Овцы, синица, глобус, курица, письмо, солнце, месяц, птенцы, сахар, огурец, страница, лисица, голос, посёлок, крыльцо.
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания.) Составь схемы слов, которые оканчиваются на букву С и на букву Ц.
Составь схему трёхсложного слова, в котором согласных больше, чем гласных. Докажи, что ты сделал это правильно.
4. Чётко прочитай словосочетания, выделяя голосом ударный слог. Скажи, в каких словах есть изучаемые буквы, и назови их:
офицер армии; пшеница фермера; больница завода; улица города; масло из деревни. |
Измени второе слово в каждом словосочетании так, чтобы в нём появился изучаемый звук. Какой это звук?
Запиши вновь образованные словосочетания. Проанализируй их, доказывая правильность выполнения задания.
5. Прочитай внимательно предложения с пропущенными словам Добавь в каждое предложение недостающее слово с изучаемым звуком:
Над лесом светит ясное .... Листья капусты объ- | ||
едают .... Гусениц поедают ... . Ученица-озорник | ||
получила .... Москва — ... России. В кустах весег: | ||
свистит ... . |
(Задание выполняют 2 ученика — по 3 предложения. Каждый является «контролёром» другого.)
Посмотри внимательно на предложения и скажи, с какой изучаемой буквой (звуком) слов в предложениях больше.
Проанализируй слова с изучаемыми звуками.
Звуки Ц-Т
1. Чётко прочитай пары слогов:
ца-та |
цы-ты |
ец-ет |
Назови согласные звуки в данных слогах; охарактеризуй их.
Прочитай обратные слоги; прямые слоги.
С первой парой слогов составь слова так, чтобы они были в начале слов, со слогами второй и третьей пары — так, чтобы они были в конце слова.
Проанализируй составленные слова.
* Цапля, царь, тапки, тачка; цыган, цыплёнок, тыква, тысяча; борцы, бойцы, коты, мосты; китаец, молодец, пакет, рулет.
2. Чётко прочитай слова, выделяя ударный слог:
пятница, платок, лицо, младенец, пастух, |
цветок, танцор, яйцо, вратарь. |
Подумай, какие задания с этими словами можно предложить товарищу.
Составь из данных слов предложения. Запиши их.
Найди в предложениях слова с изучаемыми звуками; проанализируй их.
У •они большой пушистый .... Он лакае• молоко |
из .... Све•а дразни• .... Ко• сильно ... Светлане |
ли•о. Светлана горько ... Ко• от с•ыда убегае• |
из ... . |
3. Чётко прочитай и запиши предложения, вставляя пропущенные буквы и слова:
(Взаимопроверка с обсуждением правильности выполнения задания (развёрнутое учебное высказывание).)
'■ Прослушай внимательно загадки. Назови отгадки.
Солнце печёт, липа цветёт,
Рожь колосится, золотится пшеница.
Кто знает, когда это бывает?
(Летом)
Не птичка, а с крыльями,
Над цветами летает,
Медок собирает.
(Бабочка)
Из-под снега расцветает,
Раньше всех весну встречает.
(Подснежник)
Съем червя, попью водицы,
Хлебных крошек поищу,
А потом снесу яичко,
Ребятишек угощу.
(Курица)
Назови слова с изучаемыми звуками в загадках и отгадках. Проанализируй состав,выдели ударный слог.
Составь со словами-отгадками, содержащими изучаемые звуки, предложения, включив в них 1—2 слова со звуками Ц—Ч.
Запиши составленные предложения. Подчеркни твёрдую согласную синим цветоам. мягкую — зелёным.
2. Четко прочитай столбики слогов:
ач-ац | ча-ца |
ец-еч | це-че |
ич-иц | чи-цы |
Назови согласные звуки в данных слогах; охарактеризуй их.
Прочитай сначала слоги с мягким согласным звуком; затем — с твёрдым
Прочитай прямые слоги; обратные слоги.
Составь слова с первыми двумя парами открытых слогов так, чтобы эти звуки были в начале слова. С третьей парой открытых слогов составь слова так, чтобы эти слоги были в конце слова.
Проанализируй составленные слова; выдели ударный слог.
3. Подумай, какую из изучаемых букв надо вставить:
Веернее, ашка, пере, етвёртый, солне, жгуий, ужая, •еяш пале, граниа.
Вставь недостающие буквы и чётко прочитай слова. Проанализируй их. Составь из данных слов словосочетания. Запиши их. Выдели ударный гласный. Подчеркни синим цветом твёрдую согласную, зелёным — мягкую.
4. Внимательно прочитай слова, выделяя ударный слог:
ручей | скачет |
цыган | отлично |
матчи | яйца |
добыча | молодцы |
овца | красавцы |
Скажи, правильно ли они распределены в столбики по наличию изучаемых твёрдого и мягкого звуков? Докажи правильность своего ответа. Предложи такое же задание своим товарищам.
5. Запиши под диктовку предложения: