Закят со взятой в аренду земли.
Абу Ханифа сказал: “Закят следует взимать с владельца земли, поскольку земля используется для получения дохода с помощью её обработки так же как и с помощью сдачи её в аренду. Получение платы за неё является такой же целью, как и получение урожая, и прибыль получает владелец земли, а это значит, что его и следует обязать выплачивать закят.
Абу Йусуф и Мухаммад считают, что если человек берёт землю в аренду и обрабатывает её, то он и должен выплачивать закят, а владелец земли к этому отношения не имеет, так как десятина связана с урожаем, что имеет отношение к арендатору.
С Домашних животных.
Закят с овец и коз: от 40 до 120 голов - одну овцу или козу, от 121 до 200 - две овцы или козы, от 201 до 399 - три овцы или козы, с 400 голов - четыре овцы или козы.
Со стада свыше 400 голов с каждой сотни голов берётся по одной овце или козе, т.е. с 500 - 5, с 600 - 6 и т.д.
Закят с коров, быков:Начинается отдача закята с 30 голов.
30-39 голов – одного, годовалого телёнка, 40-59 голов – одного, двухлетнего телёнка, 60-69 голов – двух, годовалых телят, 70-79 голов – одного, годовалого и одного, двухлетнего телёнка, 80-89 голов – двух, телят-двухлеток, 90-99 голов – трёх, годовалых телят, 100-119 голов – двух, годовалых и одного, двухлетнего телят,
120 голов - четырёх годовалых или трёх двухлетних телят. Со стада, превышающего 120 голов, берётся с каждых последующих 30 голов один годовалый телёнок или с каждых сорока - один двухлетний телёнок.
Закяат с верблюдов:Начало отдачи закята с 5 голов.
5-9 голов - даётся закят в виде одной овцы или козы, 10-14 голов - две овцы или козы, 15-19 голов - три овцы или козы, 20-24 голов - четыре овцы или козы, 25-35 голов - двухлетняя верблюдица, 36-45 голов - трёхлетняя верблюдица, 46-60 голов - четырёхлетняя верблюдица, 61-75 голов - пятилетняя верблюдица, 76-90 голов - две трёхлетние верблюдицы, 91-120 голов - две четырёхлетние верблюдицы, 121-144 голов - две четырёхлетние верблюдицы, а также по одной овце или козе на каждые пять голов,
От 145 до 149 - две четырех летние верблюдицы и одну двухлетнюю верблюдицу. От 150 до 154 – три четырехлетние верблюдицы. От 155 до 159 – три четырех летние верблюдицы и одна овца. От 160 до 164 - три четырех летние верблюдицы и две овцы. От 165 до 169 - три четырех летние верблюдицы и три овцы. От 170 до 174 - три четырех летние верблюдицы и четыре овцы. От 175 до 185 - три четырех летние верблюдицы и одну двухлетнюю верблюдицу. От 186 - три четырех летние верблюдицы и одну трехлетнюю верблюдицу. 196-200 голов - четыре четырёхлетние верблюдицы.
При стаде свыше 200 голов, с каждых 50 - отдаётся одна четырёхлетняя верблюдица.
Закят с кладов и рудников.
Что понимается под кладом. Клад (риказ) есть нечто скрытое, и слово, образованное от этого же корня, использовано в том аяте, где сказано: “…или слышишь (хоть тихий) отзвук от них?” (“Марйам”, 98). Абу Ханифа сказал: “Это слово служит общим названием для того, что укрыл в земле либо Творец, либо сотворённое существо”.
С золотого или серебряного клада обязательно нужно выплатить пятую часть независимо от стоимости без учёта установленного минимума и времени последней выплаты.
Абу Ханифа считал, что обязательно выплачивать закят со всего, что может принимать разные формы и плавится под воздействием огня наподобие золота, серебра, железа и меди, так как в одном из хадисов сказано: “ … а с клада - пятая часть”,под кладом же понимает и клад как таковой, и рудник, и с любого количества того, что там есть, необходимо выплачивать пятую часть и расходовать так, как следует расходовать добычу, достающуюся мусульманам без боя. Что же касается текучих веществ наподобие минеральных смол или твёрдых веществ, которые не плавятся под воздействием огня наподобие рубина, то на это обязанность выплаты закята не распространяется.
Расходовать эти средства следует в строгом соответствии с указаниями Корана относительно использования собранного закята.
Абу Ханифа сказал: “Это принадлежит первому владельцу земли или же его наследникам, если он будет найден, в противном же случае найденное следует сдать в общую казну”.
Абу Йусуф считал, что с жемчуга и амбры закят следует выплачивать в том случае, если стоимость их достигает установленного минимума.
1.4 Закят уль-фитр (обязательная милостыня разговения).
Это поклонение совершается с целью помощи нуждающимся людям. Милостыня Фитр была предписана Посланником Аллаха во второй год хиджры. В сборнике хадисов Ибни Маджа приводится сообщение: "Милостыня Фитр очистит постившегося от греха нежелательных действий и слов (совершенных и сказанных во время поста). И будет также помощью для бедных. Выплативший ее до праздника, выплатит принятый Закят Фитр. Выплативший ее после праздника, - окажется в числе подавших милостыню". Если верующий не успел выплатить ее до праздничной молитвы, то обязательность все равно сохраняется. Очень желательно, чтобы данная обязанность была восполнена в первый же праздничный день. Оставлять это на более позднее время греховно. В случае задержки он становится долгом, выплата которого остаётся обязательной, даже если это будет сделано в конце жизни.
Кто платит закят уль-фитр.
Условия выплаты милостыни "Фитр":
1) Быть мусульманином. Не мусульманин не обязан выплачивать Фитр.
2) Быть свободным. Пленный, раб, или человек, не имеющий возможности выполнять свои обязанности, - не обязан выплачивать Фитр.
3) Иметь определенный Достаток (Нисаб) Минимальное количество имущества, имеющееся у мусульманина сверх того, что необходимо для собственных, семейных нужд. Нисаб достаточно иметь на данное конкретное время (на момент начала времени утренней молитвы первого дня праздника), а не в течение года, как это необходимо при уплате Закята. И подсчет достатка несколько иной, чем при уплате Закята. Здесь в счет идут и те вещи, которые не предназначены для продажи, но существуют в наличии сверх того, что является самым необходимым. Мусульманин, не имеющий Нисаба, не обязан платить Фитр. Так как сказано в хадисе от Абу Хурайры: «Нет милостыни у человека, пока он не богат».
Для выплаты Фитра не обязательно быть совершеннолетним или дееспособным. С имущества малолетних сирот и недееспособных выплачивается Фитр их попечителями. Если же попечители не будут выплачивать милостыню Фитр с их имущества, то окажутся в числе согрешивших. А малолетние, - после достижения совершеннолетия, и недееспособные - после выздоровления, сами должны будут отдать Фитр за все прошедшие годы.
Глава семьи выплачивает эту милостыню (если сам является обладателем Нисаба) за всех членов семьи, находящихся на его попечении, включая детей, родившихся до рассвета первого дня праздника Рамадан. Однако, он не обязан этого делать за совершеннолетнего, дееспособного сына и за свою жену, так как эта обязанность лежит на них самих. В то же время, если он за них выплатит милостыню Фитр, то она будет принята.
В книгах "Дурр-уль-мухтар" и "Рэдд-уль-Мухтар…" говорится: "Если кто-либо выплачивает Фитр из своего имущество за другого человека по его просьбе, то это дозволено. Если такой просьбы не было, то не дозволяется даже и в том случае, когда тот согласится с этим после выплаты Фитра. Но если выплата Фитра была произведена из чьего-либо имущества, а владелец имущества впоследствии согласится с этой выплатой, то это дозволено.
Если кто-либо (к примеру, - жена) поручит другому мусульманину (к примеру, - мужу) выплатить за него Фитр из своего товара, и если тот выполнит просьбу, выплатив Фитр из пшеницы, которую без разрешения поручителя смешает со своей, то окажется, что он выплатил Фитр лишь за себя. Так как по иджтихаду Имама А'зама Абу Ханифа (да будет милостив к нему Аллах), выплата Фитра из общего гурта пшеницы за всех владельцев будет считаться дозволенной тогда, когда смешение пшеницы разных владельцев произошло с предварительного согласия всех владельцев.
Таким образом, если в одной семье несколько человек обязаны по Шариату выплатить милостыню Фитр, то, для соблюдения предосторожности, надо каждому члену семьи выделить Фитр из собственного имущества, и уже потом все это вместе или раздельно распределять между нуждающимися мусульманами.
Мусульманин, ставший обладателем Нисаба, переходит в разряд "богатых" людей. То есть, такой человек становится обязанным выплачивать: Закят; милостыню Фитр; в праздник Курбан – резать жертвенное животное. Два последних предписания для него становятся очень близкими к Обязательному (Ваджиб). Совершение Хаджа для такого мусульманина становится Обязательным (Фард) предписанием.
Обладатель Нисаба не может быть получателем Закята, а напротив, он сам обязан помогать нуждающейся женщине-родственнице (Махрам), и безработному родственнику мужчине.
Если обладатель Нисаба не выполнит указанные выше три предписания сразу, то, в случае потери Нисаба, эти обязанности с него не снимутся, и он останется должен.
Гость (Мусафир), также обязан выплачивать милостыню Фитр.
Милостыню Фитр можно выплатить одному бедному мусульманину, а можно и распределить между несколькими бедняками. Точно также, один бедный мусульманин может получить милостыню Фитр от нескольких человек.