Согласно Закона индивидуальное предпринимательство осуществляется физическими лицами - гражданами Республики Казахстан и оралманами в виде личного или совместного предпринимательства.

Личное предпринимательство осуществляется одним физическим лицом самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользование и (или) распоряжение имуществом.

Совместное предпринимательство осуществляется группой физических лиц (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принадлежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и (или) распоряжение имуществом.

При совместном предпринимательстве все сделки, связанные с частным предпринимательством, совершаются, а права и обязанности приобретаются и осуществляются от имени всех участников совместного предпринимательства. [3].

Формами совместного предпринимательства Законом определено:

  • предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместной собственности супругов;
  • семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной собственности на приватизированное жилище;
  • простое товарищество, при котором частное предпринимательство осуществляется на базе общей долевой собственности [12].

Индивидуальное предпринимательство с использованием формы простого товарищества осуществляется в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

Индивидуальные предприниматели несут ответственность по своим обязательствам всем своим имуществом, за исключением имущества, на которое взыскание не может быть обращено в соответствии с законами Республики Казахстан.

При осуществлении личного предпринимательства физическое лицо несет ответственность всем имуществом, принадлежащим ему на праве собственности, в том числе долей в общей собственности супругов [13].

Согласно статистическим данным на 1 сентября 2011 года, в Казахстане число индивидуальных предпринимателей составило 430 804, или 63,8% от общего числа активно действующих субъектов малого и среднего предпринимательства.

Наибольшее количество активных индивидуальных предпринимателей по данным Налогового Комитета Министерства финансов Республики Казахстан сосредоточено в Южно-Казахстанской -45 806 (10,6% от общего количества), Восточно-Казахстанской - 40 693 (9,4%), Алматинской - 40 231 (9,3%), в г. Алматы - 55 246 (12,8%).

Численность занятых в Малом и Среднем предпринимательстве составила 2 487,4 тыс. человек, в том числе индивидуальных предпринимателей - 697 062 человека, или 28% [4].

Выпуск продукции (товаров и услуг) за январь-август 2011 года индивидуальными предпринимателями составил 366,6 млрд. тенге (7,2% от продукции, выпущенной всеми малыми и средними предпринимателями).

Сравнение перечисленных показателей деятельности индивидуальных предпринимателей с аналогичным периодом прошлого года показывает их увеличение. Так, число индивидуальных предпринимателей выросло почти на 33%, численность - на 11,5% и выпуск продукции - почти на 24%.

В целях создания более благоприятных условий для ведени бизнеса Глава государства объявил мораторий на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства в 2008 и 2009 годах и дал поручение упорядочить и оптимизировать такие проверки. [5]

В целях исполнения указанного поручения 17 июля 2009 года принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства» (далее - Закон по вопросам предпринимательства). Поправки внесены в 72 законодательных акта, в том числе в 8 кодексов.

Впервые в едином Законе по вопросам предпринимательства прописан общий почти для всех государственных органов (за исключением Национального Банк, Агенство по Защите Конкуренции, Счетного Комитета и силовых органов) порядок проведения проверок, а также обновлены принципы, задачи госконтроля за субъектами частного предпринимательства, определены цели, предмет, формы проверок, устанавливается единый порядок их проведения, систематизированы виды проверок и основания их назначения.

Бизнесу предоставлены дополнительные возможности для защиты своих прав при проверках, включая: фиксирование процесса осуществления проверки; привлечение третьих лиц к участию в проверке; не допущение к проверке должностных лиц государственных органов в случае существенных нарушений порядка назначения и проведения проверки и другие[6].

С 2010 года планирование и проведение проверок осуществляется на основе системы оценки рисков, в соответствии с которой каждый госорган должен определить, где нарушения имеют более тяжелые последствия, а где нет, и распределить предпринимателей по группам риска: высокой, средней и незначительной. В зависимости от группы риска госорганы проверяют чаще субъектов высокой степени риска 1 раз в год, средней степени риска - 1 раз в 3 года, а незначительной - 1 раз в 5 лет. Результатом внедрения системы оценки рисков по информациии Комитета по правовой статистике Министерства юстиции Республики Казахстан явилось уменьшение количества проведенных плановых проверок в 2010 году по отношению к 2007 году на 15% (для сравнительного анализа указаны данные 2007 года, так как в 2008 и 2009 годах действовал мораторий на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства). Наибольшее количество проверок проведено министерствами здравоохранения - 281916 (52%), по чрезвычайным ситуациям - 79170 (15%), финансов - 38772 (7%). Количество внеплановых проверок в отношении субъектов частного предпринимательства за 2010 год (193 077) по сравнению с 2007 годом (92 948) увеличилось в 2 раза [4].

К причинам увеличения количества внеплановых проверок можно отнести учет проверок, ранее не подлежащих регистрации в органах правовой статистики (так, например, не подлежали регистрации проверки, инициированные субъектами частного предпринимательства на получение лицензии, иных разрешительных документов), а также обязанность каждого государственного органа оформлять акт о назначении проверки и регистрировать его в органе по правовой статистике при одновременном проведения проверки несколькими государственными органами. Таким образом, внедрение системы оценки рисков позволило оптимизировать и упорядочить проверки субъектов предпринимательства.

Согласно Закона государственные органы, утверждая план проведения проверок, направляют его в уполномоченный орган по правовой статистике и специальным учетам для формирования Генеральной прокуратурой ежегодного сводного плана проведения плановых проверок и размещения на веб-сайте Генеральной прокуратуры. При этом изменения в планы проверок не допускаются. Каждый предприниматель может узнать когда, какой государственный орган придет к нему с проверкой. Это позволило устранить неурегулированность процедуры отбора предпринимателей для включения в план проверок.

В целях формирования единой правовой базы контрольно-надзорной деятельности государственных в январе 2011 года принят Закон Республики Казахстан «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан». Закон регулирует общие правовые основы государственного контроля и надзора в Республике Казахстан и направлен на установление единых принципов осуществления контрольной и надзорной деятельности, а также на защиту прав и законных интересов государственных органов, физических и юридических лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль и надзор.

Законом устанавливаются:

  • порядок проведения проверок, осуществляемых органами контроля и надзора;
  • порядок взаимодействия органов контроля и надзора при проведении проверок;
  • права и обязанности проверяемых субъектов при проведении контроля и надзора, меры по защите их прав и законных интересов;
  • права и обязанности органов контроля и надзора и их должностных лиц при проведении проверок [7].

Вместе с тем действие закона не распространяется на сферы, связанные с высшим надзором, осуществляемым прокуратурой, контролем и надзором в ходе досудебного производства по уголовному делу, оперативно-розыскной деятельностью, контролем за соблюдением условий контрактов на осуществление инвестиций, предусматривающих инвестиционные преференции и т.д.

В целях дальнейшего снижения административной нагрузки на бизнес в июле 2011 года Главой государства подписан Закон, предусматривающий повышение уровня ведомственных актов государственных органов, устанавливающих требования обязательные для бизнеса до уровня постановлений Правительства, указов и законов. Это позволит бизнесу получить доступ к нормативно-правовым актам, повысится его правовая грамотность и прозрачность нормотворческой деятельности государственных органов. Работа по реформированию лицензионно-разрешительной системы проводится государством на постоянной системной основе. Так, реформа Закона «О лицензировании» в 1998-1999 годах коснулась нескольких аспектов:

  • генеральные лицензии, выдаваемые на осуществление определенного вида деятельности, должны выдаваться без ограничения срока, а лицензионный сбор, до этого взимавшийся ежегодно, стал подлежать разовой оплате на момент получения лицензии;
  • законодательно закрепляются меры государственной защиты субъектов малого предпринимательства. Так, срок выдачи лицензий для таких субъектов сокращен с 30 до 10 рабочих дней, а компетенция на приостановление действия лицензий субъектов малого предпринимательства передана судам;
  • предоставлено право лицензиарам делегировать полномочия по выдаче лицензий своим территориальным подразделениям

В 2003 году координирующим органом в области совершенствования системы лицензирования определенно Министерство экономики и бюджетного планирования РК и проведена реформа, направленная на децентрализацию функций лицензирования. В результате право лицензирования наиболее востребованных бизнесом видов деятельности передано на уровень местных исполнительных органов.

В 2007 году в результате большой подготовительной работы принят новый Закон РК «О лицензировании». Осуществлена унификация всего лицензионного законодательства, в том числе установление исчерпывающего перечня лицензируемых видов и подвидов деятельности только на уровне закона. Также впервые введены принципы «молчание знак согласия», «одного окна» и термин «единый технологический процесс»[16].

В рамках административной реформы по снижению административной нагрузки на бизнес Правительством была одобрена Концепция совершенствования разрешительной системы в Республике Казахстан на 2009-2011 годы (далее - Концепция).

В реализацию Концепции 15 июля 2011 года принят Закон, которым сокращаются 348 разрешительных документа (процедур) из 1015 выявленных, а также упрощаются разрешительные процедуры путем сокращения временных затрат и издержек бизнеса.

Помимо сокращения разрешений, предусматривается упрощение разрешительных процедур через:

  • распространение принципа «одного окна» на согласования со всеми государственными органами при получении лицензий. Согласно этому принципу, взятому из передового мирового опыта, все необходимые согласования для выдачи лицензии должен получать не предприниматель, а сам государственный орган;
  • распространение принципа «молчание - знак согласия» на все разрешения. Принцип предусматривает обязанность государственного органа-лицензиара выдать лицензию в случае, если лицензиаром в срок, установленный для выдачи документа, не была выдана лицензия или мотивированный отказ в ее выдаче. Принцип был заложен в законе о лицензировании с 2007 года, но не работал в полной мере, так как механизм его реализации предусматривал необходимость подачи предпринимателем повторного заявления на выдачу лицензии в случае невыдачи ее в установленный срок. Новым законом ужесточается обязанность лицензиара выдавать лицензию по истечению установленного срока без права дать отказ. Кроме того, данный принцип распространяется на все разрешительные процедуры;
  • установление единого срока выдачи лицензий - 15 рабочих дней. До принятия Закона для субъектов малого предпринимательства срок выдачи разрешения составлял 10 дней, а для остальных - 30 дней. Однако, субъекты малого предпринимательства не имели возможности подтвердить свой статус, так как отсутсвовал (и отсутствует до сих пор) уполномоченный орган, определяющий статус субъекта предпринимательства, а госорган - лицензиар требовал представление такой справки либо рассматривал документы в 30-дневный срок;
  • проверка представленного пакета документов на полноту в двухдневный срок; Одной из проблем при получении разрешений предприниматели называют длительные сроки рассмотрения документов. Имели место затягивание рассмотрения документов и дача отказов в рассмотрении по мотивам неполноты представленных документов в последний день срока, установленного для выдачи разрешения. Для устранения этой проблемы установлена обязанность проверки представленных документов на полноту в течении 2 рабочих дней с момента поступления документов. По истечении этого срока, государственный орган не вправе отказать в выдаче разрешения по этому основанию и вся ответственность за непредставление какого-либо документа ложится на государственный орган;
  • исключение обязательного нотариального заверения документов. Еще одним существенным и неоправданным барьером для входа на рынок для начинающего бизнесмена являются затраты на нотариальное заверение большинства из представляемых документов. Нотариальное заверение было обусловлено минимизацией рисков представления поддельных и иным образом несоответствующих действительности документов. Законом же дается право представления ненотариально заверенных копий документов с предоставлением оригиналов для сверки.

По информации Министертства экономического развития и торговли Республики Казахстан (далее - Министерство), являющегося основным разработчиком принятых в июле текущего года законов, ожидается, что указанные меры приведут к сокращению лицензионно-разрешительного документооборота более, чем на 800 тысяч единиц в год. Кроме того, повысится ответственность государственных органов при выдаче разрешений. В апреле текущего года Главой государства дано поручение Правительству по дальнейшему сокращению количества лицензий и разрешений дополнительно на 30%. Для реализации данного поручения и создания благоприятных условий для развития предпринимательства необходимо дальнейшее систематическое осуществление государственного регулирования малого и среднего бизнеса посредством использования принципиально новых подходов.

Первым пятилетним индустриальным планом реализации 10-летней стратегии развития страны стала утверждённая Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы, целью которой является обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности [14].

На период до 2015 года основным приоритетом политики форсированной индустриализации станет реализация крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики с мультипликацией новых бизнес возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки.

В целом, государственная поддержка диверсификации экономики будет осуществляться через реализацию системных мер экономической политики на макро- и секторальном уровнях, а также селективных мер поддержки конкретных секторов экономики и проектов [15].

В рамках реализации программы Казахстан к 2014 году должен достичь таких результатов, как: рост ВВП - на 50% от уровня 2008 года, повышение производительности труда в обрабатывающей промышленности не менее, чем в 1,5 раза, увеличение доли несырьевого экспорта до 40%, снижение энергоемкости ВВП не менее, чем на 10% от уровня 2008 года, а также увеличение доли инновационных предприятий от числа действующих до 10% [4].

Литература

1. Данные Агентства РК по статистикеstat.kz

2. Закон Республики Казахстан «О защите и поддержке частного предпринимательства» от 04.07.1992 года, Документ признан утратившим силу в соответствии с Законом Республики Казахстан от 31.01.2006N 124-3. ИС ПАРАГРАФ.

3. Закон Республики Казахстан «О частном предпринимательстве» от 31 января 2006 годаN 124-III. ИСПАРАГРАФ.

4. Данные Агентства РК по статистикеstat.kz

5. Премьер-Министр РК объявил мораторий на проверки малого и среднего бизнеса ИСkazinform.kz

6. Закон Республики Казахстан от 17.07.2009N 188-4 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам частного предпринимательства" ИС ПАРАГРАФ.

7. Закон Республики Казахстан от 06.01.2011N 377-IV ЗРК "О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан" ИС ПАРАГРАФ.

8. Постановление Президента Республики Казахстан от 5 мая 1992 г. №737 «О государственной программе поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстан на 1992-1994 гг.» // Ведомости Верховного Совета РК, №9. - 1992. - С. 144-148

9. Постановление Президента Республики Казахстан от 10 июня 1994 г. № 1727 «О государственной программе поддержки и развития предпринимательства в Республике Казахстана на 1994-1996гг.» // Республиканский центр правовой информации Министерства юстиции Республики Казахстан, База данных «Закон», К 941727.

10. Указ Президента Республики Казахстан «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» от 6 марта 1997г. № 3398 // Казахстанская правда, 1997, 13 марта.

11. Указ Президента РК от 31 декабря 1998 г. № 4189 «О государственной программе развития и поддержки малого предпринимательства в Республике Казахстан на 1999-2000 годы» // Казахстанская правда, 1999, 7 января.

12. Закон РК «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997г. № 131-1 (с изменениями и дополнениями от 10.07.1998 г., 26.07.1999 г., 29.11.1999г.) // Предпринимательство в Республике Казахстан. Сборник нормативных актов. -Алматы: ЮРИСТ, 2000. - С. 5-14.

13. Закон РК от 19 июня 1997 года № 135-1 «Об индивидуальном предпринимательстве» (с изменениями и дополнениями от 8.12.1997г., 29.11.1999г.) // Предпринимательство в Республике Казахстан. Сборник нормативных актов. - Алматы: ЮРИСТ, 2000. - С. 225-242.

14. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию на 2010-2014 годы, утверждённая Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года №958

15. Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года № 922 «Стратегический план Республики Казахстан-2020».

16. Закон Республики Казахстан от 11.01.2007 № 214-Ш"О лицензировании"

*

Наши рекомендации