Управление формированием прибыли от реализации продукции.

Механизм управления формированием суммы прибыли от реализации продукции (от продаж) строится с учетом тесной взаимосвязи этого показателя с объемом производства и реализации продукции, доходов и расходов (издержек) предприятия.

Задачи управления формированием прибыли от реализации:

1. Определение объема производства и реализации продукции, обеспечивающего безубыточную деятельность (критического объема производства).

Для достижения точки безубыточности предприятие должно обеспечить такой объем производства и реализации продукции (ОПб), при котором сумма дохода — чистая выручка (В) сравняется с суммой издержек производства, как постоянных (Ипост), так и переменных (Ипер)

Для расчета критического объема производства обычно используется формула

Ипост

ОПб = --------------

Цед – Ипер.ед.

где ОПб — объем производства и реализации продукции, обеспечивающий безубыточность (критический объем производства),ед. продукции;

Ипост — сумма постоянных издержек (расходов), руб.;

Цед — цена единицы продукции, руб.;

Ипер. ед — переменные издержки (расходы) на единицу продукции, руб.;

(Цед – Ипер.ед) — вклад на покрытие постоянных издержек с единицы продукции, руб.

Критическому объему производства соответствует доход, т. е. выручка в рублях, которая будет иметь место при реализации продукции. Эта выручка не приносит прибыли, поэтому она тоже носит название критической (пороговой).

2. Определение плановой (целевой) суммы прибыли от реализации продукции при заданных плановых значениях постоянных расходов, объема производства, цены единицы продукции, величины переменных расходов на единицу продукции.

Пц = (ОПц × Цед) – (ОПц × Ипер. ед) – Ипост,

где Пц — целевая (необходимая) прибыль, руб.;

ОПц — заданный (целевой, планируемый) объем производства и реализации, ед. продукции;

(ОПц × Цед) — выручка от реализации продукции, руб.;

(ОПц × Ипер. ед) — сумма переменных издержек производства, руб.

Определение предела безопасности и запаса финансовой прочности.

Предел (маржа) безопасности — рассчитывается как разность между объемом производства продукции, обеспечивающим получение целевой прибыли, и критическим объемом производства: ОП факт – ОПб:

Запас финансовой прочности — рассчитывается как разность между выручкой от реализации продукции, обеспечивающей получение целевой прибыли, и критической (пороговой) выручкой. Запас финансовой прочности по сути соответствует пределу безопасности, но рассчитывается не в натуральных показателях, а в рублях: (ОПфакт – ОПб) × Цед:

Запас финансовой прочности характеризуют размер возможного снижения стоимостного объема реализации продукции при неблагоприятной рыночной конъюнктуре, который позволяет работать безубыточно.

Предел безопасности и запас финансовой прочности могут быть выражены относительными величинами, в виде коэффициентов безопасности.

Кбез = ЗФП / ОПфакт

4. Определение возможных приростов суммы прибыли от реализации продукции при оптимизации соотношения постоянных и переменных издержек (расходов).

При высокой доле постоянных расходов в общей их сумме предприятие значительно позже достигает точки безубыточности, т. е. ему для достижения безубыточности необходим достаточно большой объем производства. Но при дальнейшем наращивании объемов производства и реализации продукции,

после преодоления точки безубыточности предприятие будет получать большую сумму прибыли на каждый процент прироста объемов деятельности по сравнению с другими, у которых первоначально доля постоянных расходов была низкой. Это связано с тем, что за счет постоянных расходов их относительная величина на единицу продукции будет снижаться в большей степени.

Эффект финансового рычага

Подразделение всей совокупности издержек производства (расходов, связанных с производством и реализацией продукции) на постоянные и переменные позволяет использовать в управлении формированием прибылью от продаж механизм, известный как операционный леверидж (операционный рычаг).

Действие этого механизма основано на том, что наличие постоянных расходов в общей их сумме приводит к тому, что при увеличении объема реализации продукции сумма прибыли от продаж всегда увеличивается еще более высокими темпами.

Однако степень чувствительности прибыли от продаж к изменению объема реализации неодинакова на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных расходов. Чем выше доля постоянных расходов в общей сумме расходов предприятия, тем в большей степени изменяется сумма прибыли от продаж по отношению к темпам изменения объема реализации товаров.

Соотношение постоянных и переменных издержек (расходов) предприятия называется коэффициентом операционного рычага, который рассчитывается по формуле Ипост

Кор = ------------

Иоб

где Кор — коэффициент операционного рычага;

Ипост — сумма постоянных издержек (расходов), руб.;

Иоб — общая сумма издержек (расходов), руб.

Конкретное соотношение прироста суммы прибыли и суммы реализации продукции, достигаемое при определенном коэффициенте операционного рычага, характеризуется показателем эффект операционного рычага. Формула расчета этого показателя имеет вид: ΔП ΔВ

Эор = ------ : -------

П В

где — ΔП/ Птемп прироста прибыли от продаж;

— ΔВ/В темп прироста выручки от реализации продукции.

Подход к расчету эффекта операционного рычага возможен на основе формул

Эор = (П + Ипост) / П, или Эор = (В – И пер) / П,

где П — прибыль от продаж, руб.;

Ипост — постоянные издержки (расходы), руб.;

В — выручка от реализации продукции, руб.;

Ипер — переменные издержки (расходы), руб.

В конкретных ситуациях проявление механизма операционного рычага имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью.

1. Положительное воздействие операционного рычага начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности.

2. После преодоления точки безубыточности чем выше коэффициент операционного рычага, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем реализации продукции.

3. Наибольшее положительное воздействие операционного рычага достигается в зоне, максимально приближенной к точке безубыточности (после ее преодоления).

4. Механизм операционного рычага имеет и обратную направленность — при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени уменьшается размер прибыли от продаж.

5. Эффект операционного рычага стабилен только в коротком периоде.

Исходя из целей предприятия в процессе управления прибылью от продаж возможно принятие следующих решений:

• увеличение объемов производства;

• сокращение переменных расходов на единицу продукции;

• сокращение постоянных расходов;

• изменение цен на продукцию;

• изменение соотношения постоянных и переменных расходов в общей их сумме.

Названные решения могут приниматься в совокупности и при соответствующем экономическом обосновании.

Наши рекомендации