В деятельности предпринимателя
и восприятие
Ошушение— простейший психический в от ражении отдельных свойств предметов и явлений при их непосред ственном воздействии на
Рецепторы — чувствительные нервные образования, воспринима ющие раздражения, поступающие из внешней или внутренней среды, и генерирующие в ответ электрические сигналы.
Часть рецепторов человека объединена в более сложные образо вания — органы чувств. У человека есть орган зрения глаз, орган слуха ухо, орган равновесия — вестибулярный аппарат, орган обо няния — нос, орган вкуса — язык. В то же время некоторые рецепто ры не объединяются в один орган, а разбросаны по поверхности всего тела. Это рецепторы температурной, болевой и тактильной чувстви
Большое количество рецепторов находятся внутри ры давления, химического чувства и т. д. Например, рецепторы, ствительные к содержанию глюкозы в крови, обеспечивают возник новение чувства голода. Рецепторы и органы чувств — это единствен ные каналы, через которые мозг может получать информацию для последующей переработки.
Все можно разделить на дистантные, которые могут воспринимать раздражение на расстоянии (зрительные, слуховые, обонятельные) и контактные (вкусовые, тактильные, болевые).
В процессе купли-продажи некоторых товаров требуется исполь зование не только дистантных, но и контактных рецепторов. Напри мер, когда покупатель хочет приобрести он смот рит на нее, но и пробует ее на Продавая изделия из стекла и хрусталя, продавец слегка постукивает по ним, подключая слуховые рецепторы покупателя таким образом, он демонстрирует целост ность изделия и отсутствие скрытых дефектов. При продаже мягкой мебели (диванов, кресел) опытные продавцы предлагают потенци альному покупателю сесть на них, чтобы подключить к восприятию контактные рецепторы прикосновения и дать возможность ощутить мягкость и комфорт.
Тактильную чувствительность обеспечивают рецепторы и
3. Психологические явления вдеятельности предпринимателя
П лотност ь потока информации, через рецепторы, имеет свои оптимальные границы. Приусилении этого потока
кает перегрузка(авиадиспетчеры,биржевыеброкеры, директора крупных предприятий) , а при его снижении —
ная изоляция (у подводников и космонавтов) .
Ощущения являются продуктом деятельности анализаторов че ловека. Анализатором называют взаимосвязанный комплекс нервных образований, который осуществляет прием (Сигналов, их трансфор мацию, настройку рецепторного аппарата, передачу информации к нервным центрам, ее обработку и расшифровку (рис.3.6).
3.6. Схема строения анализатора
Е сл и в качестве примера взять зрительный анализатор человека, через который поступает большая часть информации, то эти четыре основных блока будут представлены конкретными нервными цент рами (табл. 3.3) .
Таблица 3.3
Компоненты зрительного анализатора человека
Название бло ка | Соответствующий отдел зрительного анализатора | Функция |
Палочки и колбочки чатки | Восприятие изображения и превращение его в систему нервных импульсов | |
Блок настройки | Верхние бугры четверо холмия среднего мозга | Настройка резкости и опти мальной освещенности изо бражения на глаза |
Блок фильтра ции | Латеральные коленчатые тела таламуса | Отсеивание повторяющейся или неизменной информа ции |
Блок анализа информации | Затылочная область коры больших полушарий моз га (зрительная кора) | Анализ изображения, фор мирование зрительных ощу щений |
3.2.Познавательные в леятельности
палочками и колбочками — альными клетками, способными вырабатывать электрические циалы в ответ на воздействие света на глаз
Блок настройки отвечает за формирование четкого изображения на сетчатке глаза. Четкость обеспечивается, во-первых, созданием оптимального уровня освещенности, а во-вторых, точной фокуси ровкой изображения на сетчатке. Первая задача осуществляется пу тем автоматического изменения диаметра зрачкового а вто рая путем изменения кривизны хрусталика.
Анатомическое устройство глаза таково, что человек не может новременно хорошо видеть и сильно, и слабо освещенные предметы, а также одновременно близко расположенные и далекие предметы. Эти факторы следует учитывать при создании рекламных текстов. Кроме того, нужно иметь в виду, что угол преломления света зависит от длины его волны, а значит — от цвета. Поэтому глаз не может чет ко видеть расположенные рядом на одной плоскости красные и си ние буквы, соответственно красные буквы на синем фоне или синие буквы — на красном будут восприниматься нечетко и вызывать на пряжение глаз.
В психологии существует понятие абсолютного порога чувстви тельности. Он бывает двух видов: нижний абсолютный порог чувст
верхний абсолютный порог чувствительности.
1. Нижний абсолютный порог определяют как наименьшую силу раздражителя, которая может вызывать ощуще- ние.
Рецепторы человека отличаются очень высокой чувствительно стью к адекватному раздражителю. Так, например, нижний зритель ный порог составляет всего 2-4 кванта света, а обонятельный равен бмолекулам пахучего вещества.
Раздражители, имеющие силу менее пороговой, не вызывают ощу щений. Они называются подпороговыми и не осознаются, однако мо гут проникать в подсознание, определяя поведение а также составляя основу его неосознанных влечений. Эти явления были изучены в опытах психолога который показал, что подсознание человека может на очень сла бые или очень короткие раздражители, которые не воспринимаются сознанием.
Однако коммерческое использование данных явлений в бизнесе малоэффективно,хотя применениясвойств раздражителей были неоднократно. Речь идет о так называемом фе номене кадра» (неосознаваемом восприятии информации), вставленном между кадрами фильма. Однако следует
62 Глава 3. Психологические явления в деятельности предпринимателя
отметить, что данный феномер не подтвердился научными ваниями и является мифом.
В 1957 г. маркетолог Джеймс Вайкари заявил об