ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ между УЧАСТНИКАМИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ и АДМИНИСТРАЦИЕЙ СУБЪЕКТА РФ В РАМКАХ системы АС

В условиях, когда интересы власти, бизнеса и населения в рамках системы АС оказываются объединены и направлены на развитие территории, следует определить роли участников и способы их взаимодействия друг с другом.

Вначале рассмотрим ГБУ как структуру, с помощью которой можно решать самые различные вопросы. Администрация региона получает, в лице ГБУ, инструмент, наделенный полномочиями, которыми, в соответствии с законодательством, не обладает ни сама администрация, ни коммерческие структуры, реализующие проекты на территории субъекта РФ.

Во-первых,ГБУ может, по заданию администрации, распоряжаться бюджетными средствами (в соответствии с пунктом 5 статьи 6 федерального закона от 08.05.2010 года «О внесении изменений...» № 83-ФЗ), выполняя поручения Администрации и в то же время будучи наделено правом самостоятельной коммерческой деятельности. Это не значит, что полученные ГБУ (вместе с бюджетным заданием) финансовые ресурсы могут быть напрямую использованы в коммерческих целях, хотя при определенных условиях и такое развитие событий не выглядит противоправным. Главное в другом: можно оказать поддержку проектам, реализуемым на территории субъекта РФ, с помощью бюджетных средств, направляемых в ГБУ.

Именно для этого в устав ГБУ, изначально, следует заложить возможность работы с земельными участками, а также осуществление права закупки (и реализации) продукции предприятий, работающих по программам развития, утвержденным Администрацией. Эти необходимые элементы описаны в разделе «Создание ГБУ, наделенного особыми полномочиями» (часть III настоящей работы). В случае, например, получения бюджетных средств вместе с заданием по закупке урожая зерновых для госрезерва, и наделения ГБУ функциями заказчика (статья 6 федерального закона от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров (...) для государственных нужд» № 94-ФЗ, ныне уходящий в прошлое), ГБУ может произвести положенную закупку у хозяйств, работающих в системе АС и/или входящих в ООО «Кластер» (где соучредителями являются ГБУ и кооператив жителей, как раз выращивающий такой урожай). Замкнуть подобные цепочки при помощи ГБУ несложно, в том числе и потому, что в соответствии со статьей 10 упомянутого закона, размещение госзаказа может осуществляться без проведения торгов.

Если подобные цели попытается реализовать Администрация, ей придется проводить многочисленные конкурсы – которые, скорее всего, выиграют крупные аграрные фирмы с участием иностранного капитала. На основании пункта 1 статьи 13 упомянутого федерального закона от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров (...) для государственных нужд» № 94-ФЗ, иностранная продукция участвует в конкурсах на «равных условиях» с отечественной. Про такие «равные условия» речь уже шла: в очередной раз, за счет российских бюджетных средств, станут подпитываться международные корпорации, а отечественные производители получат лишь незначительную долю финансов, если вообще что-либо получат.

ГБУ может решать подобные вопросы в пользу местных товаропроизводи-телей, обходя «конкурсные» процедуры с помощью достаточно простых и законных методов, хорошо известных специалистам и частично изложенных выше. Тем самым, использование ГБУ в качестве инструмента по вопросам бюджетной поддержки проектов на территории региона, сводится к специфике использо-вания этой структурой бюджетного задания в пользу региональных исполни-телей (прежде всего, ООО «Кластер» и «Кооператива жителей территории»).

Вторым аспектомдеятельности ГБУ может явится работа с земельными участками. Скупка у частных лиц (физических и юридических) не используемых угодий за счет бюджетных средств, переданных на данные цели в ГБУ, может стать работой по подготовке земли, переходящей в государственное ведение (как и находящейся там ранее), к комплексному освоению.

Механизм вовлечения в хозяйственный оборот относительно малых по площади земельных участков, отнесенных к ведению муниципалитетов, был описан в разделе «Поддержка системы АС со стороны органов власти в муниципальных образованиях». Аналогичным образом, но в гораздо большем масштабе возможна концентрация сельхозугодий, зон жилищного строительства и промышленного развития в ведении ГБУ, с последующим государственным финансированием ряда программ через эту структуру. Генеральным подрядчиком может выступать ООО «Кластер», включая в список исполнителей по проектам также Кооператив жителей территории (соучредителя ООО «Кластер»).

Земля, купленная за бюджетные деньги, ставится на баланс ГБУ и может служить залогом в банке. На этих участках формируется бизнес-план развития территории, включающий неиспользованную и незадействованную в иных проектах государственную землю. На территории субъекта РФ гораздо проще найти банк, кредитующий (в том числе, под залог земли) инвестиционные проекты и создание инженерной инфраструктуры. В том числе, для этих целей может послужить специально созданный банк регионального развития, взаимодействие которого с администрацией включает в себя как обслуживание бюджетных программ, так и кредитно-залоговую политику, направленную на поддержку таких программ (включая работу с госгарантиями субъекта РФ, о которых говорилось в соответствующем разделе работы).

Третьей формой деятельности ГБУявляется ипотека. ГБУ может выполнять функции соучредителя ипотечного агентства, создавая его вместе с банком (либо по договору с ним), и получив соответствующее бюджетное целевое финансирование. Функция такого агентства может сводиться к выдаче ипотечных кредитов на льготных условиях для приобретения жилья в тех новостройках, которые включены в планы и работу ООО «Кластер». Тем самым, «вливая» бюджетные средства в ипотеку, регион привлекает, в гораздо большем масштабе, деньги населения, служащие гарантией покупки жилья. Данный фактор позволяет ускорить цикл ввода домов и получить желаемую прибыль (часть которой, в виде дивидендов, возвращается через ООО «Кластер» на расчетный счет ГБУ).

Существует множество способов, с помощью которых можно удешевить ипотеку. В том числе, на базе ГБУ можно совместить ипотечные кредиты с финансированием за счет средств ФЦП «Жилище», параметры которой (в том числе, финансовые) определены постановлением правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011–2015 годы». С учетом подпрограммы «Молодежи – доступное жилье», при содействии администрации региона, такие средства можно совместить с банковскими займами, постепенно формируя нормативную обеспеченность большинства граждан жилплощадью.

В целом, использование ГБУ в качестве регулятора хозяйственной активности, сопровождаемое поддержкой проектов развития, приносит региону существенные внебюджетные доходы, аккумулируемые на расчетном счете ГБУ.Кроме того, увеличивается доходная база бюджета, что позволяет регионам постепенно освобождаться от дотационной зависимости.

АЛГОРИТМ ПРИМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ АС В СУБЪЕКТАХ РФ, кроме городов федерального значения (Москва и Санкт-Петербург)

Задачей настоящего методического пособия является, в конечном итоге, перечень шагов, необходимых для запуска и реализации системы АС в регионах. По сравнению с муниципальными образованиями, этот перечень расширен.

1. Учреждение ГБУ «Развитие» постановлением правительства субъекта РФ (на основании федерального закона от 08.05.2010 года «О внесении изменений...» № 83-ФЗ). Наделение ГБУ полномочиями:

– по осуществлению финансовой поддержки проектов и программ, утвержден-ных в составе нормативных и правовых актов субъекта Федерации, в том числе – с использованием средств федеральных трансфертов;

– по формированию, приобретению и распоряжению земельными участками, в том числе использовании их в качестве залога для привлечения финансовых средств в утвержденные проекты и программы развития территории;

– приобретения жилых помещений для реализации программ переселения жителей в городах;

– по развитию жилищного (ипотечного) кредитования, в том числе путем заключения договоров с банками и привлечения средств федеральных целевых программ;

– по осуществлению функций по размещению государственного заказа, в соответствии со статьей 6 федерального закона от 21.07.2005г. «О размещении заказов на поставки товаров (...) для государственных нужд» № 94-ФЗ.

Внесение изменений в бюджет субъекта РФ на осуществление ГБУ «Развитие» своих функций, включая: создание базы данных по имеющимся на территории субъекта РФ объектам, нуждающимся в реконструкции, с учетом аварийного и ветхого жилья, производственные комплексы и др.; комплексное планирование развития территории, формирование проектов планировки, расчетов энергообеспеченности, инвестирования (включая возвратность вложенных средств с учетом бюджетного финансирования при строительстве объектов инфраструк-туры), и т.д., и формирования детальных планов для производственных, инженер-ных и социальных объектов.

2. Создание, на основании федерального закона от 19.06.1992 года «О потребительской кооперации в РФ» № 3085-1-ФЗ, кооператива (в дальнейшем – Кооператив), состоящего из работников тех предприятий, собственники которых готовы перейти на работу по системе АС.

Принятие таким кооперативом устава, в соответствии с системой АС, и схемы распределения дохода по модели Чартаева. Заключение арендных отношений между собственником предприятия и Кооперативом. Утверждение Кооперативом положений о взаиморасчетах между Кооперативом и бригадами и между бригадами; между кооперативом и работниками; введение персональных «рабочих паев» и создание внутреннего кассово-расчетного центра.

3. Отбор фирм из состава бизнес-сообщества, готовых принять участие в учреждении ООО «Кластер». Учредительные взносы должны покрывать потребности в содержании создаваемой структуры за год, и обеспечить финансирование работ по созданию бизнес-планов развития территории, в случае недостатка выделенных из бюджета средств.

4. Создание, на основании части 4 ГК РФ, за счет средств ГБУ базы данных, содержащих сведения, указанные в пункте 1 данного алгоритма, или иные данные, необходимые для планирования развития территории. Постановка базы данных, в качестве нематериального актива, на баланс субъекта РФ.

5. Проведение оценки созданной базы данных (нематериального актива) лицензированной организацией, в соответствии с федеральным законом от 29.07.1998 года «Об оценочной деятельности в РФ» №135-ФЗ.

6. Передача, по договору отчуждения, нематериального актива (база данных) с баланса субъекта РФ на баланс ГБУ «Развитие».

7. Создание, на основании федерального закона от 08.02.1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ, ООО «Кластер» с равным участием в нем:

а) ГБУ (входит в уставный капитал нематериальным активом: базой данных, имеющей формальную стоимость);

б) бизнес-структур, отобранных в соответствии с пунктом 3 настоящего алгоритма;

в) Кооператива работников-собственников, созданного в соответствии с пунктом 2 алгоритма.

Стоимость базы данных в качестве вклада в уставный капитал приравнивается, решением общего собрания учредителей, к стоимости вклада любого иного участника Общества.

8. Создание комплексного бизнес-плана развития территории, где субъект Федерации рассматривается как единый инвестиционный проект. Финансирование работ производится как за счет средств ГБУ «Развитие», так и за счет уставного капитала ООО «Кластер». Утверждение этого документа в качестве генерального плана развития субъекта РФ. В комплексном плане должны присутствовать как общая схема, так и детальная проработка каждого объекта до стадии, когда такая документация может служить основанием для привлечения кредитов и/или инвестиций. Неотделимой частью планирования является социальный блок (сущест-венное изменение условий проживания, включая обеспеченность населения социаль-ной, инженерной, жилищной, дорожно-транспортной, культурной инфраструктурой).

9. Формирование программы развития Кооператива, с учетом наличия в его составе:

– фермеров (по каждому из которых принимается решение о бюджетном обеспечении его хозяйства);

– индивидуальных предпринимателей, в отношении которых могут быть задействованы механизмы бюджетной поддержки.

Расширение членства в кооперативе до размера нескольких хозяйств и поселений.

Привлечение, посредством ООО «Кластер», кредитных средств для комплексного развития тех территорий, на которых Кооператив осуществляет свою деятельность.

Организация займов со стороны членов Кооператива у ООО «Кластер», для использования этих средств на частные возвратные проекты, обеспечение которых контролирует ООО «Кластер».

Издание постановления правительства субъекта РФ «О поддержке потребительской кооперации и открытии именных счетов граждан, проживающих на территории субъекта РФ». Финансирование такой работы из средств, переданных ГБУ.

10. Формирование, в рамках общего бизнес-плана развития региона, участков под жилищное строительство и комплексное освоение, и участков на землях сельскохозяйственного назначения, предназначенных для аграрного и промышленного производства, с целью создания там единого цикла «поле–переработка–транспортировка–продажа».

Проектирование там комбикормовых заводов, птицефабрик, мясо-молочных комплексов, перерабатывающих и тарных производств, с учетом применения передовых сельскохозяйственных и социальных технологий (проектирование «рабочих поселков» с развитой инфраструктурой).

11. Формирование в городах участков для массового «волнового переселения» граждан во вновь построенное жилье эконом-класса.

Принятие закона субъекта РФ о комплексном освоении застроенных территорий.

Издание постановления правительства субъекта РФ по данному вопросу, согласованного с теми МО, в чьем ведении находятся данные кварталы. Заключение договоров с будущими дольщиками, формирование из их состава ЖСК, оформление документации, покупка через ГБУ жилья на вторичном рынке с целью расселения аварийных, ветхих домов и зданий, предназначенных под снос в связи с предполагающейся комплексной реконструкцией кварталов (в рамках развития застроенных территорий).

Согласование территориальной адресной программы расселения ветхого и аварийного жилья, в рамках статей 50 и 89 ЖК РФ, с возможностью софинансирования, открывающегося в соответствии с выделением на данные цели в федеральном бюджете 126 миллиардов рублей на 2013 – 2015 годы, и финансирования через госкорпорацию «Фонд содействования реформированию ЖКХ» (еще 94 миллиарда на 2014 – 2017 годы).

Справочно. Следует учитывать, что только за счет возможностей бюджета, провести расселение всех нуждающихся не удастся: необходимо создание таких условий для инвесторов (которым передается квартал под комплексную реконструкцию), чтобы совместными финансовыми усилиями бюджета и инвесторов обеспечить высокую рентабельность проекта.

12. Получение, на основании статьи 62 федерального закона от 16.07.1998г. «Об ипотеке (залоге недвижимости)» № 102-ФЗ, кредитов под залог участков земли, предназначенных, в соответствии с комплексным планом развития всей территории субъекта РФ, для жилищного строительства, с целью возведения на этих участках объектов инженерной инфраструктуры и иных объектов. Начало работ по планировке и инженерной подготовке участков. Возвратность кредитов возникает после реализации инвестиционных проектов.

13. Издание постановлений правительства субъекта РФ, и внесение изменений в региональный бюджет, наделяющих ГБУ полномочиями в соответствии с уставом ГБУ и пунктом 1 алгоритма. Предоставление ГБУ права выступать уполномоченной структурой при формировании госзаказа и проведению закупок, в соответствии со статьями 6 и 10 федерального закона от 21.07.2005 года «О размещении заказов...» № 94-ФЗ.

14. Передача участков земли, предназначенных для жилищного строительства и обозначенных в пунктах 10-11 алгоритма, в аренду, или продажа в собственность по кадастровой стоимости фирме ООО «Кластер» без конкурса (на основании пунктов 1.1 и 2 статьи 30 ЗК РФ), или предоставление такой земли бесплатно (пункт 2.1 статьи 30 ЗК РФ).

Использование средств ГБУ, предоставляемых в качестве заемных средств для ООО «Кластер», для покупки со стороны ООО «Кластер» участков, указанных в пунктах 10-11 алгоритма. Заключение ООО «Кластер» договоров с инвесторами, готовыми вложить средства в строительство жилых и промышленных объектов, в соответствии с бизнес-планом развития территории, создание с такими инвестора-ми совместных фирм для осуществления строительства и обслуживания объектов.

15. Формирование Банка регионального развития, либо заключение с банком, обслуживающим бюджетные счета, договора с администрацией о предоставлении кредитов для ООО «Кластер». Получение ООО «Кластер» таких кредитов.

16. Учреждение ООО «Кластер» и банком регионального развития ипотечного общества.

17. Формирование, на основании статьей 107 и 130 БК РФ, бюджетных гарантий субъекта РФ на сумму инвестиционных кредитов. Принятие соответствующих поправок в региональный бюджет.

Использование данных гарантий, в том числе, для формирования ипотечных кредитов населению, с целью снижения суммы первоначального взноса и процентной ставки.

18. Изменение, на основании статьи 8 БК РФ, межбюджетных отношений субъекта РФ и муниципалитетов на его территории. Внесение изменений в Закон о бюджете субъекта РФ на каждый последующий год, предусматривающее выделение «стимулирующей» части трансферта для МО в виде суммы, распределяемой пропорционально вкладу в бюджет региона со стороны хозяйств на территории каждого МО. Большую часть трансферта получает тот муниципалитет, предприятия которого сформировали большую часть доходов субъекта РФ (например, по статье «налог на прибыль»).

19. Создание дочерних фирм ООО «Кластер» в виде холдинга: в сфере обслуживания, ЖКХ, транспортных услуг для населения и т.п., а также второго холдинга, обеспечивающего жилищное и промышленное строительство на территории субъекта РФ.

20. Одновременный запуск:

– строительства жилья и социальной инфраструктуры на участках, прилегающих к объектам сельскохозяйственного назначения, с учетом их инженерной подготовки за счет кредита, взятого под залог государственной земли. Возврат кредита предусматривается по результатам реализации строительства и ввода жилых домов, в том числе за счет ипотеки;

– «волнового» переселения граждан в комфортное жилье в городах, с предоставлением ООО «Кластер» и инвесторам кварталов под комплексную реконструкцию;

– промышленного строительства по принципу «сразу и везде», для создания замкнутых цепочек от производства до продаж товаров промышленного и сельскохозяйственного назначения.

21. Привлечение администрацией субъекта РФ средств различных федераль-ных программ, в том числе – для субсидирования ставки по кредитам, взятым
ООО «Кластер» в банке регионального развития на цели инвестиционных проектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО РАЗДЕЛУ

Субъект Федерации, обладающий собственной законодательной базой и бюджетом, имеет значительно более широкие полномочия, чем муниципалитет. Используя такие полномочия в рамках системы АС, можно многократно увеличить инвестиционный потенциал территории, включив при этом один из не задействованных ранее ресурсов: человеческий капитал.

Администрация региона в данном вопросе играет роль менеджера в рамках инвестиционного проекта, по своей ёмкости равного субъекту РФ.В результате, в регионе появляется существенный источник внебюджетных доходов, а сами «менеджеры», на законных основаниях, получают заработанную ими долю дохода. Партнерство (а не противостояние) населения и бизнеса с властью, запускает на территории субъекта РФ механизм самофинансирования, который отражается в виде роста экономических показателей и (что наиболее важно) обеспечивает качественные перемены социального плана.

Кредитный, бюджетный, инвестиционный потенциал субъекта РФ; создание (либо подключение к работе) регионального банка развития, построение льготного ипотечного механизма и, главное, введение в хозяйственный оборот больших по площади участков земли для жилищного строительства, сельскохозяйственного и промышленного производства – все это создает гарантии позитивных и быстрых перемен.

Механизм приложения усилий в данном направлении, и его детализация раскрыты в настоящем разделе. Система АС отнюдь не предполагает финансирование всех программ и проектов за счет бюджета, но формирует максимально привлекательные условия для инвестиций.Воспользоваться или нет подобными возможностями – дело руководства региона, но в случае отказа, возникают сомнения в действительной заинтересованности главы региона реализовывать «законные интересы общества» (формулировка из статьи 1 федерального закона от 25 декабря 2008г. «О противодействии коррупции» № 273-ФЗ).

Интересы общества, в первую очередь, состоят в необходимости создания достойных условий жизни для людей – и, если такие условия не созданы, отказ по их реализации можно приравнивать к умышленному пренебрежению общественными потребностями.

Существует определенная инерция событий, имеющих долгосрочную тенденцию. В России периода 2000-2014 годов набрали силу процессы, в своей совокупности разрушительные для экономики и производства.Переломить ситуацию можно лишь путем быстрой смены вектора развития – что, в свою очередь, должно определяться мотивацией к подобным переменам для всех участников экономической жизни.

Модель Чартаева, действующая на предприятиях и в кооперативах, и модель АС, применимая в любом муниципалитете и регионе, создают предпосылки к взрывному экономико-социальному росту, лично выгодные для каждого проживающего на территории. Такой рост обеспечивается за счет применения отечественных научно-технологических новшеств, на порядок превосходящих зарубежные аналоги. В том числе, речь идет об агропромышленном производстве. Те регионы, которые станут использовать подобного рода технологии, получат существенную экономию затрат, которая сама по себе превратится в значимый инвестиционный фактор. Часть такой экономии будет использована в целях развития, другая часть пойдет на социальные цели, третья – составит премиальный фонд для лиц, замещающих государственные должности (работников администрации и депутатов), чей творческий вклад сыграет значительную роль в привлечении средств регионального и федерального бюджетов к программам развития территории. Цепочка взаимосвязанных мотиваций и ведет, в конечном итоге, к запуску позитивных перемен общего плана.

Механизм и алгоритмы его реализации, приведенные в настоящем разделе работы, позволяют осуществить такие перемены в самые сжатые сроки.

Одним из следствий применения системы АС является искоренение таких понятий и категорий, как «вынужденная безработица» и «бедность». Другим непреложным следствием (не менее значимым для тех субъектов Федерации, где положение усугублено этническими конфликтами), станет устранение причин междоусобиц, на какой бы почве они ни возникали: религиозной, национальной, имущественной и так далее.Когда в сообществе, состоящем из большинства жителей, «все работают на всех», а благосостояние каждого зависит от достигнутого сообща результата, любая попытка разрушить складывающиеся взаимоотношения будет пресечена силами самого сообщества. Практика модели Чартаева в Дагестане доказала это в полной мере.

Третьим (но не последним по значимости) следствием внедрения системы АС, станет насущная потребность в техническом прогрессе.Важно, что заказчиком всевозможных новшеств, ведущих к экономии ресурсов, снижению себестоимости продукции, созданию замкнутых циклов производства и так далее – становится регион в целом, а реализуется такой механизм через ООО «Кластер». Система АС налаживает прямые финансовые взаимоотношения между «реальным сектором экономики» и новаторами, изобретателями, держателями патентов, разработчиками технологий, – минуя чудовищную по своей нелепости фазу «внедрения изобретений в жизнь», присущую современной России. Авторские права при этом должны быть не просто защищены, а стать объектом финансового притяжения, когда часть полученной, благодаря изобретению, прибыли перечисля-ется тому ученому либо технологу, благодаря которому такая прибыль возникла.

Три очевидных, перечисленных выше следствия внедрения системы АС являются лишь началом необратимых позитивных перемен на территории региона.Нет смысла перечислять другие позиции того же плана, поскольку АС в силу экономической целесообразности приводит к рычагам хозяйственного, муниципального и государственного управления по-настоящему грамотных специалистов, и позволяет хорошо оплачивать их труд. Специфика системы АС заключается, в частности, в экономическом поощрении и наказании управленческих кадров в зависимости от качества принимаемых ими решений. Такие правила, будучи подконтрольны всему региональному сообществу, в случае их применения без изъятий (то есть по-деловому), становятся фильтром как для ленивых работников («внизу»), так и для бездарных и неграмотных управленцев («наверху»). Заработок каждого станет распределяться по труду (у работников), таланту (у изобретателей), и в соответствии с организационными способностями (у руководителей среднего и верхнего звена, включая лиц, замещающих государственные должности).

Система АС предполагает творческое развитиеи регламентирует только общие правила взаимоотношений между всеми участниками хозяйственной деятельности и социальной сферы в регионе.Остальное отнесено к ведению тех конкретных исполнителей, кто превратит эти принципы в источник развития каждого субъекта Российской Федерации.


Наши рекомендации