Рыночной стоимости нематериальных активов

В процессе оценки рыночной стоимости нематериальных активов могут использоваться три подхода: доходный, рыночный и затратный и их разновидности.

Доходный подход предполагает использование следующих методов:

· избыточных прибылей;

· дисконтирования денежных потоков;

· освобождения от роялти;

· преимущества в прибылях.

Указанные методы достаточно подробно рассмотрены в предыдущих лекциях по оценке предприятия. Раскроем только метод освобождения от роялти.

Данный метод используют при оценке патентов и лицензий. Владелец патента представляет другому лицу право на использование объекта интеллектуальной собственности за определенное вознаграждение (роялти). Роялти выражают в процентах от общей выручки от продажи товаров, произведенных с применением патентованного средства. Исходя из данного метода, стоимость интеллектуальной собственности представляет собой величину будущих платежей по роялти в течение экономического срока службы патента или лицензии. Размер роялти устанавливают на основании анализа рынка. Данный метод имеет признаки как доходного, так и рыночного подходов.

Рыночный подход основан на принципе эффективности функционирующего рынка, на котором инвесторы приобретают и продают активы аналогичного типа. Данные по идентичным сделкам сравнивают с оцениваемыми.

Преимущества и недостатки оцениваемых активов по сравнению с выбранными аналогами учитывают путем применения соответствующих поправок.

Затратный подход базируется на применении следующих методов:

· стоимости создания;

· выигрыша в себестоимости.

При оценке стоимости нематериальных активов иногда применяют метод выигрыша в себестоимости. Стоимость нематериального актива измеряют через определение экономии на расходах в результате применения ноу-хау.

Так же есть особенности оценки нематериальных активов с использованием имущественного подхода. Это связано с тем, что оценка стоимости этой части активов предприятия (бизнеса) не может быть произведена непосредственно и предполагает, в свою очередь, использование специфических методов. Большая часть компонентов интеллектуального капитала не имеет самостоятельной (обособленной) стоимости (как, например, здание или автомобиль). У них есть только ценность в рамках определенного предприятия, которая заключается в способности наращивать его стоимость, т. е. стоимость бизнеса.

При нулевой величине результата оценки одной из составляющих частей интеллектуального капитала обнуляется стоимость всего интеллектуального капитала предприятия (бизнеса). Например, без клиентуры и соответствующей организационной структуры бизнеса знания специалиста ничего не стоят; в то же время при подписании специалистом трудового контракта с фирмой эти знания обретают цену. Причем эта цена будет разной в условиях разных предприятий.

Оценка стоимости нематериальных компонентов предприятия (интеллектуального капитала бизнеса) строится на том предположении, что в интересах оценки достаточно определить рыночную стоимость всей совокупности неидентифицируемых нематериальных активов предприятия, которая в терминологии называется «гудвиллом».

В оценочной практике считается, что гудвилл присутствует только при наличии избыточной прибыли и не может быть отделен от действующего предприятия (т. е. не может быть продан отдельно от него). Гудвилл возникает, когда компания получает стабильные, высокие прибыли, ее доходы на активы (или на собственный капитал) выше среднего, в результате чего стоимость бизнеса превосходит стоимость его чистых активов.

Имущественный подход в его чистом виде не позволяет учитывать стоимость репутации фирмы (гудвилла). Для этого используется комбинация традиционных методов затратного и доходного подходов, выражающаяся, в частности, в специаль­ном методе избыточных прибылей.

Оценка рыночной стоимости совокупности нематериальных активов предприятия (гудвилла) состоит в том, чтобы выявить ту часть регулярно получаемых организацией прибылей («избыточные прибыли»), которая не может быть объяснена наличием у нее оцененных по их рыночной стоимости материальных активов. Необходимо капитализировать эти активы, оценить таким образом капитал, воплощенный в нематериальных активах, и поток доходов от нематериальных активов в виде части прибыли предприятия.

Метод избыточных прибылей основан на том, что избыточную прибыль приносят не отраженные в балансе нематериальные компоненты бизнеса, обеспечивающие доходность на активы и на собственный капитал выше среднеотраслевого уровня.

При оценке гудвилла потенциальные инвесторы рассчитывают ожидаемую будущую прибыль в течение срока, как правило, не превышающего 5 лет. При таких условиях ставка капитализации определяется как величина, обратная количеству лет, приносящих избыточную прибыль (5 лет).

Метод избыточных прибылей имеет следующие недостатки, ограничивающие его практическое применение:

· игнорируются структура и качество элементов интеллектуального капитала, являющихся факторами создания стоимости бизнеса,
т. е. предполагается, что все предприятия обладают интеллектуальным капиталом одинакового (среднего) качества;

· не учитываются перспективы изменения структуры интеллектуального капитала бизнеса (предполагается, что интеллектуальный капитал статичен);

· метод практически не работает для отраслей, где прибыль основана на интеллектуальном капитале (например, аудит, разработка программного обеспечения), т. е. в том случае, когда доля материальных активов мала.

Наши рекомендации