Центральное духовное управление мусульман России

Центральное духовное управление мусульман России

Религиозная организация

Духовное образовательное учреждение

«Российский исламский университет»

Выпускная квалификационная работа

«Закят: очищение имущества и залог процветания»

Работа допущена к защите: Выполнил:студент

Зав. кафедрой (название) 5 курса очно-заочного отделения

(уч.степень, уч. звание по направлению «Факультета основ

Глава 1. Закят. Теория и концепции.

Определение

Закят - в исламском праве обязательная ежегодная выплата части средств (одна сороковая часть) в пользу нуждающихся, совершаемая с намерением заслужить довольство Аллаха. Значение слова закят в арабском языке: «очищение», «увеличение». А в шариате этим термином обозначают часть имущества, которую выплачивает состоятельный мусульманин в пользу бедных. Этот вид обязательной (фард) милостыни является одним из «столпов» Ислама.

Условия выплаты закята

Закят предписан мусульманам, и не принимается ни от неверных, ни от вероотступников. Всевышний сказал: «Возьми пожертвования из их имущества, чтобы смыть ими [их грехи] и очистить их» (Сура «Тауба», аят 103.) А что касается неверных, то они не очистятся, даже если пожертвуют все золото земли. Все это не означает, что неверные не будут наказаны за неуплату обязательного пожертвования. Напротив, они будут наказаны, но ислам не обязывает их придерживаться своих предписаний до тех пор, пока они не уверуют. Всевышний сказал: «Тому, чтобы были приняты их пожертвования, препятствует то, что они не веруют в Аллаха и Его Посланника, совершают молитву нехотя и жертвуют имущество не по доброй воле» (Сура «Тауба», аят 54.)

Закят обязаны выплачивать свободные мусульмане, а рабы освобождаются от этой обязанности, потому что все, чем они владеют, принадлежит их хозяевам.

Имущество должно быть абсолютной собственностью закятоплательщика.

Имущество должно быть возрастающим или пригодным к возрастанию.

Имущество должно достигать определенного нисаба, который составляет стоимость 85 гр. золота.

Имущество должно превышать основные нужды закятоплательщика, также превышать расходы на содержание его семьи и тех, кто находится на его иждивении. Расходы должны быть в меру принятого обычая. Не желательно чрезмерное расточительство и роскошь.

Имущество должно быть свободным от долгов, также должны быть отчислены безотлагательные долги.

Имущество должно оставаться в собственности закятоплательщика в течение целого года с того момента, как оно достигнет нисаба, за исключением сельскохозяйственной продукции и обнаруженного клада и драгоценных металлов.

Имущество должно быть непререкаемо чистым и добыто дозволенным Аллахом путем, так как Аллах чист и принимает только чистое. Потому что имущество, добытое неверным путем, теряет условие законности владения им.

Виды закята

Он делится на две основные части:

Закят разговения (закят-уль-фитр).

Закят с имущества (закят-уль-маль). Первая часть закята - закят-уль-фитр связана с соблюдением поста в месяце рамадан и служит прощением ошибок, допущенных во время поста. Например, пустословие, сквернословие и т.п., которые для постящегося недопустимы, так же как прием пищи и питье. Вторая часть – закят с имущества, который делится на несколько видов. Это закят, выплачиваемый со скота, закят с золота и серебра (или денег), закят с торгового имущества и закят с урожая.
Закят с имущества обязателен по истечении определенного срока, равного одному году по лунному календарю, кроме закята с продуктов земледелия, который выплачивается после созревания урожая.

Закят со скота (по мазхабу Абу Ханифы)
1. Скот должен в основном питаться на общих, дозволенных (халяль) пастбищах в стаде. Если хозяин кормит скотину полгода и больше кормами, то с такой скотины закят не выплачивают, только если они не предназначены для продажи. Если даже есть для продажи, то и она подвергается закяту, если его стоимость достигает закятооблагаемого минимума.

2. Целью содержания в стаде на пастбище должно быть увеличение поголовья, удоев, упитанности, независимо, самец это или самка. Не облагается закятом скотина для работы, пашни, перевозки груза или верховой езды. Например, верблюдов содержат для перевозки груза, быка, чтобы пахать, баранов и овец для мяса, и они не облагаются закятом.

3. После достижения нисаба (минимума) должен пройти год. До этого закятом не облагается.

4. Нисаб должен быть в начале и в конце года, если в середине года он поднимался или падал, то это в учет не берется.

При подсчете нисаба не учитываются верблюжата, не достигшие года, ягнята и телята, даже если и достигают нисаба. Если нет годовалой скотины для выплаты закята, то выплачивают взрослой скотиной и берут плату за разницу, а если выплатили молодой скотиной, то добавляют разницу. Собирателю закята нельзя выбирать самую лучшую, тощую, среднюю, беременную и ту, которая только родила.

Для каждого вида скотины существует определенный нисаб.

а) верблюды.

Если имеется от пяти до девяти (включительно) верблюдов, то в качестве закята выплачивают годовалого барашка или овцу. Если меньше пяти верблюдов, то хозяин не облагается закятом. От десяти до четырнадцати – два барашка или овцы, точно таких же, как и в первом случае. От пятнадцати до девятнадцати – три барашка или овцы. От двадцати до двадцати четырех – четыре барашка или овцы.

От двадцати пяти до тридцати пяти – верблюжонка, которому уже исполнился год. Этот вид называется «бинту мухаз», так как мать этого верблюжонка может забеременеть.

От тридцати шести до сорока пяти – верблюд из категории «бинту лабун», т. е., тот, которому исполнилось два года. «Бинту лабун» назвали от того, что его мать могла родить и иметь молоко.

От сорока шести до шестидесяти – «хикат», т. е., верблюд, вступивший в четвертый год жизни. «Хикатом» назвали его потому, что на нем можно перевозить груз, ездить, и в этом возрасте верблюдица способна рожать.

От шестидесяти одного до семидесяти пяти – «джазат», т. е., верблюд, которому исполнилось четыре года, и пошел пятый. «Джазатом» его назвали от того, что у него перестали расти и меняться зубы.

От семидесяти шести до девяноста – два «бинту лабун».

От девяноста одного до ста двадцати – два «хиката».

От ста двадцати одного до ста двадцати девяти закят выплачивают, дав «хиката» и одного барашка.

От ста тридцати до ста тридцати четырех – два «хиката» и два барашка.

От ста тридцати пяти до ста тридцати девяти – два «хиката» и три барашка.

От ста сорока до ста сорока четырех – два «хиката» и четыре барашка.

От ста сорока пяти до ста сорока девяти выплачиват два «хиката» и одну «бунту мухаз».

От ста пятидесяти до ста пятидесяти четырех – три «хиката».

От ста пятидесяти пяти до ста пятидесяти девяти – три «хиката» и одного барашка.

Таким образом закят обновляется – при каждом пяти увеличенном числе добавляют по одному барашку и трем «хикатам», при каждом двадцати пяти – три «хиката» и одного «бинту мухаза», при каждом тридцати шести три «хиката» и одного «бинту лабуна».

От ста девяноста девяти до двухсот выплачивают четыре «хиката».

Все предписанные для закята должны быть верблюдицами.

б) Вторая категория – коровы и буйволы.

Закятооблагаемый минимум (нисаб) для этой категории – тридцать штук.

Если имеется от тридцати до тридцати девяти, то закят выплачивают одним годовалым теленком, независимо от пола.

От сорока до пятидесяти девяти – двухгодовалой скотиной.

От шестидесяти до шестидесяти девяти – двумя годовалыми телятами.

От семидесяти до семидесяти девяти – одна двухгодовалая и одну годовалая скотина.

От восьмидесяти до восьмидесяти девяти – двумя двухгодовалыми.

От девяноста до девяносто девяти – тремя годовалыми телятами.

От ста – двумя телятами и одной двухгодовалой скотиной, т. е., с каждой тридцатой – теленка, а с каждой сороковой – двухгодовалую скотину.

От ста десяти две двухгодовалых скотины и один теленок и так далее.

в) Третья категория – овцы.

Нисабом для овец является сорок голов.

От сорока до ста двадцати – одна овца.

От ста двадцати одного до двухсот – две овцы.

От двухсот одной головы до трехсот девяносто девяти – три овцы.

От четырехсот – четыре овцы.

После этого с каждой сотни выплачивают по одной овце. Овца тоже должна быть годовалой.

г) О закяте с лошадей, ослов и мулов.

Этот вид животных закятом не облагается, если только его не держат для продажи. Они рассматриваются как товар для торговли, их оценивают и с каждых двухсот дирхемов выплачивают по пять дирхемов, или с каждой лошади по одному динару.

Нисаб торгового имущества

Для определения нисаба торгового имущества его сравнивают с золотом или серебром, и равен нисабу золота или серебра. Если имущество сравнить с золотом, то его нисаб будет равен стоимости 85 граммов золота. Если же торговый товар сравнить с серебром, то его нисаб равен стоимости 595 граммов серебра. В конце года, устанавливая общую сумму, необходимо учесть и оставшийся товар, и купленное для торговли имущество, и полученную выручку – всё это входит в нисаб. Однако то, что израсходовано или отложено для нужд дома (например, домашний инвентарь, мебель, одежда, продукты и др.) не входит в нисаб. Закят с любых видов арендной платы (за аренду помещений, автомобилей) составляет 2.5% от полученной суммы.

На что расходуется закят

Закят – это доля Всевышнего Аллаха в нашем имуществе, и раздавать его можно только тем людям, кому велел раздавать его сам Аллах. В противном случае закят считается не действительным. Раздавая закят, мусульманин не должен искать для себя мирской выгоды, а должен строго повиноваться предписаниям Аллаха, который сказал: «Милостыня (то есть обязательный закят) предназначена для нищих, бедных, тех, кто занимается [сбором и раздачей закята], и тех, чьи сердца хотят завоевать, [проповедуя им ислам], на выкуп рабов, [несостоятельным] должникам, на дела во имя Аллаха и путникам. Так предписано Аллахом, Аллах – знающий, мудрый!» (Сура «Тауба», аят 60.)

Всевышний Аллах в этом аяте выделил весемь категорий людей, которые имеют право на средства закята:

1. Бедняки (факыр). Им является тот, кто либо не обладает установленным минимумом прирастающих денежных средств (имущества), либо нуждается в использовании этих средств (имущества) для удовлетворения своих насущных потребностей, например, для обеспечения себя жильем, одеждой или научной литературой, если в этом есть необходимость. Если же человек обладает установленным минимумом средств и не нуждается в использовании их для удовлетворения своих насущных потребностей, бедным он не считается. Такому человеку запрещается брать что-либо из материальных ценностей, собранных в качестве закята, и он обязан раздавать садаку аль-Фитр, приносить жертвоприношения в дни Курбан-байрама и расходовать средства на близких родственников.
2. Неимущие (мискин). Им является тот, у кого нет ничего. Положение такого человека хуже положения бедняка. Аллах Всевышний сказал: «...или приникшего к земле неимущего» (Коран, 90:16). Имеется в виду, что он припадает к земле из-за крайней нужды и вынужден обращаться к людям с просьбами, чтобы обеспечить себя пропитанием и одеждой. Ему разрешается поступать так, если он не может зарабатывать на жизнь самостоятельно, в отличие от тех, кто в состоянии делать это. Исключение составляют такие люди, которые не зарабатывают на жизнь самостоятельно по причине участия в джихаде или занятости изучением шариатских наук. Аллах Всевышний сказал: «(Расходуйте свои средства) на бедняков, которые (не сходят) с пути Аллаха и не могут (свободно) передвигаться по земле. Невежественный считает, что они ни в чем не нуждаются, так как (эти люди проявляют) скромность, ты же узнаешь их по их приметам: они не просят людей, приставая (к ним). А о том, что вы расходуете из (своего) добра, поистине, Аллаху известно» (Коран, 2:273).

Нищий или бедняк, получающий помощь из средств закята, должен быть мусульманином, не относиться к роду Хашима и их рабам, не быть из числа тех, кого выплачивающий закят обязан содержать, а сюда относятся родители, дети и жёны, и не быть сильным и трудоспособным человеком. Посланник Аллаха сказал: «В нём (то есть в закяте) нет доли ни для богатого, ни для сильного трудоспособного человека» (Ахмад, Абу Дауд и ан-Насаи).

Что касается рода Хашима, то в него сегодня входят потомки аль-Аббаса, Али, Джафара, Акыля, Хариса ибн Абд аль-Мутталиба и Абу Лахаба. К роду Посланника относятся и их рабы, потому что Пророк сказал: «Рабы людей относятся к их роду…» (Ахмад, Абу Дауд, ат-Тирмизи, ан-Насаи и др.). Хашим был сыном Абд Манафа, у которого было четыре сына: Хашим, аль-Мутталиб, Науфал и Абд Шамс. Закят не разрешается выплачивать только потомкам Хашима. Аль-Мутталиб ибн Рабиа рассказывал, что Пророк сказал: «Милостыня не полагается роду Мухаммада, ибо это – нечистоты людей» (Муслим). Смысл этих слов в том, что закят смывает грехи людей, а известно, что если грязь смыть водой, то она растворится в воде и загрязнит ее. Поэтому закят не полагается роду Пророка Мухаммада – самому славному человеческому роду. Между всеми мужчинами и женщинами этого рода должна равномерно распределяться одна пятая часть хумса. Хумс составляет одну пятую часть военных трофеев, которые делятся на пять частей. Одна пятая часть трофеев выделяется на нужды мусульман, одна пятая – роду Хашима и роду аль-Мутталиба, и по одной пятой – сиротам, бедным и нуждающимся путникам. Род аль-Мутталиба имеет право брать закят, и в то же время имеет право на одну пятую хумса, потому что вместе с родом Хашима поддерживал Пророка, когда все остальные курейшиты бойкотировали его. Посланник Аллаха сказал: «Род аль-Мутталиба и род Хашима суть одно» (Сахих, аль-Бухари).

3. Те, кто занимается сбором и раздачей закята, – это люди, которых имам или его заместители назначили выполнять какую-либо работу, связанную с закятом, например, сбор, учёт, хранение или распределение закята. К ним относятся сборщики, кладовщики, секретари, бухгалтера, охранники, инкассаторы, разносчики и другие лица.

Работающий в сфере закята должен быть совершеннолетним здравомыслящим надёжным мусульманином, справляющимся со своей работой, за которую он получает соответствующую плату, даже если богат и не нуждается.

4. Те, чьи сердца хотят завоевать, – это уважаемые старейшины, которых хотят обратить в ислам, или укрепить в них веру, или обратить в ислам их близких. Средства из закята также можно выплачивать им для защиты мусульман и прекращения их преследований.

Этой категории людей выплачивается определённая доля из средств закята для того, чтобы они благожелательно относились к Исламу, оказывали мусульманам помощь и защищали их. Эти средства могут выплачиваться как неверным, так как Пророк передал часть трофеев, добытых в битве при Хунейне Сафвану ибн Умеййе (Муслим); так и мусульманам, поскольку Пророк передал по сто верблюдов Абу Суфйану ибн Харбу, Ибн Хабису и Уйейне ибн Хисну (Муслим).

5. На выкуп рабов – это средства, предназначенные для освобождения рабов и оказания помощи тем, кто заключил письменное соглашение о самовыкупе. Они также используются для освобождения мусульман из вражеского плена, так как это сходно с освобождение должника от долговой кабалы, но выкуп пленника предпочтительней, поскольку его могут убить или заставить отказаться от мусульманской веры.

6. Должники – это люди, которые обязаны выплатить свои долги. Эти долги могут быть двух видов.

а) Когда человек взял деньги в долг в своих собственных интересах для достижения целей, разрешенных шариатом, например, на личные расходы, для приобретения одежды, на свадьбу, лечение, строительство жилища или для приобретения необходимой мебели. Долг может быть также взят для компенсации испорченного по ошибке или небрежности чужого имущества. Таким образом, если должник в связи с бедностью не в состоянии выплатить свой долг, который он взял для достижения целей, поощряемых или разрешаемых шариатом, то из средств закята ему выдаётся необходимая сумма.

При этом должник обязательно должен быть мусульманином и быть не в состоянии самостоятельно выплатить свой долг. Взятые в долг деньги не должны быть израсходованы на греховные цели, а сам долг не должен быть отсроченным до следующего года или позднее, и за его неуплату должник может попасть в тюрьму. Долг также не должен представлять собой задолженность по искупительным пожертвованиям или закяту. В противном случае должнику нельзя оказывать помощь из средств закята.

б) Когда человек взял деньги в долг в интересах другого, например, для прекращения вражды. Такой долг может покрываться за счёт закята, о чём свидетельствует хадис Кабисы аль-Хиляли, который рассказывал: «Однажды, возместив чужую задолженность, я пришёл к посланнику Аллаха, чтобы попросить его о помощи. Он сказал: “Подожди, пока не поступят пожертвования, и мы компенсируем из них твои расходы”. Затем он сказал: “О Кабиса! Просить помощь разрешается в трёх случаях: когда человек возместил чужую задолженность, и тогда ему разрешается попросить помощь, пока не будут компенсированы его расходы; когда кого-то постигло бедствие, в результате которого пропало его имущество, и ему также разрешается попросить помощь, пока его дела не придут в порядок; и когда человека постигла нужда и бедность, что подтверждается тремя разумными членами его общины, и ему разрешается попросить помощь, пока он не поправит своё материальное положение. Во всех других случаях, о Кабиса, просящий съест оказанную ему помощь несправедливо”» (Муслим и Ахмад).

Кроме того, разрешается выплачивать из закята долг умершего, так как не обязательно, чтобы выделенные из закята средства были вручены непосредственно самому должнику. Ведь Аллах предназначил закят не для самих должников, а для оказания помощи им.

7. Средства из закята могут выделяться также на дела, совершаемые на пути Аллаха (фи сабиль Аллах). Слова Всевышнего «(на дела) на пути Аллаха» (Коран, 9:60) указывают на любые дела, которые служат средством приближения к Аллаху, а это значит, что право на получение средств из собранного закята имеет каждый человек, который посвящает себя служению Исламу, если он испытывает нужду.

8. Путники – это люди, которые остались в чужой стране без средств. Из закята им должны быть предоставлены средства, необходимые для возвращения домой. При этом необходимо, чтобы цель совершаемого путешествия не была греховной; эта поездка может быть обязательной, желательной или хотя бы непоощряемой, но и незапрещённой шариатом. Условием предоставления помощи является также отсутствие кого-либо, кто мог бы дать путнику деньги в долг. Он имеет право получить помощь и тогда, когда вынужден для завершения своих дел надолго задержаться в чужой стране.

При расходовании средств закята не обязательно распределять средства по всем восьми категориям. Однако это может быть желательно в зависимости от нужд и интересов дела. Решение о расходовании средств принимает имам, его заместитель или выплачивающий закят.

Закят не выплачивается

По вертикали родового дерева:

1. Отцу и матери, дедушке и бабушке

2. Сыну, дочери и всем их потомкам

3. Состоятельным людям

4. Немусульманам

5. Мужу или жене

6. Семье пророка, его роду

7. Детям меньше семи лет и психически больным

При выплате закята обязательно нужно учитывать условие, чтобы соблюдалось непричастность (тамлик) выплачивающегося закят к самому этому закяту.

Выводы по первой части

Опираясь на аяты из Священного Корана и хадисы пророка, да благословит его Аллах и приветствует, мы доказали, что выплата закята состоятельными мусульманами, т.е. у кого есть нисаб, является фардом (обязательным действием).Мы выявили, что закят один из столпов Ислама.За выплату закята Всевышний Аллах обещал награду. А оставление закята мусульманами – серьезная проблема, которая подрывает социально – экономические, духовно – нравственные устои мусульманского общества.За невыплату закята Всевышний Аллах обещал наказание.

Каждый мусульманин обязан хорошо знать с какого имущества и каком количестве следует выплачивать закят, тщательно проверять на достигаемость нисаба свои материальные ценности, имущество, деньги, ценные бумаги, товары на продажу, скот, если имеется. А если не знает, как вычислять нисаб, то пусть обратится к знающим, чтобы в Судный День не оказатся среди тех, кто потерпел урон.

Выводы по второй главе

Разница между исламской системой и материалистическими системами, которые ограничиваются одними только материальными интересами, преуспеванием и достатком, заключается в конечной цели таких систем, стремящихся к созданию рая на земле, тогда как иного рая для них не существует.

Если же говорить об исламской системе, то богатство и зажиточная жизнь рассматривается в ней только как средство для того, чтобы помогать душам людей возвышаться к их Господу и чтобы заботы о хлебе насущном и борьба за существование не отвлекали их от познания Аллаха, поддержания должной связи с Ним и стремления к жизни вечной, которая лучше и надёжнее.

Каждый, кто ищет спасения, должен жить с сознанием того, что богатства, которыми он обладает, временны, и что однажды предстанет перед их истинным обладателем.

Богатство является благом лишь в том случае, когда оно заработано разрешенным способом, и, не став сердцу идолом, расходуется на пути Всевышнего Аллаха. В противном случае оно – бремя в мирской жизни и причина мучений в жизни следующей. Богатство должно служить средством достижения цели, поставленной хадисом: «Наилучший из людей тот, кто наиболее полезен другим» (Табарани, Маджмау-ль-Авсат, VI, 58)

Как щедрый богач, так и хранящий достоинство бедняк пользуются уважением людей и ими доволен Всевышний Аллах. Однако высокомерных богачей и фальшивых бедняков Ислам порицает. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) делал дуа: «О, Господь! Прибегаю к Тебе от фитны богатства и бедности!» (Муслим, Зикр, 49) То есть по-настоящему богат тот, в ком победят смирение, неприхотливость и упование на Всевышнего Аллаха. Каждый раб, желающий достичь вершин нравственности и удостоиться милости Всевышнего Аллаха, должен делиться вверенными ему благами с нуждающимися. Он должен стремиться к довольству Всевышнего Аллаха, принося пользу другим всеми возможными способами. Выплата закята – это выражение благодарности, в ответ на которую Всевышний Аллах увеличивает свои дары: «Если вы будете благодарны, Я умножу вам [милости]» (Сура «Ибрахим», 7аят).

Положение закята в России

Если говорить о культуре закята в России, то она была утрачена в годы советской власти, как и культура вакфа. Еще в первые годы после революции в РСФСР выплачивался закят, в частности — за счет поступлений от данного очистительного налога в регионах компактного проживания мусульман (в Поволжье, на Северном Кавказе) для колхозов приобретали инвентарь. Однако в последующие годы закят в местах компактного проживания мусульман перестал собираться. На смену ему пришла нерегулярная садака, выплачиваемая благочестивыми мусульманами в дни религиозных праздников.
Вопрос о закяте должен был рано или поздно встать перед мусульманами России, поскольку в отличие от вакфа — это один из пяти столпов ислама.

Развитию культуры закята в России, помимо прочего, препятствует отсутствие у населения необходимых знаний о данном очистительном налоге. Большинство верующих, как видно из опросов, не в состоянии отличить закят от других исламских институтов благотворительности. И религиозные деятели ничего с этим не могут сделать. Однако смешивание закята и садаки — это еще полбеды. На местах регулярные взносы мусульман, идущие на покрытие административных расходов местных общин, нередко именуются закятом. Очевидно, со стороны руководства данных общин имеет место сознательная попытка сакрализировать характер взимаемых на нужды общины членских взносов и придать им «особый» статус. Подобные уловки, думается, не совсем корректны. Наблюдая, что средства, полученные от уплаты этого «закята» идут не в пользу тех категорий, которые упомянуты в Коране, верующие, напротив, теряют доверие к закяту как институту, способному способствовать эффективному перераспределению богатства в обществе в пользу нуждающихся членов общины.
Неизбежны злоупотребления и при распределении той части очистительного налога, которая полагается сборщикам закята. Зачастую данная доля может достигать 30% от распределяемого закята.
В условиях отсутствия в России централизованной системы закята функцию по сбору и распределению очистительного налога взяли на себя некоторые региональные духовные управления мусульман. При этом в большинстве мечетей духовенство и прихожане продолжают смешивать понятия «садака» «закят».
Пожалуй, самый позитивный опыт по сбору и распределению закята в современной России при непосредственном участии Духовного управления можно наблюдать в Карелии. В республике сбором и распределением закята занимается Духовное управление мусульман Республики Карелия (ДУМ РК), имеющее общины в Петрозаводске, Костомукше и Кондопоге.
Успех карельской общины в вопросах сбора и распределения закята объясняется во многом ее немногочисленностью. Члены общины хорошо знают тех, кто может выплачивать закят и тех, кто нуждается в средствах. На плечи ДУМ РК, таким образом, ложится лишь техническая задача по сбору и распределению очистительного налога. Немаловажную роль играет и тот факт, что муфтий Республики Карелия в своих проповедях, публикациях и публичных выступлениях уделяет значительное внимание необходимости уплаты закята верующими.

В данное время собиранием и распределением закята в России занимаются благотворительные фонды « Закят» при ДУМЕР, «Солидарность» в Москве, также фонд « Закят» при ДУМ РТ.

Выводы по третьей главе

Таким образом, во всех без исключения мусульманских странах исламские налоги (закят) не являются стержнем налоговой системы. К примеру, подоходный налог существует во всех странах, где введены выплаты закята.

В настоящее время преждевременно говорить о создании какой-либо централизованной системы по сбору и распределению закята во всероссийском масштабе под эгидой ЦДУМ или Совета муфтиев или других координирующих мусульманских структур в условиях отсутствия единого для мусульман Духовного управления. Первым шагом на этом пути должно стать совершенствование технической базы по закяту, в частности совершенствование баз данных получателей очистительного налога. Кроме того, необходимо максимально широко использовать современные технологии. Для того чтобы собирать и распределять закят в России, не требуется внесения поправок в законодательство. Однако необходимо в дальнейшем предусмотреть налоговые льготы в отношении регулярных плательщиков закята, в противном случае закят будет иметь характер нерегулярных благотворительных выплат, т.е. будет, как и прежде, подменяться садакой

Заключение

В ходе данного исследования были решены следующие поставленные задачи:

- изучена теоретическая основа закята.

- рассмотрен опыт мусульманских стран в выплате закята

- изучены социально – экономические и духовно – нравственные аспекты закята

- изучено состояние по выплате закята в России и перспективы ее развития

Рассмотрены положительные и отрицательные моменты, а также пути развития закята, дан прогноз перспективам развития закята и сделаны следующие выводы:

Одной из причин пассивности исламской уммы в сфере закята помимо недостаточной просвещенности, также невысокий уровень доверия мусульман к самой системе аккумулирования и распределения денег.

По мнению экспертов, огромную роль при сборе закята играет личность человека, который решился заниматься этой работой. Он должен не только обладать знаниями о том, когда, при каких условиях и сколько средств следует выплатить мусульманину, но и чувством ответственности, высоким авторитетом среди членов общины. «В России люди не выплачивают закят, поскольку элементарно не всем доверяют», — считают эксперты.

В большинстве случаев этому способствуют укоренившиеся в народе стереотипы, с которыми необходимо бороться. В частности, у многих мусульман существует неправильное мнение о том, что пожертвования, которые собирает имам или другой представитель руководства общины, он затем «кладет себе в карман».

В ходе исследования поставленная гипотеза получила свое подтверждение в том, что закят необходим для улучшения качества жизни в обществе, достичь этого можно в случае:

- внедрения в учебный процесс дисциплин объясняющих вред оставления закята, что увеличит среди людей количества выплачивающих закят.

- на пятничных проповедях, в телевидении, в прессе побольше рассказывать о обязательности закята, о вреде его оставления.

Центральное духовное управление мусульман России

Религиозная организация

Духовное образовательное учреждение

«Российский исламский университет»

Наши рекомендации