Альтернативные системы оплаты труда

В последнее время получили распространение системы оплаты труда, которые позволяют в определенной мере нивелировать недостатки тарифной системы. Самыми распространенными из них являются:

1. коллективная,

2. рейтинговая,

3. контрактная.

Коллективная форма оплаты труда.В соответствии с этой системой распределение коллективного заработка между членами бригады производится на основании тарифных разрядов и фактически отработанного времени. Такая форма более полно учитывает реальный вклад каждого работника в общие результаты работы. Это осуществляется с помощью применения коэффициента трудового участия (КТУ) распределяющего приработок (надтарифная часть заработной платы) или весь коллективный заработок.

В основе этой системы лежит долевое распределение средств между работниками в зависимости от различных критериев.

1.Квалификационный уровень. Основнымкритерием в этой системе является квалификационный уровень каждого работника (КУ). Он устанавливается для всех членов трудового коллектива в зависимости от знаний работника, навыков в работе и умения воплощать эти навыки в реальные дела.

2. Коэффициент трудового участия (КТУ 0,8-2,0) — это обобщенная количественная оценка личного вклада каждого члена бригады в конечный результат труда, с учетом которой производится распределение коллективного заработки бригады.

3. Фактически отработанное время (ТФ).

Рейтинговая система.В этой системе, разработанной с учетом практики японских предприятий, любой трудовой процесс основывается на умении воплощать в жизнь знание и опыт каждого работника. В этой системе определяются 3 коэффициента:

1. коэффициент образования КО – 0,8-2,0

2. стаж работы КС – 2,0-2,5. Этот коэффициент подбирается экспериментальным путем и устанавливается таким образом, чтобы снизить текучесть кадров, особенно в первые годы работы

3.коэффициент значимости работника для данного предприятия (КЗ) свидетельствует о месте работника в иерархии кадров предприятия.

Кроме этих 2-х систем у нас широко используется контрактная система. В ней решающее значение при оплате труда принадлежит контракту.

Контракт– это письменный договор между наемным работником и нанимателем. В трудовом контракте подробно излагаются права и функциональные обязанности как наемного работника, так и нанимателя. В нем также оговорены форма оплаты труда, условия премирования, обязанности нанимателя и работника.

В контракте обязательно должны быть оговорены условия расторжения контракта, а, следовательно, действия, которые должны быть предприняты при его расторжении как по инициативе работника, так и по инициативе нанимателя. Контракт составляется не менее чем на 1 год, но чаще всего на срок от 3 до 5 лет.

13. Перечислите и охарактеризуйте выплаты стимулирующего и компенсирующего характера.

Заработная плата по тарифным ставкам и расценкам называется основной. Выплаты сверх основной заработ­ной платы называются выплатами стимулирующего ха­рактера.

Выплаты стимулирующего характера -это премии, надбавки и доплаты к тарифным ставкам. Дополнительные выплаты необходимы для стимулирования (побуждения) работников к увеличению производительности труда, повы­шению качества продукции, снижению затрат и увеличе­нию прибыли. На разных предприятиях могут применяться разные виды выплат стимулирующего характера. Назовем наиболее распространенные виды выплат. Как правило, в названии выплат содержится название того результата тру­да, достижение которого стимулирует данная выплата.

Премии:

- за выполнение заданий по выпуску продукции;

- за выпуск продукции установленного качества;

- за экономию материальных ресурсов (энергоресурсов, сырья и т. д.);

за достижение определенной суммы прибыли по предприятию;

- за достижение определенных объемов деятельности.

Надбавки:

- за высокое профессиональное мастерство, сложность и напряженность труда;

- за продолжительность непрерывной работы (вознаграждения за выслугу лет, стаж работы);

- за высокие достижения в труде, выполнение особоважной (срочной) работы;

- за руководство бригадой

Доплаты:

- за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ;

- за выполнение наряду со своей основной работой обязанностей временно отсутствующего работника;

- за работу в неблагоприятных условиях с учетом степени тяжести и вредности труда;

- за работу в ночное время;

- за ненормированный рабочий день.

Конкретные размеры премий, надбавок и доплат уста­навливаются руководством предприятий и закрепляют­ся в коллективном договоре или договорах (контрактах) с работниками. Коллективный договор заключается меж­ду нанимателем (администрацией) предприятия и кол­лективом (в лице профсоюзного комитета).

Компенсационные выплаты - это закрепленные законом возмещения работникам расходов, понесенных ими в связи с выполнением своих трудовых обязанностей. К таким расходам законодательство относит: выплаты при командировках, при переводах, приеме и направлении на работу в другую местность, за использование инструмента, принадлежащего работнику, за спецодежду и спец обувь при приобретении их самим работником и др.

Компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера).

14. Дайте определение понятия качество продукции. Перечислите и охарактеризуйте показатели качества.

Качество продукции - совокупность свойств, отлича­ющих ее от аналогичной по назначению продукции и позволяющих наилучшим образом удовлетворять личные и производственные потребности.

Повышение качества продукции - это работа над улуч­шением ее полезных свойств. Повышение качества явля­ется важнейшей задачей как отдельных предприятий, так и государства в целом. Уровень качества продукции вли­яет на предпочтения потребителей, а значит, на объемы спроса, предъявляемого на нее рынком. Следовательно, чем качественнее продукция, тем лучше ее покупают, тем больший объем выручки и прибыли может получить пред­приятие.

Высокое качество - важнейшее условие обеспе­чения конкурентоспособности товара на внешнем рынке.

Косновным показа­телям качества продукции относятся: безопасность для здоровья человека и окружающей среды, надежность, удобство в эксплуатации (потреблении), эстетический вид, транспортабельность.

Безопасность для здоровья - показатель, характеризу­ющий отсутствие вредных для здоровья свойств и веществ.

Безопасность для окружающей среды - показатель, характеризующий степень негативного воздействия отхо­дов потребления данной продукции на природу. Чем боль­ше используется в продукции материалов, которые раз­лагаются, не нанося вреда окружающей среде, тем более безопасной (экологичной) считается такая продукция.

Надежность - свойство продукции, которое состоит в способности функционировать без поломок. Понятие на­дежности включает долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Удобство в эксплуатации - свойство, позволяющее пользоваться продукцией без причинения неудобств. Этому способствует современная упаковка, конструкция изделий.

Транспортабельность - удобство для перевозки про­дукции. Определяется ее конфигурацией, возможностью удобного размещения в транспортных средствах.

Эстетический вид- привлекательный, красивый вид продукции.

15. Раскройте сущность понятия сертификация.

Наряду с системой стандартизации работает система сертификации продукции.

Сертификация продукции - это проводимая уполно­моченными государством организациями работа, цель которой - установить, соответствует ли произведенная продукция требованиям конкретных стандартов

Успешное прохождение процедуры сертификации под­тверждается документом, который называется сертифи­катом соответствия. Сертификат выдается на опреде­ленную продукцию (работу, услугу), партию товаров. На сам товар наносится маркировка, подтверждающая факт прохождения сертификации. Эта маркировка называется знаком соответствия

Сертификация продукции осуществляется в целях:

1. обеспечения безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества населения, а также для охраны окружающей среды;

2. подтверждения соответствия показателей качества продукции, заявленных изготовителем (продавцом), нор­мативным документам по стандартизации;

3. повышения конкурентоспособности продукции;

4. защиты рынка страны от некачественной импортной продукции.

Продукция делится на подлежащую обязательной и добровольной сертификации.

Обязательной сертифи­кации подвергаются товары, которые в случае их низ­кого качества могут принести ущерб жизни и здоровью человека. К такой продукции относятся, например, мебель, обувь, одежда, игрушки и другие товары для детей, косметическая продукция, моющие средства, бытовая радиоэлектронная аппаратура, услуги парик­махерских ит. д.

Добровольная сертификация осуществляется в отно­шении продукции, для которой не требуется обязатель­ная сертификация.

16. Раскройте сущность понятия стандартизация.

Государство заинтересовано в том, чтобы как можно большая часть производимой на его территории продук­ции была качественной, успешно конкурировала на вне­шнем рынке.С этой целью в разных странах создается система стандартизации.

Стандартизация - это деятельность по установлению и применению стандартов, норм, правил и характе­ристик.

Целью стандартизации является обеспечение:

• защиты жизни, здоровья и наследственности челове­ка, имущества и охраны окружающей среды;

• повышения конкурентоспособности продукции (услуг);

• технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

• единства измерений;

• национальной безопасности;

-устранения технических барьеров в торговле;

• экономии ресурсов, снижения энерго- и материало­емкости продукции, работ и услуг.

Стандарт - технический нормативный правовой акт, содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

Наши рекомендации