Основные формы безналичных расчетов

Формы безналичных расчетов определяются расчетными докумен­тами:

- платежное требование;

- платежное поручение;

- аккредитив.

Выбор формы расчетов определяется в договоре между поставщи­ком и покупателем. Ими же рассматриваются и взаимные претензии. Таким образом, банк не вмешивается в определение предприятиями форм расчетов и в возникающие между ними разногласия.

В российской и мировой практике расчеты являются в основном документарными. Это означает, что все расчетные операции произво­дятся на основе следующих документов: платежных (поручения, тре­бования, реестры), финансовых (векселя, чеки), ком­мерческих (счета-фактуры), транспортных (коносаменты, железно­дорожные накладные, документы других видов транспорта и связи), страховых на страхование перевозимых грузов и других (сертифика­ты качества, таможенные и другие).

Расчетные документы, сдаваемые в банк, должны иметь две подпи­си и оттиск печати. Право первой подписи предоставлено руководите­лю предприятия, его заместителю, начальнику финансового отдела и его заместителю, право второй подписи — главному бухгалтеру и его заместителю. Расчетные документы могут быть выписаны на любую сумму.

Платежное требование представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных доку­ментов стоимость поставленной по договору продукции (работ, ус­луг).

Платежное поручение представляет собой поручение предприятия обслуживающему банку о перечислении определенной суммы со сво­его счета.

Аккредитив представляет собой поручение банка покупателя ино­городнему банку поставщика производить оплату товарно-транспорт­ных документов поставщика за отгруженный товар или оказанные услуги на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя.

(Рассказать об организации расчетов платежными требованиями, платежными поручениями и аккредитивной формы расчетов).

Налично-денежные операции

Предприятия, организации и учреждения независимо от организа­ционно-правовых форм и сферы деятельности обязаны хранить сво­бодные денежные средства в учреждениях банков и большую часть расчетов по своим обязательствам осуществлять в безналичном по­рядке.

Однако существуют такие виды расчетов, которые требуют исполь­зования наличных денег, например выдача заработной платы рабо­чим и служащим, выдача денег на командировочные расходы, закуп­ку сырья у физических лиц и т.д. Таким образом, каждое предпри­ятие должно иметь кассу, через которую и осуществляются расчеты наличными деньгами.

Движение наличных денег через кассу предприятия оформляется в виде кассового плана.

(Рассмотреть структуру и порядок составления кассового плана).

Наличные деньги в банке выдаются предприятиям и организациям по денежным чекам. Чековая книжка для получения наличности в банке покупа­ется в обслуживающем банке по заявлению предприятия с указанием количества листов. Книжка выдается распорядителю счетов или глав­ному бухгалтеру. На обложке чековой книжки указываются номер счета, номера чеков, порядок заполнения и пользования чеками.

Чек является бланком строгой отчетности с указанием номера; из­готавливается предприятиями Госзнака. На лицевой стороне корешка чека заполняется сумма цифрами, дата оформления, подписи руково­дителя предприятия и главного бухгалтера, фамилия лица, которому выдан чек, и подпись этого лица.

На лицевой стороне чека указывается полное название предпри­ятия, номер счета, сумма цифрами и прописью, место и дата выдачи чека, подписи руководителя предприятия и главного бухгалтера, ста­вится печать. На оборотной стороне чека указывается сумма налич­ных денег цифрами и цель, на которую направляются деньги, подпи­си руководителя предприятия, главного бухгалтера и лица, которо­му выдан чек, а также его паспортные данные.

На оборотном стороне корешка чека делается отметка об оприходо­вании полученной в банке суммы наличных денег по кассе предпри­ятия с указанием номера приходного ордера, даты и подписи главно­го бухгалтера.

Прием наличных денег кассами предприятий производится по при­ходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом, на это уполномоченным письменным распоряжением руково­дителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приход­ному ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного, и кассира, заверенная печатью (штампом) касси­ра или оттиском кассового аппарата.

Наличные деньги выдаются из касс предприятий по расходным ордерам или другим надлежащим образом оформленным документам (платеж­ным (расчетно-платежным) ведомостям, заявлениям на выдачу де­нег, счетам и др.) с наложением на этих документах штампа с рекви­зитами расходного кассового ордера. Документы на выдачу денег до­лжны быть подписаны руководителем, главным бухгалтером или ли­цами, на это уполномоченными. В тех случаях, когда на прилагае­мых к расходным кассовым ордерам документах, заявлениях, счетах и др. имеется разрешительная надпись руководителя предприятия, подпись его на расходных кассовых ордерах не обязательна.

Приходные и расходные кассовые ордера или заменяющие их до­кументы до передачи в кассу регистрируются бухгалтерией в журна­ле регистрации приходных и расходных кассовых документов.

Все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитыва­ют в кассовой книге. Каждое предприятие ведет только одну кассо­вую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана сургучной или мастичной печатью. Количество листов в кассовой книге заверяется подписями руководителя и главного бух­галтера предприятия.

Лекция 25

Тема 9. «Банковское кредитование организаций»

Наши рекомендации