Основные проблемы ресторанного бизнеса на российском рынке

Особенности характеристик рынка гостеприимства и развлечений (ГиР) в России порождают ряд проблем, с необходимостью решения которых рано или поздно столкнется или уже столкнулся каждый ресторатор.

Для российского бизнеса ГиР характерны следу­ющие проблемы (рис. 1):

               
    Основные проблемы ресторанного бизнеса на российском рынке - student2.ru
 
  Основные проблемы ресторанного бизнеса на российском рынке - student2.ru
 
    Основные проблемы ресторанного бизнеса на российском рынке - student2.ru   Основные проблемы ресторанного бизнеса на российском рынке - student2.ru
 

Основные проблемы ресторанного бизнеса на российском рынке - student2.ru Рисунок 1 – Основные проблемы российского ресторанного бизнеса

Ø Конкуренция.Проблема конкуренции в особых комментариях не нуждается, в каждой отрасли существуют свои особенности конкуренции и пути приобретения конкурент­ных преимуществ (разрешения проблемы). Как ни парадоксально звучит, но по сути, ресторатор ресторатору практи­чески не является конкурентом. Аудитория потенциальных гостей велика, разнообразие вкусов и потребностей огромно, неудовлетворенный спрос велик. Иначе говоря, каждый может найти свою целевую аудиторию и ра­ботать на нее.

Ø Наличие и сильное влияние неуправляемых факторов.Под этой формулировкой сосредоточено все, что касается взаимодействия предприятия с внешней средой.

Ø Широкий ассортимент товаров, блюд, услуг.Широкий ассортимент по­рождает сложность эффективного управления. Крупным машино­строительным предприятием с несоизмеримо большим оборотом управлять проще. На таких предприятиях номенклатуры всех эле­ментов производства, логистики, производимой продукции и т. д. остаются стабильными в течение многих лет. На предприятии гос­теприимства и развлечений все это меняется во много раз быстрее и требует постоянного пристального внимания, поскольку конку­ренты и недобросовестный персонал не дремлют. В итоге порож­дается несоизмеримо большая информационная насыщенность и динамичность процесса управления. Положительной стороной широкого и относительно легко и быстро меняющегося ассорти­мента является возможность для предприятий ГиР легче и быстрее приобрести конкурентные преимущества.

Ø Высокая скорость оборота капитала.На первый взгляд это скорее положительная характеристика бизнеса, чем проблема. Однако она порождает целое множество вопросов, необходимость решения которых существенно осложняет управляемость предприятия. Это и повышение информационной насыщенности управленческого процесса, и высокая привлекатель­ность бизнеса для инвесторов, что усиливает конкуренцию, и пристальное внимание властных и контролирующих структур, по­скольку бизнес-процессы напрямую связаны со здоровьем людей.

Ø Множество проблемных вопросов, связанных с персоналом.Это острейшая проблема бизнеса ГиР в современных российских ус­ловиях и, как уже отмечалось выше, в ближайшем будущем пол­ностью и корректно разрешить ее вряд ли удастся. Существует острый дефицит квалифицированных кадров по всем позициям, от контактного персонала до топ-менеджеров, т. е. проблема обу­чения. Существуют проблемы эффективной мотивации, проблемы злоупотреблений. Злоупотребления - одна из серьезнейших проблем бизнеса. Она порож­дается рядом факторов: неизбежность слабо контролируемого участия персонала в обращении с потоками наличных денег, возможность достаточно просто организовать продажу «своего» в ущерб доходности предприятия, возможность проводить различного рода махинации с закупочными ценами на продукты для приготовления блюд и многое другое.

Ø Многопрофильность операционной деятельности предприятия.Порождается необходимостью приобретения конкурентных пре­имуществ в условиях острой конкуренции. Это повышает информа­ционную насыщенность управления предприятием, снижает конт­ролируемость бизнес-процессов, что расширяет возможности для злоупотреблений недобросовестного персонала.

Ø Сложная структура затрат, большая доля постоянных затрат.Специфика бизнеса обуславливает сезонную зависимость его до­ходности, зависимость наполняемости предприятия гостями от дня недели, времени суток и т. п. При этом заработная плата персоналу, аренд­ная плата, коммунальные услуги и т. д. – издержки постоянные. Кроме этого, возникают сложности с калькуляцией себестои­мости продаваемых товаров, блюд, услуг.

Ø Проблемы эффективного управления.Касаются всех предприятий, но особо остро стоят в сетевых и крупных комплексных объедине­ниях.

Наши рекомендации