Тема 9. Формирование доходов и прибыли предприятия 4 часа

Тема 9. Формирование доходов и прибыли предприятия 4 часа

Экономическая сущность доходов и прибыли , виды доходов.

Виды прибыли предприятия

Цели и задачи управления прибылью предприятия

Управление формированием прибыли от реализации продукции.

Эффект финансового рычага

Управление распределением и использованием чистой прибыли

Показатели рентабельности

Планирование прибыли

Экономическая сущность доходов и прибыли , виды доходов.

В условиях рыночной экономики прибыль выступает как цель деятельности всех коммерческих организаций , конечный положительный финансовый результат.

Финансовый результат может быть и отрицательным, т. е. предприятие может нести убытки. Получение прибыли жизненно необходимо предприятиям, так как прибыль служит источником финансовых ресурсов для их развития.

Наличие прибыли позволяет удовлетворять не только экономические интересы предприятия как хозяйствующего субъекта, но и государства, работников данного предприятия, собственников капитала.

Объектом экономических интересов государства является та часть прибыли, которую уплачивает предприятие в виде налогов. Экономический интерес предприятия заключается в увеличении доли прибыли, остающейся в его распоряжении. За счет этой части прибыли предприятие решает экономические задачи своего развития. Интересы работников также связаны с остающейся в распоряжении предприятия прибылью, так как она является источником средств для улучшения условий труда, повышения квалификации, дополнительного материального стимулирования, социального развития. Собственники капитала прямо заинтересованы в росте прибыли, так как на этой основе обеспечивается рост их капитала.

На практике прибыль определяется как разность между доходами и расходами предприятия.

Доходы организаций — это увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

В зависимости от характера, условий получения и направлений деятельности предприятия доходы подразделяются на следующие виды:

— доходы от обычных видов деятельности;

— прочие доходы.

Доходы от обычных видов деятельности — это выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей (чистая выручка). Эти доходы характеризуют результат операционной (производственной) деятельности и являются одним из

важных показателей плана хозяйственно-финансовой деятельности предприятия.

Прочие доходы достаточно разнородны, поэтому в их составе можно выделить несколько разновидностей.

1), Доходы предприятия, формирование которых не связано с реализацией продукции (выполнением работ, оказанием услуг), но является результатом определенных хозяйственных и финансовых операций. Например, поступления от предоставления за плату во временное пользование активов предприятия; поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций (включая проценты по ценным бумагам); доходы от продажи основных фондов и иного имущества и др. Эти доходы планируются.

2) Нерегулярные поступления. (полученные штрафы, пени неустойки за нарушение хозяйственными партнерами условий договоров; положительные курсовые разницы при повышением курса иностранных валют; списание кредиторской задолженности в связи с истечением сроков исковой давности .

3) Поступления, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств, например страховые возмещения в связи с авариями, пожарами, стихийными бедствиями.

Общая сумма всех доходов предприятия представляет собой валовые доходы.Доходы позволяют предприятию возмещать текущие расходы, что создает основу для самоокупаемости хозяйственной деятельности и формировать прибыль, что создает основу для самофинансирования.

Виды прибыли предприятия

Полученные предприятием доходы формируют его прибыль.

Прибыль предприятий подразделяется на несколько видов: валовая прибыль,

прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистая прибыль.

Валовая прибыль определяется как разность между выручкой от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг (без НДС , акцизов и других

аналогичных обязательных платежей) и производственной себестоимостью реализованной продукции (работ, услуг).

В предприятиях торговли валовая прибыль представляет собой разность между выручкой от продажи товаров (без НДС) и стоимостью реализованных товаров по закупочным ценам, т. е. валовая прибыль в торговле — это доход, полученный в виде торговых надбавок.

Прибыль от продаж отражает конечный результат операционной (производственной) деятельности предприятия и формируется как разность между валовой прибылью и управленческими и коммерческими расходами. Прибыль (убыток) от продаж — это разность между чистой выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции (выполненных работ, оказанных услуг). В предприятиях торговли — это разность между доходом от торговых надбавок и издержками обращения.

Наряду с операциями по реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг предприятия имеют и другие хозяйственные и финансовые операции и соответственно прочие доходы и расходы.

Прибыль до налогообложения рассчитывается с учетом прочих доходов (прибавляются) и прочих расходов (вычитаются). Прибыль до налогообложения — конечный результат хозяйственно-финансовой деятельности.

Чистая прибыль формируется после уплаты текущего налога на прибыль. При этом учитываются также изменения отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств.

В практике хозяйственной деятельности выделяют следующие виды прибыли предприятий.

1. Прибыль до уплаты налогов и процентов имеет значение для юридических и физических лиц, предоставляющих предприятию кредиты, займы и получающих соответствующие проценты. Эта сумма прибыли может быть рассчитана на основе отчета о прибылях и убытках, в котором выделяются суммы процентов, полученных и уплаченных предприятием в определенном периоде.

2. Налогооблагаемая прибыль определяется на основе данных налогового учета и представляет собой ту сумму прибыли, которая выступает базой для уплаты налогов, т. е. это расчетная величина, определяемая в соответствии с требованиями действующего налогового законодательства.

3.Базовая прибыль — показатель, рассчитываемый в акционерных обществах и представляющий собой чистую прибыль, уменьшенную на сумму дивидендов по привилегированным акциям, начисленным их владельцам за отчетный год. В отчете о прибылях и убытках акционерных обществ отражается базовая прибыль (убыток) на акцию. Это отношение базовой прибыли

отчетного года к средневзвешенному количеству обыкновенных акций, находящихся в обращении в течение года.

4. Нераспределенная прибыль — финансовый ресурс, накопленный за весь период существования предприятия путем реинвестирования части чистой прибыли после ее распределения собственниками (после выплат дивидендов акционерам и учредителям). Нераспределенная прибыль отражается в бухгалтерском балансе предприятия (раздел «Капитал и резервы»).

Наряду с обобщающим показателем прибыли на предприятиях может быть определена прибыль по конкретным видам деятельности и отдельным операциям, например прибыль от финансовых вложений, операций с ценными бумагами, от предоставления во временное пользование активов предприятия,

На величину прибыли (убытка) предприятия влияют различные факторы, среди которых можно выделить внешние, независимые от предприятия, и внутренние.

Внешними факторами являются: политическая стабильность, состояние экономики страны, региона, темпы инфляции, конъюнктура рынка, банковский процент, размеры налогов, цены на экономические ресурсы, услуги сторонних организаций и др.

К внутренним факторам относятся объемы хозяйственно- финансовой деятельности, ассортимент реализуемой продукции, себестоимость производства и реализации продукции, цены реализации, наличие прочих доходов и расходов, обеспеченность собственными оборотными средствами, наличие долгосрочных кредитов и займов, эффективность использования ресурсного

потенциала (основных и оборотных средств, персонала) и др. В процессе анализа прибыли рассчитывают влияние различных факторов на прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистую прибыль для того, чтобы обосновать управленческие решения, связанные с формированием прибыли в

перспективе.

Ипост

ОПб = --------------

Цед – Ипер.ед.

где ОПб — объем производства и реализации продукции, обеспечивающий безубыточность (критический объем производства),ед. продукции;

Ипост — сумма постоянных издержек (расходов), руб.;

Цед — цена единицы продукции, руб.;

Ипер. ед — переменные издержки (расходы) на единицу продукции, руб.;

(Цед – Ипер.ед) — вклад на покрытие постоянных издержек с единицы продукции, руб.

Критическому объему производства соответствует доход, т. е. выручка в рублях, которая будет иметь место при реализации продукции. Эта выручка не приносит прибыли, поэтому она тоже носит название критической (пороговой).

2. Определение плановой (целевой) суммы прибыли от реализации продукции при заданных плановых значениях постоянных расходов, объема производства, цены единицы продукции, величины переменных расходов на единицу продукции.

Пц = (ОПц × Цед) – (ОПц × Ипер. ед) – Ипост,

где Пц — целевая (необходимая) прибыль, руб.;

ОПц — заданный (целевой, планируемый) объем производства и реализации, ед. продукции;

(ОПц × Цед) — выручка от реализации продукции, руб.;

(ОПц × Ипер. ед) — сумма переменных издержек производства, руб.

Эффект финансового рычага

Подразделение всей совокупности издержек производства (расходов, связанных с производством и реализацией продукции) на постоянные и переменные позволяет использовать в управлении формированием прибылью от продаж механизм, известный как операционный леверидж (операционный рычаг).

Действие этого механизма основано на том, что наличие постоянных расходов в общей их сумме приводит к тому, что при увеличении объема реализации продукции сумма прибыли от продаж всегда увеличивается еще более высокими темпами.

Однако степень чувствительности прибыли от продаж к изменению объема реализации неодинакова на предприятиях, имеющих различное соотношение постоянных и переменных расходов. Чем выше доля постоянных расходов в общей сумме расходов предприятия, тем в большей степени изменяется сумма прибыли от продаж по отношению к темпам изменения объема реализации товаров.

Соотношение постоянных и переменных издержек (расходов) предприятия называется коэффициентом операционного рычага, который рассчитывается по формуле Ипост

Кор = ------------

Иоб

где Кор — коэффициент операционного рычага;

Ипост — сумма постоянных издержек (расходов), руб.;

Иоб — общая сумма издержек (расходов), руб.

Конкретное соотношение прироста суммы прибыли и суммы реализации продукции, достигаемое при определенном коэффициенте операционного рычага, характеризуется показателем эффект операционного рычага. Формула расчета этого показателя имеет вид: ΔП ΔВ

Эор = ------ : -------

П В

где — ΔП/ Птемп прироста прибыли от продаж;

— ΔВ/В темп прироста выручки от реализации продукции.

Подход к расчету эффекта операционного рычага возможен на основе формул

Эор = (П + Ипост) / П, или Эор = (В – И пер) / П,

где П — прибыль от продаж, руб.;

Ипост — постоянные издержки (расходы), руб.;

В — выручка от реализации продукции, руб.;

Ипер — переменные издержки (расходы), руб.

В конкретных ситуациях проявление механизма операционного рычага имеет ряд особенностей, которые необходимо учитывать в процессе его использования для управления прибылью.

1. Положительное воздействие операционного рычага начинает проявляться лишь после того, как предприятие преодолело точку безубыточности.

2. После преодоления точки безубыточности чем выше коэффициент операционного рычага, тем большей силой воздействия на прирост прибыли будет обладать предприятие, наращивая объем реализации продукции.

3. Наибольшее положительное воздействие операционного рычага достигается в зоне, максимально приближенной к точке безубыточности (после ее преодоления).

4. Механизм операционного рычага имеет и обратную направленность — при любом снижении объема реализации продукции в еще большей степени уменьшается размер прибыли от продаж.

5. Эффект операционного рычага стабилен только в коротком периоде.

Исходя из целей предприятия в процессе управления прибылью от продаж возможно принятие следующих решений:

• увеличение объемов производства;

• сокращение переменных расходов на единицу продукции;

• сокращение постоянных расходов;

• изменение цен на продукцию;

• изменение соотношения постоянных и переменных расходов в общей их сумме.

Названные решения могут приниматься в совокупности и при соответствующем экономическом обосновании.

Показатели рентабельности

Прибыль характеризует результат деятельности предприятия, эффект. Для оценки эффективности работы используют показатели рентабельности.

Рентабельность— это отношение прибыли к показателям, формирующим конечный финансовый результат: доходам, расходам, величине используемых экономических ресурсов, вложенному капиталу. Рентабельность обычно рассчитывается в виде коэффициентов или в процентном отношении к тому или иному показателю; расчет проводят по данным за определенный период (год, квартал).

Рентабельность характеризует прибыльность, выгодность работы предприятия в целом, различных направлений деятельности (производственной, финансовой), прибыльность производства отдельных видов продукции, услуг. Показатели рентабельности используют не только для оценки эффективности деятельности предприятия, но и как инструмент в ценообразовании, в инвестиционной политике.

Основные показатели рентабельности:

1. Рентабельность продукции — отношение прибыли от продаж к полной себестоимости реализованной продукции. Этот показатель характеризует сумму прибыли, получаемую на 1 руб. полной себестоимости реализованной продукции, и определяется не только по всему объему, но и по каждому виду продукции. В отдельных случаях (в зависимости от цели анализа) рентабельность продукции может быть определена на основе валовой прибыли и производственной себестоимости продукции. Рентабельность продукции учитывается в процессе ценообразования.

2. Рентабельность продаж — отношение прибыли от продаж к выручке от реализации продукции. Этот показатель характеризует долю прибыли в выручке (доходе от реализации продукции).

3. Рентабельность совокупных расходов — отношение суммы прибыли до налогообложения к общей сумме расходов предприятия (расходы по обычной деятельности и прочие расходы). Это обобщающий показатель эффективности расходов предприятия.

4. Рентабельность производственной деятельности — отношение прибыли от продаж к среднегодовой сумме основных производственных фондов и материальных оборотных средств.

Этот показатель характеризует эффективность производственной деятельности.

5. Рентабельность активов (вложенного капитала) — отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней сумме активов (вложенного капитала) предприятия за определенный период. Это важный показатель, позволяющий оценить эффективность всех видов деятельности предприятия к совокупности.

6. Рентабельность оборотных активов — отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней сумме оборотных активов предприятия за определенный период. Этот показатель отражает эффективность использования оборотных средств и тесно связан с их оборачиваемостью. Для оценки рентабельности оборотных средств в операционной (производственной) деятельности следует использовать прибыль от продаж и среднюю сумму оборотных средств, функционирующих в производственной деятельности предприятия.

7. Рентабельность основных средств — отношение прибыли до налогообложения или чистой прибыли к средней сумме основных средств предприятия за определенный период. Рост этого показателя связан с повышением фондоотдачи.

8. Рентабельность собственного капитала — отношение чистой прибыли к средней сумме собственного капитала предприятия за определенный период. Этот показатель характеризует эффективность использования средств собственников предприятия. Собственники предприятия могут сравнить этот

показатель с возможным получением дохода от вложения своих средств в другие виды бизнеса.

Наибольшее распространение в аналитической работе в настоящее время имеют показатели рентабельности продаж и рентабельности активов (вложенного капитала). Для предприятия важно выявить и количественно оценить влияние на формирование показателя рентабельности различных факторов. Для этого строят модели взаимосвязи показателей рентабельности

с другими показателями деятельности предприятия. Например, рентабельность вложенного капитала можно представить в виде следующих моделей:

Пч Пч Кс

Рк =----- = ----- х -----

К Кс К

где Пч — чистая прибыль за определенный период, руб.;

К— вложенный капитал (средняя за период сумма), руб.;

Кс — собственный капитал (средняя за период сумма), руб.;

Пч/К рентабельность вложенного капитала, рассчитанная на основе чис той прибыли;

Пч/Кс — рентабельность собственного капитала;

Кс/К - доля собственного капитала в общей сумме капитала предприятия.

Из приведенной формулы видно, что рентабельность капитала зависит от рентабельности собственного капитала и состава капитала предприятия, доли собственного капитала в общей его сумме.

Рентабельность оборотных средств в операционной (производственной) деятельности можно представить моделью: Пр В Пр

Рос=------- = ------- х ------

ОСср ОСср В

где Пр — прибыль от продаж, руб.;

В — выручка от реализации продукции, руб.;

ОСср — средняя за период сумма оборотных средств в операционной (производственной) деятельности, руб.;

В/ОСср— коэффициент оборачиваемости оборотных средств;

Пр/В— рентабельность продаж.

Формула показывает, что рентабельность оборотных средств зависит от оборачиваемости оборотных средств и рентабельности продаж.

На основе построенных моделей взаимосвязи показателей проводится факторный анализ, определяются направление и сила влияния отдельных факторов на рентабельность. Такой анализ имеет большое значение для выявления резервов повышения рентабельности.

Планирование прибыли

Прибыль является важным показателем плана хозяйственно- финансовой деятельности предприятия. Прогнозы прибыли необходимы для принятия многих управленческих решений:

- обоснования возможности привлечения долгосрочных кредитов и определения реальных сроков их погашения; оценки экономической эффективности, выгодности инвестиционных проектов;

- обоснования возможностей финансирования различных программ.

Цель планирования прибыли на предприятиях — использование выявленных в процессе анализа резервов ее роста и поиск новых возможностей повышения рентабельности.

Предприятия планируют прибыль от продаж, прибыль до налогообложения, чистую прибыль.

Основную массу прибыли предприятия составляет прибыль от продаж (реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг). Планирование этой прибыли может проводиться с использованием разных методов.

Наиболее распространенным является метод прямого счета. Он используется, как правило, на предприятиях с небольшим ассортиментом выпускаемой продукции. Прибыль рассчитывается по каждому виду продукции на основе полной себестоимости единицы продукции, отпускных цен (без налога на добавленную стоимость, акцизов) и плановых объемов товарной продукции в заданном периоде (обычно расчет ведется на год).

Разновидностью метода прямого счета продукции является метод, при котором рассчитывается усеченная себестоимость по всему ассортименту выпускаемой продукции на основе переменных расходов на единицу продукции и планового объема производства товарной продукции. Прибыль при этом определяется как разность между общей стоимостью товарной продукции,

ее усеченной себестоимостью и постоянными расходами предприятия.

Плановый размер прибыли в расчете на товарный выпуск продукции следует отличать от прибыли на объем реализации продукции в плановом периоде. Прибыль от реализации продукции (ПР) в плановом периоде рассчитывается следующим образом:

ПР = ПТП + ПГПн – ПГПк,

где ПТП — прибыль от объема выпуска товарной продукции в плановом периоде, тыс. руб.;

ПГПн — прибыль от продажи остатков нереализованной продукции (готовой продукции на складе) на начало периода, тыс. руб.;

ПГПк — прибыль в остатках готовой продукции на конец планового периода, тыс. руб.

Аналитический метод планирования прибыли применяют наряду с методом прямого счета при широком ассортименте выпускаемой продукции. Этот метод позволяет выявить влияние отдельных факторов на плановую величину прибыли. При использовании аналитического метода прибыль рассчитывают не по отдельным видам продукции, а по всей сравнимой продукции

в целом. Сравнимая продукция планового года — это такая же продукция, которая выпускалась в отчетном периоде. По несравнимой, новой, продукции прибыль планируется отдельно.

Использование аналитического метода предполагает два этапа:

1. Расчет возможной прибыли в планируемом году на основе базовой рентабельности продаж отчетного года и планируемых объемов производства и реализации продукции (или базовой рентабельности производства продукции и планируемой себестоимости реализованной продукции).

2. Расчет влияния на возможную плановую прибыль различных факторов, которые могут привести к ее увеличению или снижению: снижение себестоимости, структурные сдвиги в ассортименте производимой продукции, изменение цен и др. На этом этапе очень важно выявить неиспользованные резервы увеличения прибыли , а также учесть влияние на прибыль внедрения инноваций. Резервами увеличения прибыли являются:

- повышение цен,

- увеличение объема выпуска продукции,

- снижение себестоимости продукции,

- повышение качества продукции и т.д.

Кроме прибыли от реализации продукции предприятие может иметь прибыль от оказания услуг, от реализации основных фондов и другого имущества, от сдачи в аренду помещений, оборудования, от различных финансовых операций и др. Все эти виды прибыли планируют методом прямого счета с учетом соответствующих видов доходов и расходов или на основе опыта прошлых лет.

Тема 9. Формирование доходов и прибыли предприятия 4 часа

Наши рекомендации