Управление распределением и использованием чистой прибыли

Наряду с формированием прибыли большое значение имеет ее распределение и использование.

Распределение прибыли — это выделение части прибыли на определенные цели.

Использование прибыли — это конкретные направления расходования средств в пределах выделенных на определенные цели сумм.

Распределение прибыли осуществляется в два этапа.

На первом этапе распределяется прибыль до налогообложения. Часть этой прибыли в виде налогов направляется в бюджеты разных уровней. Это распределение прибыли регулируется законодательно.

На втором этапе распределяется чистая прибыль предприятий в соответствии с их уставами и решениями, принимаемыми высшими органами управления. Следует иметь в виду, что распределение чистой прибыли зависит от организационно-правовой формы предприятия. Предприятия могут создавать специальные фонды, которые формируются за счет чистой прибыли, например фонд накопления, фонд развития социальной сферы, фонд потребления, но могут распределять прибыль, не создавая фондов, определяя направление использования средств.

Вся чистая прибыль, как правило, распределяется на две основные части: потребляемую и капитализируемую.

К потребляемой части относят:

1) выплаты дивидендов учредителям, акционерам (по привилегированным и обычным акциям). Эти выплаты формируют доходы собственников предприятий, держателей акций. Порядок выплат определяется учредительными документами и решениями высших органов управления;

2) средства на социальные нужды и дополнительное материальное стимулирование персонала предприятия. Они предназначаются для выплаты дополнительных премий, вознаграждений, оказания материальной помощи работникам, обеспечения персонала бесплатным или льготным питанием,

оплаты обучения, дополнительного медицинского страхования, страхования жизни, лечения, отдыха персонала, проведения оздоровительных, культурно-массовых мероприятий, выплаты надбавок к пенсиям ветеранам труда и др.;

3) отчисления на благотворительные цели: оказание помощи общественным, религиозным организациям, учреждениям культуры, образования и др.

К капитализируемой части относят:

1) увеличение резервного капитала (резервного фонда).За счет этих средств покрываются непредвиденные расходы, убытки, осуществляются выплаты дивидендов по привилегированным акциям при отсутствии прибыли текущего года. Резервный капитал формируется в соответствии с законодательством

страны и (или) учредительными документами хозяйствующих субъектов;

2) увеличение уставного капитала — по решению собственников или в связи с изменением законодательства, регулирующего деятельность предприятий конкретной организационно-правовой формы;

3) средства на производственное развитие (фонд накопления) — часть чистой прибыли, направляемая на расширение хозяйственной деятельности: финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, капитальных вложений в основные фонды, увеличение собственных

оборотных средств и др. За счет этих средств производится также погашение долгосрочных кредитов и процентов по ним;

4) средства на развитие социальной сферы (фонд социальной сферы). Эти средства предназначаются для развития имеющихся у предприятия объектов социальной инфраструктуры: поликлиники, спортивные сооружения, культурные центры и т. п., т. е. это вложения в непроизводственные основные средства.

Кроме названных направлений распределения и использования прибыли предприятия за счет чистой прибыли покрывают некоторые расходы, в частности налоговые санкции, штрафы за несоблюдение требований по охране окружающей среды, санитарных норм и правил и др. - прочие нужды.

Для характеристики направлений использования прибыли на предприятии рассчитывают следующие коэффициенты:

• коэффициент капитализации — отношение суммы капитализированной прибыли к сумме чистой прибыли;

• коэффициент выплат собственникам, акционерам — отношение суммы выплат собственникам, акционерам к сумме чистой прибыли;

коэффициент участия персонала в прибыли — отношение суммы выплат, льгот персоналу за счет прибыли к сумме чистой прибыли.

Основной задачей управления распределением прибыли после уплаты налогов является оптимизация пропорций между капитализируемой и потребляемой ее частями.

Это сложная задача, так как в процессе распределения прибыли затрагиваются интересы учредителей, держателей акций, руководителей предприятий, трудовых коллективов. Следует иметь в виду, что капитализация прибыли имеет очень большое положительное значение, так как она способствует:

• увеличению собственных финансовых ресурсов для развития предприятия, следовательно, для роста массы прибыли в перспективе;

• увеличению собственного капитала предприятия, повышению финансовой устойчивости;

• повышению стоимости предприятия, его инвестиционной привлекательности.

Управление распределением и использованием прибыли строится с учетом экономической стратегии предприятия, инвестиционной, дивидендной, социальной политики.

В процессе управления рекомендуется учитывать следующие факторы:

• стадию жизненного цикла предприятия (на ранних стадиях жизненного цикла предприятие вынуждено больше средств инвестировать в свое развитие);

• необходимость расширения предприятием своих инвестиционных программ (особенно в периоды перехода на новые технологии);

• степень готовности к реализации отдельных инвестиционных проектов с высоким уровнем эффективности;

• возможность формирования финансовых ресурсов за счет банковских кредитов и других источников;

• уровень риска осуществляемых хозяйственных операций

и степень его страхования;

• стадию конъюнктурного цикла товарного рынка;

• необходимость усиления мотивации труда персонала.

Показатели рентабельности

Прибыль характеризует результат деятельности предприятия, эффект. Для оценки эффективности работы используют показатели рентабельности.

Рентабельность— это отношение прибыли к показателям, формирующим конечный финансовый результат: доходам, расходам, величине используемых экономических ресурсов, вложенному капиталу. Рентабельность обычно рассчитывается в виде коэффициентов или в процентном отношении к тому или иному показателю; расчет проводят по данным за определенный период (год, квартал).

Рентабельность характеризует прибыльность, выгодность работы предприятия в целом, различных направлений деятельности (производственной, финансовой), прибыльность производства отдельных видов продукции, услуг. Показатели рентабельности используют не только для оценки эффективности деятельности предприятия, но и как инструмент в ценообразовании, в инвестиционной политике.

Основные показатели рентабельности:

1. Рентабельность продукции — отношение прибыли от продаж к полной себестоимости реализованной продукции. Этот показатель характеризует сумму прибыли, получаемую на 1 руб. полной себестоимости реализованной продукции, и определяется не только по всему объему, но и по каждому виду продукции. В отдельных случаях (в зависимости от цели анализа) рентабельность продукции может быть определена на основе валовой прибыли и производственной себестоимости продукции. Рентабельность продукции учитывается в процессе ценообразования.

2. Рентабельность продаж — отношение прибыли от продаж к выручке от реализации продукции. Этот показатель характеризует долю прибыли в выручке (доходе от реализации продукции).

3. Рентабельность совокупных расходов — отношение суммы прибыли до налогообложения к общей сумме расходов предприятия (расходы по обычной деятельности и прочие расходы). Это обобщающий показатель эффективности расходов предприятия.

4. Рентабельность производственной деятельности — отношение прибыли от продаж к среднегодовой сумме основных производственных фондов и материальных оборотных средств.

Этот показатель характеризует эффективность производственной деятельности.

5. Рентабельность активов (вложенного капитала) — отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней сумме активов (вложенного капитала) предприятия за определенный период. Это важный показатель, позволяющий оценить эффективность всех видов деятельности предприятия к совокупности.

6. Рентабельность оборотных активов — отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней сумме оборотных активов предприятия за определенный период. Этот показатель отражает эффективность использования оборотных средств и тесно связан с их оборачиваемостью. Для оценки рентабельности оборотных средств в операционной (производственной) деятельности следует использовать прибыль от продаж и среднюю сумму оборотных средств, функционирующих в производственной деятельности предприятия.

7. Рентабельность основных средств — отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней сумме основных средств предприятия за определенный период. Рост этого показателя связан с повышением фондоотдачи.

8. Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к средней сумме собственного капитала предприятия за определенный период. Этот показатель характеризует эффективность использования средств собственников предприятия. Собственники предприятия могут сравнить этот

показатель с возможным получением дохода от вложения своих средств в другие виды бизнеса.

Наибольшее распространение в аналитической работе в настоящее время имеют показатели рентабельности продаж и рентабельности активов (вложенного капитала). Для предприятия важно выявить и количественно оценить влияние на формирование показателя рентабельности различных факторов. Для этого строят модели взаимосвязи показателей рентабельности

с другими показателями деятельности предприятия. Например, рентабельность вложенного капитала можно представить в виде следующих моделей:

Пч Пч Кс

Рк =----- = ----- х -----

К Кс К

где Пч — чистая прибыль за определенный период, руб.;

К— вложенный капитал (средняя за период сумма), руб.;

Кс — собственный капитал (средняя за период сумма), руб.;

Пч/К рентабельность вложенного капитала, рассчитанная на основе чис той прибыли;

Пч/Кс — рентабельность собственного капитала;

Кс/К - доля собственного капитала в общей сумме капитала предприятия.

Из приведенной формулы видно, что рентабельность капитала зависит от рентабельности собственного капитала и состава капитала предприятия, доли собственного капитала в общей его сумме.

Рентабельность оборотных средств в операционной (производственной) деятельности можно представить моделью: Пр В Пр

Рос=------- = ------- х ------

ОСср ОСср В

где Пр — прибыль от продаж, руб.;

В — выручка от реализации продукции, руб.;

ОСср — средняя за период сумма оборотных средств в операционной (производственной) деятельности, руб.;

В/ОСср— коэффициент оборачиваемости оборотных средств;

Пр/В— рентабельность продаж.

Формула показывает, что рентабельность оборотных средств зависит от оборачиваемости оборотных средств и рентабельности продаж.

На основе построенных моделей взаимосвязи показателей проводится факторный анализ, определяются направление и сила влияния отдельных факторов на рентабельность. Такой анализ имеет большое значение для выявления резервов повышения рентабельности.

Планирование прибыли

Прибыль является важным показателем плана хозяйственно- финансовой деятельности предприятия. Прогнозы прибыли необходимы для принятия многих управленческих решений:

- обоснования возможности привлечения долгосрочных кредитов и определения реальных сроков их погашения; оценки экономической эффективности, выгодности инвестиционных проектов;

- обоснования возможностей финансирования различных программ.

Цель планирования прибыли на предприятиях — использование выявленных в процессе анализа резервов ее роста и поиск новых возможностей повышения рентабельности.

Предприятия планируют прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистую прибыль.

Основную массу прибыли предприятия составляет прибыль от продаж (реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг). Планирование этой прибыли может проводиться с использованием разных методов.

Наиболее распространенным является метод прямого счета. Он используется, как правило, на предприятиях с небольшим ассортиментом выпускаемой продукции. Прибыль рассчитывается по каждому виду продукции на основе полной себестоимости единицы продукции, отпускных цен (без налога на добавленную стоимость, акцизов) и плановых объемов товарной продукции в заданном периоде (обычно расчет ведется на год).

Разновидностью метода прямого счета продукции является метод, при котором рассчитывается усеченная себестоимость по всему ассортименту выпускаемой продукции на основе переменных расходов на единицу продукции и планового объема производства товарной продукции. Прибыль при этом определяется как разность между общей стоимостью товарной продукции,

ее усеченной себестоимостью и постоянными расходами предприятия.

Плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск продукции следует отличать от прибыли на объем реализации продукции в плановом периоде. Прибыль от реализации продукции (ПР) в плановом периоде рассчитывается следующим образом:

ПР = ПТП + ПГПн – ПГПк,

где ПТП — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.;

ПГПн — прибыль от продажи остатков нереализованной продукции (готовой продукции на складе) на начало периода, тыс. руб.;

ПГПк — прибыль в остатках готовой продукции на конец планового периода, тыс. руб.

Аналитический метод планирования прибыли применяют наряду с методом прямого счета при широком ассортименте выпускаемой продукции. Этот метод позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую величину прибыли. При использовании аналитического метода прибыль рассчитывают не по отдельным видам продукции, а по всей сравнимой продукции

в целом. Сравнимая продукция планового года — это такая же продукция, которая выпускалась в отчетном периоде. По несравнимой, новой, продукции прибыль планируется отдельно.

Использование аналитического метода предполагает два этапа:

1. Расчет возможной прибыли в планируемом году на основе базовой рентабельности продаж отчетного года и планируемых объемов производства и реализации продукции (или базовой рентабельности производства продукции и планируемой себестоимости реализованной продукции).

2. Расчет влияния на возможную плановую прибыль различных факторов, которые могут привести к ее увеличению или снижению: снижение себестоимости, структурные сдвиги в ассортименте производимой продукции, изменение цен и др. На этом этапе очень важно выявить неиспользованные резервы увеличения прибыли , а также учесть влияние на прибыль внедрения инноваций. Резервами увеличения прибыли являются:

- повышение цен,

- увеличение объема выпуска продукции,

- снижение себестоимости продукции,

- повышение качества продукции и т.д.

Кроме прибыли от реализации продукции предприятие может иметь прибыль от оказания услуг, от реализации основных фондов и другого имущества, от сдачи в аренду помещений, оборудования, от различных финансовых операций и др. Все эти виды прибыли планируют методом прямого счета с учетом соответствующих видов доходов и расходов или на основе опыта прошлых лет.

Наши рекомендации