Понятие и виды нематериальных активов

Нематериальные активы (НМА) - это объекты долго­срочного пользования (более 12 месяцев), не имеющие ма­териально-вещественной формы, но имеющие стоимост­ную оценку и приносящие доход.

Согласно ПБУ 14/2007 для принятия к бухгалтерскому учету активов в качестве нематериальных активов необ­ходимо единовременное выполнение следующих условий:

• способность приносить организации экономические выгоды в будущем;

• отсутствие материально-вещественной (физической) формы;

• возможность идентификации (выделения, отделе­ния) объекта от других объектов;

• использование в производстве продукции, при вы­полнении работ или оказании услуг либо для управ­ленческих нужд организации;

• использования в течение длительного времени, т. е. срока полезного использования продолжительнос­тью свыше 12 месяцев или обычного операционно­го цикла, если он превышает 12 месяцев;

• организацией не предполагается продажа объекта в течение 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

• фактическая (первоначальная) стоимость объекта может быть достоверно определена;

• организация должна осуществлять контроль над объектами, иметь надлежаще оформленные докумен­ты, подтверждающие существование самого актива у организации на результаты интеллектуальной дея­тельности или средства индивидуализации (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство инди­видуализации, документы, подтверждающие переход исключительного права без договора и др.).

Согласно ПБУ 14/2007 в состав нематериальных акти­вов включаются результаты интеллектуальной деятельно­сти, средства индивидуализации, деловая репутация и сек­реты производства (ноу-хау).

К результатам интеллектуальной деятельности относят­ся исключительные права на:

- произведения литературы, науки, искусства;

- программы для электронных вычислительных ма­шин и базы данных; смежные права;

- изобретения, промышленные образцы;

- полезные модели;

- селекционные достижения;

- топологии интегральных микросхем и др.

К средствам индивидуализации относятся исключи­тельные права на:

- товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования;

- владение ноу-хау, секретной формулой;

- деловая репутация.

В настоящее время секреты производства (ноу-хау) учи­тываются в качестве НМА только в налоговом учете (п. 3 ст. 257 НК РФ).

В состав нематериальных активов не включаются: ин­теллектуальные и деловые качества персонала, их квалификация; организационные расходы, связанные с образо­ванием юридического лица.

Нематериальные активы делятся на следующие группы:

• объекты интеллектуальной собственности;

• деловая репутация организации.

Интеллектуальная собственность - это результаты ин­теллектуальной деятельности и приравненные к ним сред­ства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана.

Таким образом, согласно ПБУ 14/2007, под интеллек­туальной собственностью понимается сам неотчуждаемый объект исключительного права на этот объект.

Объекты интеллектуальной собственности делятся на два вида:

• регулируемые патентным правом;

• регулируемые авторским правом.

Патентное право охраняет содержание изобретения. Для охраны изобретения необходима регистрация в соот­ветствующих органах.

Для объектов авторского права не требуется регистра­ции. Автору лишь необходимо выразить свое произведе­ние в любой объективной форме, позволяющей произво­дить указанный объект.

Деловая репутация, учитываемая в составе нематери­альных активов, возникает в связи с приобретением пред­приятия как имущественного комплекса (в целом или его части).

Стоимость приобретенной деловой репутации опреде­ляется расчетным путем как разница между покупной це­ной, уплачиваемой продавцу при приобретении предпри­ятия как имущественного комплекса, и суммой всех ак­тивов и обязательств по бухгалтерскому балансу на дату его приобретения.

Деловая репутация может быть положительной и от­рицательной. Положительную деловую репутацию следует рассматривать как надбавку к цене, уплачиваемую по­купателем в ожидании будущих экономических выгод в связи с приобретенными активами.

Отрицательная деловая репутация является, по сути, скидкой с цены, предоставляемой покупателю в связи с отсутствием стабильных покупателей, навыков маркетинга и сбыта, деловых связей, опыта управления, уровня ква­лификации персонала и т. д.

Отрицательная деловая репутация в полной сумме отно­сится на финансовые результаты организации в качестве прочих доходов.

Единицей бухгалтерского учета нематериальных активов является инвентарный объект.

Инвентарным объектом нематериальных активов явля­ется совокупность прав, возникающих из одного патента, свидетельства, договора об отчуждении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, предназначенных для выпол­нения определенных самостоятельных функций.

Наши рекомендации