению к своим партнерам, нежели те субъекты, которые имели одну недружественную коммуникацию или не имевшие ни одной39. Палмер отмечал, что осужденные убийцы в детстве были подвержены значи­тельно большим физиологическим и психологическим фрустрациям, нежели сравниваемая группа неубийц, а кроме того, прошли обуче­ние меньшему числу социально приемлемых форм освобождения от аг­рессии40. Миллер предлагал более общую интерпретацию гипотезы о «числе фрустраций». Он утверждал, что, хотя гнев может быть вызван любой фрустрацией, доминантными могут оказаться (как, вероятно, и должно быть у любого хорошо социализированного взрослого че­ловека) и другие, неагрессивные, ответы. Если эти неагрессивные от­веты снимают фрустрацию, недружелюбного поведения, вероятно, не возникнет. Но, если доступные индивиду альтернативные ответы не уменьшат фрустрации, от них, вероятно, откажутся, и с возрастающей степенью вероятности возникает агрессия41. Когда в эксперименталь­ной ситуации, сконструированной Марквартом, взрослые люди под­вергались фрустрациям, они постепенно обучались новым ответам. Перед ними ставили заведомо неразрешимые проблемы и подвергали различным степеням наказания за неудачи; затем руководителей заме­няли на новых, неизвестных им, так что последующие ответы делали возможным разрешение проблемы. Члены группы, подвергавшейся наиболее суровому наказанию, затрачивали примерно вдвое больше времени на обучение правильному решению; Майер интерпретирует это как доказательство наличия порога фрустрации42. Члены группы, предположительно перешагнувшие порог, фиксируются на своей по­следней неагрессивной альтернативе ответа и, вероятно, уже не стано­вятся агрессивными вследствие отсутствия доступных мишеней для проявления агрессии.

Имеются важные основания для предположения, что узкие диапазо­ны возможностей усиливают побуждения к коллективному насилию. Ольсон атрибутирует политическую нестабильность модернизиру­ющихся обществ относительному дефициту социетальных ценностных возможностей: «...на ранних стадиях индустриализации в обществах еще редко имеются необходимые институты для смягчения бедствий людей, терпящих лишения. В то время как традиционные социаль­ные институты... часто обладают своими способами оказания помощи тем, кто испытывает бедствия, а зрелые индустриальные общества раз­вили институты вэлферов, общества, находящиеся на ранних стадиях индустриализации, вероятно, не располагают адекватными института­ми для заботы о тех, кто страдает от последствий экономического про­гресса»43.

Ридкер производит сравнение с более общих позиций. «Человек, ко­торый не видит возможностей удовлетворения своих стремлений про­дуктивным способом, с большей степенью вероятности будет выражать свою неудовлетворенность деструктивными способами, нежели тот че­ловек, который убежден, что в его настоящем положении имеются со­циально приемлемые альтернативы». Он идентифицирует три ценност­ные альтернативы:

1) число приемлемых рабочих мест, открытых для индивида (социе- тальные ценностные возможности);

2) восприятие индивидом возможностей создания приемлемых для него рабочих мест (индивидуальные ценностные возможности);

3) возможности миграции в те места, где имеются доступные ценност­ные возможности44.

Теоретические по поводу повышающих уровень стабильности влия­ниях плюрализма предполагают действенность множественных поли­тических ценностных возможностей. Танненбаум, например, утвержда­ет, что политическая стабильность и свобода требуют существования множества малых обществ, каждое из которых обладает собственной сферой политического действия45. Существование многих малых поли­тических единиц означает большее число альтернативных структур или структурных позиций для удовлетворения властных ценностных экспек­таций.

Кейз-стади и сравнительные доказательства также подтверждают этот тезис. Броган отмечает, что в середине девятнадцатого столетия английские рабочие избегали революционных методов, что находилось в резком противоречии с линией поведения рабочего класса, и выд­вигает в качестве причин этого то, что английские трудящиеся при­бегали к «самопомощи, самообразованию, организации и внедрению в сложившийся порядок... Создавались новые кооперативы; создавались товарищества взаимопомощи и тред-юнионы...»46. Кинг атрибутирует хронически происходящие в ряде латиноамериканских стран перево­роты недостатку адекватных возможностей для претендентов в эли­ту, обладающих экономическими амбициями. Считается, что поли­тические должности, захватываемые в случае необходимости незакон­но, обеспечивают возможности для удовлетворения таких амбиций47. Ряд авторов указывают на миграцию как альтернативный ответ на воз­никновение неудовлетворенности. Сорокин, приводя данные по Рос­сии, Ирландии и многим другим странам, показывает, что миграция яв­ляется ответом на природные бедствия и войны, равно как и на предре­волюционные ситуации48. Грир показал, что самые беспокойные города и департаменты революционной Франции имели наивысшие показа­тели эмиграции — включая не только те департаменты, которые под­держивали революцию, но равным образом и контрреволюционные области49. Суть состоит в том, что неудовлетворенность и лишения, ко­торые вызвали революцию, и реакция на нее загодя подталкивали не­которых людей к эмиграции. Данные, которые Тилли компилировал по Вандее, аналогичным образом показывают значительные показате­ли эмиграции священников и аристократов из патриотически настро­енных центров на протяжении ряда лет, предшествовавших контррево­люции50.

В предыдущей главе были идентифицированы три типа ценностных возможностей: личностные, социетальные, политические, которые от­носятся соответственно к личностным возможностям (умениям) для достижения ценностей, нормативным средствам приобретения ценно­стей в обществе и способности оказывать влияние на других для обес­печения своего ценностного удовлетворения. Диапазон возможностей каждого типа существенно меняется как от одной страны к другой, так и внутри одной страны. К примеру, неграмотный крестьянин в модер­низирующемся обществе обладает довольно ограниченными средства­ми для приобретения экономических ценностей: он знает, как вырас­тить небольшой урожай в пределах довольно узкого диапазона условий окружающей среды, как построить и содержать фермерское хозяйство, но если его традиционные методы не будут иметь успеха или если он стремится к извлечению денежного дохода, то положиться он может лишь на свои сельскохозяйственные умения да на рабочую силу, кото­рую он может предложить на рынке труда. Экономические ценностные возможности в его непосредственном окружении, вероятно, также огра­ничены: деревня может иметь запасы продовольствия, накопленного на случай возможного голода, а сельскохозяйственные ссуды и расшире­ние услуг вряд ли доступны, а возможности получения оплаты за труд весьма низки, если он и не мигрирует в город. Еще сильнее ограничены его политические возможности. Если у него есть наемные работники или арендаторы, или если он обладает определенным влиянием в по­литической иерархии, он имеет возможность потребовать увеличения своей доли сверх обычного размера. Региональная или национальная политическая организация может повлиять на обеспечение определен­ного уровня потребления продукции местного производства, но мнение или избирательный голос одного человека вряд ли обладают при этом значительным эффектом.

Грамотный клерк в том же самом обществе имеет гораздо большие экономические возможности. Лично он имеет приобретенные умения, менее разнообразные, нежели у фермера, однако раскрывающие перед ним более широкий спектр возможностей для занятости. Ограничения в сфере занятости детерминируются отчасти экономической диверси­фикацией, спросом на определенные умения и дискриминационными барьерами на занятие определенных позиций или продвижение. Если он не видит шансов для удовлетворения своих ценностных экспекта­ций, он может прибегнуть к помощи сильнодействующих политических средств, включая свое членство в тред-юнионе, для того, чтобы прину­дить работодателей повысить зарплату, и участие в политических дви­жениях, ставящих своей целью взломать традиционные барьеры на пути экономического роста и мобильности.

Тот факт, что клерк имеет более разнообразные ценностные воз­можности, не обязательно должен означать, что его способности к их достижению больше, чем у крестьянина. Почти несомненно, что цен­ностные экспектации клерка выше, чем у крестьянина, а его ценност­ные возможности при всем их разнообразии могут оказаться менее эффективными для удовлетворения экспектаций, нежели умение кре­стьянина добывать средства к жизни с помощью сельского хозяйства — для удовлетворения своих материальных потребностей. Гипотеза ID.4 выдвигает условие, что в тех случаях, когда крестьянин и клерк ис­пытывают RD, их гнев будет возрастать пропорционально числу воз­можностей, остающихся закрытыми для них; гнев крестьянина будет, вероятно, возрастать быстрее, поскольку возможности его, будучи меньше по объему, исчерпаются раньше. Следствие ID.2.2 предпола­гает важную характеристику этого процесса: клерк, затрачивая большую энергию на поиски и выявление своих возможностей, становится во все возрастающей степени приверженным той ценности, которую он преследует, так что, если (и кргда) он исчерпает все возможности, интен­сивность его гнева будет, вероятно, больше, и соответственно большей окажется и величина насильственного ответа. Графически эта связь и ее смысл для интенсивности RD, установленный в следствии ID.4.1, изображены на рис. 4. Кривая А на этом графике изображает возрас­тание интенсивности RD (гнева) для личности или группы, когда они исчерпают ограниченный ряд ценностных возможностей, кри­вая В — это возрастание RD для личности или группы, имеющих боль­шее число возможностей. Вспышка насилия на Л в точке X возникает,

а '

вероятно, более быстро, но с меньшей величиной, нежели вспышка на В в точке Хь.

к Высокая          
Интенсивность RD   j*a /1 /' у/ в/    
Низкая А / / 1 1      

Наши рекомендации