Соглашение между великобританией, францией и италией о сферах влияния в анатолии, заключенное в севре. 10 августа 1920 года

ТУРЦИЯ

ЗАКОН ОБ ОТМЕНЕ АШАРА И ВВЕДЕНИИ ВЗАМЕН ЕГО НОВОГО ПОЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА. 17 февраля 1925 года

Закон об отмене ашара имел большое значение для дальнейшего развития сельского хозяйства Турции. Ашар - натуральный налог с продукции сельского хозяйства - был серьезным препятствием на пути развития производительных сил, содействовал консервации натурального хозяйства. Замена натурального налога денежным способствовала усилению товарно-денежных отношений, так как крестьянин, чтобы уплатить налоги, должен был продать свою продукцию; кроме того, отмена ашара привела к усилению зависимости крестьян от ростовщиков. В результате ускорился процесс расслоения крестьянства и развития капиталистических отношений в деревне. Закон был заменен в 1931 г. новым законом о поземельном налоге.

Статья 1. Система ашара отменяется. Начиная с бюджетного 1341 (1925) года сами земли или продукты земледелия облагаются налогом на основании настоящего закона.

Статья 2. Продукты земледелия, а также мука, кырма и булгур, подлежавшие до сих пор налогу ашар, подлежат оплате налогом в размере 10-процентной стоимости этих продуктов в порту или на станции, куда они доставлены для отправки в другое место. Продукты, прибывающие в порты или на станции, находящиеся на расстоянии свыше 60 км от места отправки, подлежат оплате налогом в месте своего происхождения. Налог со свежих овощей и плодов вычисляется по цене этих продуктов на месте их происхождения, каково бы ни было расстояние этого места от порта или станции их будущего назначения. Не подлежат оплате этим налогом свежие овощи и плоды, доставленные каким бы то ни было способом в вилайеты Стамбула, Перы и Скутари из каза, нахие и деревень этих вилайетов.

Статья 3. Нижепоименованные продукты земледелия подлежат оплате налогом в размере 8-процентной их стоимости: изюм, инжир, орехи, опиум, шелк, табак, хлопок, валонея, оливковое масло, рис, сорго, кунжут.

А. Д. Новичев, Аграрное законодательство Турции, Тбилиси, 1942, стр. 11.

ЗАКОН ОБ ОХРАНЕ ПОРЯДКА. 4 марта 1925 года

Закон об охране порядка официально был введен для подавления деятельности реакционных организаций, выступавших против реформ республиканского правительства. Однако турецкие правящие круги использовали этот закон и для проведения репрессий в отношении прогрессивных элементов и обществ, в том числе Коммунистической партии Турции. Немедленно после принятия закона были закрыты наряду с реакционно-клерикальными изданиями коммунистические газеты. Закон был продлен в 1927 г. и сохранял силу до 4 марта 1929 г.

Статья 1. Правительство по собственному побуждению уполномочено по получении санкции президента республики бороться с любыми организациями, выступлениями, мероприятиями и печатными произведениями, носящими реакционный характер или побуждающими к мятежу, или наносящими ущерб общественному порядку, публичному спокойствию и безопасности страны.

Правительство вправе предавать суду независимость лиц, производящих указанные деяния.

Статья 2. Данный закон вступает и остается в силе в течение двух лет с момента его опубликования.

Статья 3. Совет министров уполномочен на проведение в жизнь указанного закона.

Мустафа Кемаль (Кемаль Ататюрк). Путь новой Турции. 1919 - 1927, т. IV, М., 1934, стр. 370.

ТУРЦИЯ

СОГЛАШЕНИЕ МЕЖДУ ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ, ФРАНЦИЕЙ И ИТАЛИЕЙ О СФЕРАХ ВЛИЯНИЯ В АНАТОЛИИ, ЗАКЛЮЧЕННОЕ В СЕВРЕ. 10 августа 1920 года

(извлечение)

Соглашение было заключено одновременно с подписанием Севрского мирного договора между Турцией, с одной стороны, и державами Антанты - с другой. Оно является конкретным оформлением тех положений Севрского договора, которые предусматривали политическое расчленение Турции.

Статья 1. Между Договаривающимися Державами будет существовать в Турции полное равенство во всем, что касается состава всех международных комиссий, уже образованных или имеющих быть образованными, включая различные управления, зависящие от них и имеющие поручения реорганизовывать и контролировать в мере, совместимой с независимостью страны, различные публичные управления (судебная и финансовая администрация, жандармерия и полиция) и обеспечивать защиту меньшинств по расе, по религии или по языку.

Однако если Оттоманское правительство или правительство Курдистана обнаружили бы желание обеспечить себе внешнее содействие для управления и для заведования местными полицейскими делами в зонах, в которых особые интересы Франции и Италии взаимно признаются, то Договаривающиеся Державы обязуются не оспаривать преимущественное право державы, особые интересы которой в этих зонах признаны, на оказание этого содействия. Это содействие должно будет особо распространяться на лучшее обеспечение защиты, оказываемой меньшинствам по расе, по религии или по языку в названных зонах.

Статья 2. Обеспечение судам, воздушным судам, произведениям почвы и промышленности каждой из держав в зонах каждой из сторон полного равенства. Стороны, однако, обязуются не требовать получения концессий в зоне каждой другой из держав, разве что последняя оказалась бы в невозможности или отказалась бы извлекать выгоды из своего особого положения.

Статья 3. Обязательство сторон взаимно оказывать дипломатическую поддержку для поддержания своего положения в признанной за каждой из них зоне.

Статья 4. Анатолийская железная дорога, железная дорога Мерсина - Тавр - Адана и часть Багдадской железной дороги, пролегающей через оттоманскую территорию... будут эксплуатироваться компанией, капитал которой будет подписан британскими, французскими и итальянскими финансовыми группами, представляющими интересы, которые эти группы могли бы иметь, каждая к 1 августа 1914 года на всю багдадскую линию; излишек капитала будет разделен равными частями между британской, французской и итальянской группой.

Однако в обмен на все интересы или часть их, которыми французские уроженцы владели к 1 августа 1914 г. на линии Багдадской железной дороги, французское правительство сохраняет за собой право получить и эксплуатировать всю железнодорожную линию (включая линию Мерсина - Тавр - Адана), находящуюся в зоне, где признаны его особые интересы, или часть этой линии. В этом случае участие французских граждан в компании, указанной в предыдущем разделе, будет уменьшено на часть, соответствующую стоимости линии, таким образом, признанных за французским правительством...

При образовании компании, предусмотренной в разделе первом настоящей статьи, будут учтены особые права и интересы, признанные за надлежащими правительствами в зонах, определенных настоящим соглашением, таким, однако, образом, чтобы не повредить надлежащей эксплуатации железных дорог.

Договаривающиеся Державы соглашаются содействовать в близком будущем объединению совокупности сетей железных дорог, расположенных на территории, оставшейся оттоманской, путем создания обществ и компаний для эксплуатации этих сетей.

Статья 5. Определение границ французской и итальянской зоны. Французская зона: на юге от устья реки Лама-су в Александреттском заливе до места, где северная граница Сирии встречается с морем - Средиземное море, оттуда до поворота Тигра в шести километрах к северу от Азек - северная граница Сирии; па востоке до слияния Хасо-су с Тигром, течение Тигра и до точки на Хасо-су к югу от Мелето-даг - течение Хасо-су; на севере - линия вершин Мелето-даг, Ан-тог-даг, Шевтела-даг, Мурад-су, Евфрат и линия вершин Ха-баш-даг, Тер-Феллу-даг и Доманл-даг; на западе - границы вилайетов Сивас и Ангора, цепь Ак-даг, граница тех же вилайетов, линия вершин Девели-даг и Ала-даг, цепи Булгар-даг и течение Лама-су до впадения в Александреттский залив. Итальянская зона: на востоке - западная граница французской зоны; на севере - железная дорога Акшар-Кония, которая остается в итальянской зоне, железная дорога Акшар-Кютахья, которая остается вне итальянской зоны, Кешиг-даг и прямая линия до точки, в так называемой зоне проливов, где он встречается в Абуллионт-Геул; на западе - южная граница зоны проливов и северная, восточная и южная границы Смирнской территории: на юге - Эгейское море и Средиземное море до впадения Ламу-су в Александреттский залив.

Статья 6. Что касается территорий, отделенных от бывшей Оттоманской империи и являющихся объектом мандатов... то мандатная держава будет пользоваться в отношении других Договаривающихся Держав правами и преимуществами, которыми пользуются, поскольку это касается зон, описанных в статье 5, державы, за которыми признаны особые интересы в названных зонах.

Статья 7. Все концессии на эксплуатацию угольного бассейна Гераклеи... сохраняются за Итальянским правительством, без нарушения прав... приобретенных к 30 октября 1918 года союзными или нейтральными гражданами. Что касается нрав.., принадлежащих оттоманским уроженцам, то их возмещение будет иметь место по соглашению с Оттоманским правительством, но ляжет на Итальянское правительство. Однако в тот день, когда Итальянское правительство или итальянские компании получат ежегодную добычу угля, равную той, которую получат к 1 января 1930 года компании, принадлежавшие на 30 октября 1918 года союзным или нейтральным гражданам, Итальянское правительство обязуется, исходя из духа справедливости, обеспечить имеющей французские капиталы Оттоманской Гераклийской компании... участие в одной четверти интересов, которые создадутся после того, как Итальянским правительством или итальянскими обществами будет достигнута добыча, равная добыче указанных союзных и нейтральных граждан к 1 января 1930 года...

Статья 8. Французское и Итальянское правительства выведут свои войска из надлежащих зон, где признаны их особые интересы после того, как Договаривающиеся Державы согласятся о том, что (Севрский)... мирный договор выполнен и что меры, на которые согласилась Турция для защиты христианских меньшинств, приняты...

Статья 9. Каждая из Договаривающихся Держав, особые интересы которой признаны в зоне оттоманской территории, тем самым примет на себя ответственность за наблюдением выполнения мирного договора с Турцией в отношении положений, которые ограждают в указанной зоне меньшинства.

Статья 10. Ничто в настоящем соглашении не нанесет ущерба праву уроженцев третьих держав иметь свободный доступ для коммерческих и экономических целей в одну какую-либо из зон, описанных в статье 5...

Статья 11. Настоящее соглашение... вступит в силу одновременно с тем, когда вступит в силу для трех Договаривающихся Держав мирный договор с Турцией.

Ю. В. Ключников и А. П. Сабанин, Международная политика новейшего времени в договорах, нотах и декларациях, ч. III, M., 1929, стр. 65 - 66.

Наши рекомендации