Система управления предприятием РГБ на условиях франчайзинга
Франчайзинг форма длительного коммерческого сотрудничества фирм, в котором одна компания передает право на продажу своих товаров и услуг другой, с использованием торговой марки, фирменного дизайна, ноу-хау, деловой репутации, маркетинговых технологий. Франчайзер - компания, которая на основании договора передает право пользования своим товарным знаком, операционными системами, ноу-хау другой компании. Франчайзер организует обучение персонала и контролирует работу данной компании. Франчайзи - фирма или предприниматель, приобретающий у франчайзера исключительное право на ведение коммерческой деятельности от его имени и под его торговой маркой. Крупнейшей компанией, занимающейся франчайзингом в гостиничной индустрии, считается Hospitality Franchise System. За ней следует Choice Hotels International. Третья в этом списке - Holiday Inn Worldwide.
Франчайзер заинтересован в привлечении в свою рыночную сеть новых членов. С этой целью он обычно готовит для заинтересованных лиц документы, наиболее важным из которых является Стандартный пакет франчайзингового предложения (франшиза). Обычно в стандартном пакете оговариваются следующие моменты: - квалификация руководящего состава франчайзера; - финансовое состояние предприятия; - стоимость лицензии; - роялти (регулярная плата, которую франчайзи выплачивает франчайзеру, представляет собой процент от оборота); - общая сумма вложений франчайзи; - возможность предоставления финансирования; - помощь, оказываемая франчайзи; - обязанности сторон; -территория деятельности франчайзи; - «юридическая история» франчайзера (судебные процессы, в которых принимала участие компания); -дополнительное оборудование, которое франчайзи должен приобрести в случае заключения договора.Правоотношения между франчайзером и франчайзи закрепляются подписанием договора.
Франчайзинговый договор - договор, по которому одна сторона (правообладатель) передает другой стороне (пользователю) за соответствующую плату и на определенный или неопределенный срок права на использование фирменного наименования, на коммерческую информацию, на товарный знак, знак обслуживания и т.д. Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть юридические и физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Важнейшим элементом договора франчайзинга является согласование форм оплаты. В практике франчайзинга используются вступительный взнос (паушальный взнос или стоимость франшизы), регулярные отчисления, называемые роялти, плата за маркетинговые услуги. С гостиниц, кроме того, взимается плата за пользование централизованной системой бронирования. Взнос является единовременной фиксированной выплатой за предоставленные права и оказанные услуги. Первоначальный взнос и роялти зависят от известности марки франчайзера. Важнейшим пунктом договора франчайзинга является указание срока его действия. В российском законодательстве взаимоотношения в области «классического» франчайзинга регулируются главой 54 ГК «Коммерческая концессия», поэтому основным результатом разработки юридического пакета (как составной части франшизного пакета) является Договор коммерческой концессии.
Наряду с классической моделью франчайзинга получили развитие такие его варианты, как региональный франчайзинг и развивающийся франчайзинг. Выбирая региональный франчайзинг, франчайзер решает охватить своей деятельностью какой-то географический район, которым может быть столичная область, штат или страна в целом. Франчайзер, осознавая, что не обладает средствами и коллективом, чтобы развиваться так быстро, как хотелось бы, опирается на поддержку главного франчайзи. В свою очередь, главный франчайзи имеет право не только присоединить новых франчайзи в избранном географическом районе, но и обеспечивать их первоначальное обучение, а также оказывать прочие услуги, которые обычно делает сам франчайзер. При развивающемся франчайзинге функции главного франчайзи выполняет группа, обладающая исключительными правами на развитие территории (региона).
Исследование показало, что закрытие предприятий-франчайзи в первые пять лет их работы составляет всего 4%.