Условия деятельности в условиях рынка
Бюджетных организаций | Коммерческих компаний |
1. План выпуска продукции по номенклатуре и перечень услуг. 2. Наряды на поставки сырья, материалов и комплектующих изделий. 3. Ограничения по выбору хозяйст-венных партнеров. 4. Разнарядки на готовую продукцию и услуг потребителям. 5. Регулируемая учредителями цена продукции и услуг. 6. Финансирование органами власти процесса жизнедеятельности и развития. | 1. Свободный выбор видов деятельности, получение лицензии (при необходимости). 2. Свободный выбор источников получения ресурсов, в том числе из-за рубежа. 3. Свободные взаимовыгодные горизон-тальные хозяйственные связи. 4. Свободная реализация готовой продук-ции и оказание услуг потребителям. 5. Свободная цена равновесия рыночного спроса и предложения, кроме монополистов. 6. Собственные или заемные средства, перспектива развития или банкротства. |
Во-первых, в условиях смешанной экономики органы государственной и муниципальной власти, а также местного самоуправления определяют (прогнозируют) требуемые социальные потребности в продукции, работах и услугах, учреждают необходимые бюджетные организации, устанавливают им соответствующий социальный заказ и выделяют необходимые централизованные ресурсы.
Как показал практический опыт задания по социальному заказу необходимо устанавливать детально, в том числе по выпуску продукции по номенклатуре и перечень услуг. Проведенный в 1968 г. эксперимент по доведению задач до производственных предприятий, которые в то время все были бюджетными, в денежном выражении вполне закономерно привел к свободе выбора ими наиболее выгодного ассортимента производимой продукции, в результате которого из продажи исчезли дешевые, но необходимые потребителям товары, поэтому эксперимент был срочно прекращен.
Нецелевое расходование руководством бюджетных организаций выделенных бюджетных средств является должностным преступлением и подлежит ответственности в соответствии с действующим законодательством.
К реализации социального заказа могут на конкурсной основе привлекаться и коммерческие компании с последующей оплатой органами власти выполненной продукции, работ и услуг по единым расценкам (тарифам), что создает основу для сокращения числа бюджетных организаций.
Коммерческие компании, учрежденные их руководством на свой страх и риск, имеют право свободного выбора видов и масштабов деятельности, кроме запрещенных законами Российской Федерации (свободная реализация наркотических средств, оружия и проституция). Органы власти берут на себя функцию проверки способности коммерческих компаний качественно выполнять наиболее важные для общества виды деятельности путем их лицензирования по установленным законодательством показателям.
По законам маркетинга в целях устойчивости на рынке коммерческим компаниям рекомендуется осваивать не менее трех видов деятельности, так одновременно получить негативные результаты в них практически невозможно, за исключением лишь в случае форс-мажорных обстоятельств.
Во-вторых, учредители бюджетных организаций обязаны создать необходимые условия эффективной их деятельности, в том числе обеспечить их помещениями, оборудованием и техникой. Для текущей производственной деятельности от учредителей требуются поставки всего необходимого, включая сырье, материалы и комплектующие изделия.
В условиях рынка, учитывая возможность самостоятельной закупки необходимых ресурсов руководством самих бюджетных организаций, им могут выделяться необходимые финансовые средства при условии создания конкурса (тендера) между потенциальными поставщиками (не менее трех) с последующим выбором наиболее выгодного поставщика по критериям минимальной стоимости ресурсов при надлежащем качестве, что должно обеспечить экономию бюджетных средств.
Рыночные условия предполагают свободный выбор источников получения ресурсов руководством коммерческих компаний, а отказ государства от монополии на внешнеэкономическую деятельность дает возможность выхода коммерческих компаний на международный рынок.
В-третьих, разделение и специализация общественного труда связаны с налаживанием партнерских связей, которые в особых случаях для бюджетных организаций могут ограничиваться учредителями. В частности финансовые средства в настоящее время до бюджетных организаций доводятся через федеральное казначейство, представительства которых по существу являются специализированными финансовыми институтами, действующими под контролем органов государственной и муниципальной власти. Учитывая подчиненность таких финансовых институтов органами власти им дополнительно вменено в обязанность не только своевременно доводить до получателей выделенные бюджетные финансовые средства, но и контролировать целевое их использование.
Создание специальных финансовых институтов было обусловлено негативным опытом, когда при финансировании бюджетных организаций через коммерческие банки часто имели случаи несвоевременного доведения денежных средств до получателей, так как коммерческие банки стремились использовать бюджетные деньги на некоторое, подчас длительное время, в качестве своих оборотных средств.
В условия рынка органы власти лишены права вмешиваться в хозяйственную деятельность коммерческих компаний, которые самостоятельно выбирают свободные взаимовыгодные горизонтальные хозяйственные связи, включая и договорные отношения с зарубежными партнерами.
Выход коммерческих компаний на международный рынок вынуждает применять единые технологии товародвижения с зарубежными партнерами с использованием основ логистики как управления рациональным товародвижением.
В-четвертых, бюджетные организации в условиях выделения органами власти ограниченных ресурсов, так как общественные потребности в любой стране практически всегда превышают потребности, отпускают или доставляют готовую продукцию потребителям согласно разнарядок, оказывают услуги на закрепленных для обслуживания групп населения согласно выделяемых лимитов.
Коммерческие компании реализуют производимую продукцию, работы и услуги на рынке в условиях конкурентной среды. Поэтому им недостаточно лишь организовать производство, но необходимо самостоятельно заботиться об их реализации с учетом потребностей насыщенного рынка. Для этого коммерческие компании самостоятельно изучают рыночный спрос и предложение, проводят рекламную деятельность в целях продвижения своей продукции, работ и услуг на рынок.
В-пятых, ценообразование в бюджетной сфере осуществляется под контролем соответствующих органов власти, для этого бухгалтериями бюджетных организаций производится расчет себестоимости продукции, работ и услуг, результаты которой представляются учредителям. На основе проверки расчета себестоимости, установления уровня рентабельности определяется (утверждается) централизованная цена продукции, работ и услуг.
В тех случаях, когда такая цена превышает платежеспособность населения, то для снижения социальной нагрузки цена снижается учредителями до приемлемого уровня за счет выделения целевых дотаций из соответствующего бюджета.
Коммерческие компании устанавливают цену продукции, работ и услуг самостоятельно с учетом равновесия рыночного спроса и предложения. Согласно международным правилам органы власти применяют два основных метода защиты от завышения рыночных цен: коммерческие компании, которые занимают более 35% рынка, подлежат делению на части, чтобы в каждом сегменте рынка функционировали не менее трех конкурентов; для естественных монополистов применяется ценовая политика как для бюджетных организаций.
В-шестых, финансирование деятельности бюджетных организаций осуществляют органы власти, включая обеспечение их текущей жизнедеятельности, а также выделение целевых капиталовложений на развитие.
Коммерческие компании развиваются за счет собственных (заемных) средств, а при неплатежеспособности подлежат процедуре банкротства. Лишь отдельные коммерческие компании, действующие в социально значимых сферах, могут рассчитывать на государственную поддержку.
Таким образом руководители бюджетных организаций осуществляют управление их деятельностью по выполнению установленных им заданий при выделенных ресурсах. Сопоставление условий деятельности бюджетных организаций и коммерческих компаний в условиях смешанной экономики позволяет установить:
в бюджетных организациях осуществляется управление их деятельностью по выполнению заданного плана на выделяемые бюджетные средства;
в коммерческих компаниях осуществляется процесс менеджмента как управления в условиях свободы выбора видов деятельности, поставщиков, хозяйственных партнеров, потребителей, цены продукции и услуг, но при особой ответственности за результаты деятельности вплоть до банкротства.
В коммерческих компаниях кроме процесса менеджмента осуществляются также процессы маркетинга как комплекса задач по изучению рыночного спроса и предложения, выбору наиболее выгодного сегмента рынка и рекламного воздействия на потенциальных потребителей.
Коммерческие компании также самостоятельно осуществляют логистические процессы по организации товародвижения в целях снабжения, обеспечения производства и сбыта продукции, работ и услуг на рынке.
Имеются существенные различия целей деятельности:
цель бюджетной организации - выполнение установленных заданий по выполнению социального заказа на выделенные бюджетные средства;
цель коммерческой компании - получение максимальной прибыли и дальнейшее развитие за счет заработанных средств.