Правовые средства антимонопольного регулирования

Действующее антимонопольное законодательство предусматривает достаточно широкий спектр правовых средств антимонопольного регу­лирования. Отличительная особенность этих средств заключается в том, что основной целью их закрепления в законодательстве является обес­печение здоровой конкурентной среды на товарном рынке, а также то, что они применяются компетентньм государственньм органом в строго определенных случаях и в установленном порядке. Этот порядок преду­сматривает, в частности, формы антимонопольного реагирования (чаще всего в виде предписаний) и соблюдение регламентированного актами процесса рассмотрения дел и применения мер ответственности.

В литературе правовые средства антимонопольного регулирова­ния в зависимости от цели их применения предлагается классифици­ровать следующим образом:

· средства, используемые в целях отграничения сфер и объектов антимонопольного регулирования;

· средства, применяемые для предупреждения противоправных антиконкурентных проявлений и контроля за экономической кон­центрацией;

· средства, применяемые с целью пресечения правонарушений в сфере конкуренции.

Не претендуя на подробный анализ, рассмотрим некоторые средства антимонопольного воздействия и основные права анти­монопольного органа, позволяющие ему осуществлять такое воз­действие.

1. Законом о конкуренции (ст. 13 и 14) предусмотрено право доступа к информации, которое реализуется следующим образом:

1) сотрудники антимонопольного органа, надлежащим образом уполномоченные, в целях выполнения возложенных на них функций при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) антимонопольного органа о прове­дении проверки имеют право беспрепятственного доступа в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные наделенные функциями или правами указанных органов власти органы или организации, а также в хозяйствующие субъекты для получения в установленном порядке документов и информации, необходимых антимонопольному органу для выполнения возложенных на него функций;

2) органы внутренних дел в пределах своих полномочий обязаны оказывать помощь сотрудникам нтимонопольного органа при исполнении ими служебных обязанностей;

3) коммерческие и некоммерческие организации, индивидуальные предприниматели, органы исполнительной власти и местного самоуправления, иные органы или организации, наделенные функциями или правами указанных органов власти, должны предоставлять по требованию антимонопольного органа информацию, необходимую для осуществления антимонопольным органом его законной деятельности;

4) сотрудники антимонопольного органа обязаны не разглашать сведения, составляющие коммерческую, служебную, охраняемую законом тайну, которые стали им известны при реализации права на доступ к информации.

2. Информация, полученная сотрудниками антимонопольного ор­гана, позволяет им реализовать полномочие по отграничению сфер и объектов антимонопольного воздействия. В частности, информация используется:

· для определения территориальных и товарных пределов рын­ка, проведения анализа состояния товарных рынков;

· для установления наличия доминирующего положения хозяй­ствующего субъекта;

· для формирования и ведения Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов.

3. Антимонопольный орган вправе проводить проверку соблюдения антимонопольного законодательства хозяйствующими субъектами, федеральными органами исполнительной власти, органами го­сударственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными наделенными функциями и права­ми указанных органов власти органов или организаций.

4. Государственный контроль за созданием, реорганизацией, лик­видацией коммерческих и некоммерческих организаций (ст. 17 Зако­на о конкуренции). Такой контроль, осуществляемый антимонополь­ными органами, может быть предварительным и последующим.

Предварительный контрольпредполагает направление в феде­ральный антимонопольный орган ходатайства о даче согласия на со­здание, реорганизацию, ликвидацию субъектов. Такие ходатайства представляются при слиянии и присоединении коммерческих орга­низаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 30 миллионов МРОТ.

Вместе с ходатайством в антимонопольный орган направляются документы, необходимые для государственной регистрации; сведе­ния об основных видах деятельности и объемах производимой и реализуемой продукции (работ, услуг) на соответствующих товар­ных рынках.

Федеральному антимонопольному органу предоставляется право удовлетворить или отклонить ходатайство, руководствуясь при этом положениями п. 3 ст. 17 Закона о конкуренции. Так, ан­тимонопольный орган отклоняет ходатайство, если удовлетворе­ние ходатайства может привести к ограничению конкуренции на товарном рынке.

Государственная регистрация коммерческих организаций, а так­же внесение записи об их исключении из Единого государственного реестра юридических лиц осуществляются только при наличии предварительного согласия федерального антимонопольного органа.

Последующий контрольпредполагает уведомление учредителя­ми (участниками) антимонопольного органа в 45-дневный срок с даты государственной регистрации. Последующий контроль осуще­ствляется:

· при создании, слиянии, присоединении некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не менее двух коммерческих организаций;

· при изменении состава участников (членов) некоммерческих организаций (ассоциаций, союзов, некоммерческих партнерств), если в состав участников (членов) этих организаций входит не ме­нее двух коммерческих организаций;

· при создании коммерческих организаций, если суммарная стоимость активов учредителей (участников) по последнему балансу превышает 2 миллиона МРОТ;

· при слиянии или присоединении коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 2 миллиона МРОТ.

Перечисленные требования распространяются и на некоммерче­ские организации, осуществляющие или имеющие намерение осу­ществлять координацию предпринимательской деятельности своих участников.

Если антимонопольный орган придет к выводу, что действия, о ко­торых его уведомили, могут привести к ограничению конкуренции, он выдает учредителям (участникам) организации, лицам или органам, принявшим соответствующее решение, предписание о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

Законом о конкуренции предусмотрено, что нарушение установ­ленного порядка осуществления государственного контроля за со­зданием, слиянием, присоединением организаций, невыполнение предписаний антимонопольного органа являются основанием для ликвидации организаций в судебном порядке по иску антимоно­польного органа.

5. Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капи­тале коммерческих организаций. Такой контроль, как и в предыду­щем случае, может быть предварительным (в форме направления в федеральный антимонопольный орган ходатайства о даче согласия) и последующим (в форме уведомления о совершении сделок). Осно­вания и порядок осуществления контроля предусмотрены ст. 18 За­кона о конкуренции.

Неисполнение решений и предписаний антимонопольного органа, вынесенных в соответствии с нормами данной статьи, является осно­ванием для признания соответствующей сделки недействительной по иску антимонопольного органа.

Государственный антимонопольный контроль

Виды контроля Создание коммерческих организаций Слияние, присоединение коммерческих организаций Создание, слияние, присоединение, изменение состава участников некоммерческих организаций
Предварительный Суммарная балансовая стоимость активов учредителей свыше 30 млн. МРОТ
Последующий Суммарная балансовая стоимость активов учредителей свыше 2 млн. МРОТ Суммарная балансовая стоимость активов учредителей свыше 2 млн. МРОТ В состав участников (членов) организации входит не менее двух коммерческих организаций

1. Предварительный контроль заключается в необходимости направить в Федеральную антимонопольную службу ходатайство о даче согласия на совершение соответствующих действий.

Государственная регистрация коммерческих организаций, а также внесение записи об исключении из ЕГРЮЛ осуществляются регистрирующим органом при наличии предварительного согласия антимонопольного органа.

2. В случае последующего контроля учредители направляют в Федеральную антимонопольную службу уведомление в течение 45 дней со дня гос. регистрации.

Нарушение требований является основанием для ликвидации организации в судебном порядке по иску антимонопольного органа.

Государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций и иных случаях :

  Предварительный контроль Последующий контроль
Приобретение акций (долей) с правом распоряжения более чем 20% уставного капитала Суммарная стоимость активов больше 30 млн.; один из участников сделки внесен в Реестр хозяйствую- щих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 39%; приобретателем является группа лиц, контролирующая деятельность хозяйствующего С-а Суммарная стоимость активов превышает 2 млн. МРОТ
Получение в собственность, пользование или владение основными производственными средствами или нематериальными активами, если балансовая стоимость имущества являющегося предметом сделки, превышает 10% балансовой стоимости основных производственных средств и нематериальных активов продавца
Приобретение прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его исполнительного органа
Избрание физических лиц в исполнительные органы, советы директоров хозяйствующих субъектов Суммарная балансовая стоимость активов свыше 2 млн. МРОТ; хозяйствующие С-ы внесены в Реестр хозяйствующих С-ов имеющих долю на рынке определенного товара более 35%

Сделки, совершенные в нарушение установленного порядка, могут быть признаны недействительными по иску Федеральной антимонопольной службы.

Отдельным видом государственного антимонопольного контроля является принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций и некоммерческих организаций, занимающихся предпринимательской деятельностью, в случае систематического осуществления ими монополистической деятельности, т.е. если в течение трех лет выявлено более двух фактов проведения ими монополистической деятельности.

Условия для принудительного разделения (выделения):

1) если это ведет к развитию конкуренции;

2) возможность организационного и территориального обособления структурных подразделений;

3) отсутствие между структурными подразделениями тесной технологической связи (если объем потребляемой юридическим лицом продукции структурного подразделения не превышает 30% общего объема производимой этим подразделением продукции);

4) возможность юридических лиц в результате реорганизации самостоятельно работать на рынке определенного товара.

Принудительная ликвидация организации в судебном порядке по иску антимонопольного органа возможна в случае, если:

- она осуществляет координацию предпринимательской деятельности коммерческих организаций, которая имеет или может иметь своим результатом ограничение конкуренции (п. 5 ст. 6 Закона о конкуренции на товарных рынках);

- нарушен порядок государственного контроля согласно ст. 17 данного Закона.

Наши рекомендации